На какой срок избирается государственная дума

Подборка наиболее важных документов по запросу На какой срок избирается государственная дума (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Избирательные комиссии в механизме защиты политической конкуренции в Российской Федерации
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)
Здесь хотелось бы обратить особое внимание на ЦИК РФ, поскольку порядок ее взаимоотношений с федеральными органами власти, как представляется, в наибольшей степени отражает институциональные проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий. Так, состоящая из 15 членов ЦИК РФ формируется путем назначения в ее состав по 5 членов Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 67-ФЗ). При этом ЦИК РФ организовывает федеральные выборы, по итогам которых определяется состав Государственной Думы РФ нового созыва и вновь избранный глава государства. Хотя срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет и равен сроку, на который избирается Государственная Дума РФ, но не превышает шестилетний срок полномочий Президента РФ. Это означает, что конкретное лицо, занимающее должность главы государства, неизбежно участвует в определении состава избирательной комиссии, которая будет осуществлять организацию очередных выборов президента. Опираясь на принцип формирования Совета Федерации, половина состава которого в силу принадлежности к исполнительной власти субъектов РФ непосредственно контролируется Президентом РФ, Б.Л. Вишневский отмечает, что даже в случае оппозиционной Президенту Государственной Думы РФ Президент гарантированно сохраняет контроль над ЦИК РФ <18>. О том, что единственным потенциальным противовесом главе государства в вопросе независимости ЦИК РФ является Государственная Дума РФ, свидетельствует и укрепление положения Президента РФ в Совете Федерации РФ по итогам внесенных в 2014 г. <19> и 2020 г. <20> поправок к Основному Закону страны. Так, глава государства получил право стать пожизненным сенатором при прекращении полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки (п. "б" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), а также право назначения до 30 представителей РФ в Совете Федерации РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Из этого следует, что существенное участие Президента РФ в формировании ЦИК РФ не дает оснований полагать, что на сегодня данный орган может быть объективной и нейтральной стороной, способной беспристрастно подходить к вопросам защиты политической конкуренции в масштабе избирательной системы всей страны, в первую очередь на федеральных выборах.
Статья: Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации: развитие и современное состояние
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)
4. Выражение недоверия Правительству РФ или отказ в доверии к нему со стороны Государственной Думы. Это является формой правительственной ответственности перед парламентом. Данную меру можно назвать санкцией лишь в том случае, если к этому юридическому факту добавится решение Президента РФ, который имеет право либо отправить Правительство РФ в отставку, либо распустить Государственную Думу. На первый взгляд может сложиться впечатление о том, что президент находится в абсолютно беспроигрышной ситуации, однако это не совсем так. Несомненно, вотум недоверия правительству является серьезным способом воздействия нижней палаты парламента на правительство. И для президента, который хотя и обладает альтернативной возможностью роспуска Государственной Думы, такое последствие не очень желательно, так как есть вероятность усиления политической роли оппонентов в новом созыве Государственной Думы. Здесь следует упомянуть, что нормативно введены ограничения на инициирование процедуры недоверия к правительству. Ограничения касаются срока после избрания Государственной Думы до выражения недоверия правительству (1 год), периода от начала процедуры отрешения Президента РФ от должности до окончательного принятия решения по этому вопросу и других оснований, указанных в ч. 6 ст. 117 Конституции РФ <21>.

Нормативные акты