Контроль за деятельностью муниципального унитарного предприятия

Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за деятельностью муниципального унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки контрольно-счетными органами (внешний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2024)
Контрольно-счетный орган не вправе проверять получение и использование МУП средств, полученных от приносящей доход деятельности (в т.ч. направленных на выплату зарплаты, возмещение командировочных расходов)
Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2022 N 306-ЭС22-19629 по делу N А12-30025/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника и взыскании убытков.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку действия органа местного самоуправления по созданию унитарного предприятия не находятся в причинно-следственной связи с причинением убытков кредитору и сами по себе не привели к банкротству предприятия.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Апелляционный и окружной суды также отметили, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о целенаправленности действий Администрации по созданию предприятия, деятельность которого будет убыточной; то обстоятельство, что проведенные мероприятия не позволили избежать банкротства МУП "Палласовское ГКХ", не свидетельствует о том, что должник признан банкротом по вине контролирующего лица.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Публичные процедуры управления государственным и муниципальным имуществом
(Агапов А.Б.)
("Lex russica", 2020, N 1)
- системный имущественный контроль в части соответствия производственной и научно-технической деятельности муниципальных унитарных и казенных предприятий их предназначению, отраженному в уставе. Эти контрольные правомочия отнесены к собственника имущества и заключаются прежде всего в проверках целевого использования объектов недвижимости и движимых вещей, закрепленных за МУП и МКП соответственно на правах хозяйственного и оперативного управления;
Статья: Исполнение судебных решений в отношении муниципальных унитарных предприятий и правовые позиции Европейского суда по правам человека
(Берестнев Ю.Ю.)
("Цивилист", 2022, N 1)
Муниципальные унитарные предприятия, образованные на праве хозяйственного ведения, в принципе могут обладать некоторой степенью юридической и экономической независимости от государства. Во всяком случае, эта степень у них выше, чем у казенных предприятий. Тем не менее законодательство Российской Федерации предоставляет собственникам имущества таких предприятий обширные возможности по осуществлению контроля в отношении ключевых аспектов их деятельности, при этом степень эффективности контроля со стороны публичного собственника может изменяться в зависимости от сферы деятельности предприятия. Если муниципальное унитарное предприятие не имеет достаточной институциональной и операционной независимости от муниципалитета, то муниципальное образование или государство должно привлекаться к субсидиарной имущественной ответственности, несмотря на то что муниципальное унитарное предприятие является самостоятельным юридическим лицом. Как отмечает И.Е. Кабанова, "специфический статус органов местного самоуправления в национальном праве сам по себе не может исключать ответственности государства по долгам муниципальных предприятий" <17>, поскольку в вопросах толкования Конвенции Европейский суд не связан категориями национального права, а правовым терминам придается автономное значение, которое может не совпадать с принятым в праве государств - участников Конвенции. В случае с органами местного самоуправления Европейский суд, в частности, указывал, что они формируются местным населением, обладают широким кругом полномочий в различных сферах жизни и, даже если эти полномочия заметно ограничены по сравнению с региональными или федеральными органами власти, они "не могут быть охарактеризованы иначе как "публичные" с точки зрения Конвенции" <18>.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"
Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"
В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.