Основы ценообразования в сфере электроснабжения

Подборка наиболее важных документов по запросу Основы ценообразования в сфере электроснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.08.2021 N Ф04-3692/2021 по делу N А75-6065/2020
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в размере полученных от гарантирующего поставщика денежных средств за передачу электроэнергии, неустойки.
Обстоятельства: Сетевая организация (истец) ссылалась на необоснованную оплату гарантирующим поставщиком оказанных услуг по передаче ресурса в спорных точках поставки другой сетевой организации (ответчику) в связи с приобретением последней сетей от предыдущего собственника.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку переход объектов электросетевого хозяйства не учтен в тарифном решении на год; в остальной части дело передано на новое рассмотрение, так как судом не проверена правомерность исключения объема потерь в неотарифленных электросетевых объектах.
При этом просчеты тарифного регулирования условно могут быть разделены на объективные (к каковым судебная практика относит, прежде всего, подключение новых объектов электроснабжения, изменение схемы энергоснабжения - определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139, от 19.01.2017 N 305-ЭС16-10930(1,2)) и субъективные. Из них первые корректируются мерами последующего тарифного регулирования (пункт 7 Основ ценообразования, пункты 19, 20 Методических указаний N 20-э/2), вторые, к которым, помимо прочего, может быть отнесен выход за рамки тарифной экономической модели региона, являются рисками предпринимательской деятельности сетевой организации и возмещению по общему правилу не подлежат.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Макаров О.В., Свирков С.А., Сысоев Н.Н., Артемьев Е.В., Беляев М.А., Федосова А.В., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
- цен на мощность генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей, - в соответствии с п. 125 Правил оптового рынка N 1172, п. 45 Основ ценообразования N 1178;
Вопрос: Какой порядок учета расходов на аренду?
("Официальный сайт ФАС России", 2020)
Ответ: В соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с п. 29 Основ ценообразования. Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов. Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1892 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)" внесены изменения в пп. 5 п. 28 Основ ценообразования. Так, расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. Указанные изменения вступили в силу 30.12.2019. Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861
(ред. от 29.11.2023)
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
Расходы на выполнение сетевой организацией и системным оператором функций по рассмотрению и согласованию схем выдачи мощности или схем внешнего электроснабжения, предусмотренных настоящими Правилами и правилами разработки и согласования схем выдачи мощности и схем внешнего электроснабжения, учитываются в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике соответственно. Взимание с заявителя или проектной организации отдельной (дополнительной) платы за выполнение сетевой организацией и системным оператором указанных функций не допускается.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614
(ред. от 31.08.2023)
"О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"
(вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)")
9. Установить, что уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению, не позднее 1 августа 2013 г. утверждают регламент обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы между заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссией, созданной в установленном порядке для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к Положению, - не позднее 4 месяцев до даты перехода населения и приравненных к нему категорий потребителей на расчеты за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.