Изменение кадастрового номера земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение кадастрового номера земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.10 "Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" ЗК РФ"Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 11.2, 11.7, 11.8, 11.10, 39.28, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что межевой план подготовлен в связи с уточнением части границ земельного участка с кадастровым номером N от т. 5 до т. 12 в соответствии с постановлением Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ N, учет изменений земельного участка с кадастровым номером N не привел к прекращению, возникновению, переходу, зарегистрированного права и межевой план подготовлен в связи с внесением изменений в документ, полностью соответствует форме, установленной законодательством, состав документов в межевом плане полный, местоположение изменяемой части границ согласовано с правообладателем смежного земельного участка, акт согласования местоположения границ содержится в составе межевого плана, из земельного участка с кадастровым номером N (с первоначальными границами и площадью 1969 кв. м) на спорной территории по <адрес> муниципального района, невозможно сформировать самостоятельный земельный участок площадью 1000 кв. м и более, с сохранением доступа (проезда) к земельному участку с кадастровым номером N суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурором по заявленным основаниям."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Раздел (выдел) земельного участка, находящегося в аренде
(КонсультантПлюс, 2025)...Данные обстоятельства и нормы законодательства позволили судам... сделать верный вывод о том, что оспоренные действия Департамента, связанные с формированием (изменением границ и площади) и постановкой на государственный кадастровый учет измененного исходного земельного участка с кадастровым номером 76:20:120112:58... не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Данные обстоятельства и нормы законодательства позволили судам... сделать верный вывод о том, что оспоренные действия Департамента, связанные с формированием (изменением границ и площади) и постановкой на государственный кадастровый учет измененного исходного земельного участка с кадастровым номером 76:20:120112:58... не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое кадастровый номер земельного участка и как он присваивается
(КонсультантПлюс, 2025)3. Меняется ли кадастровый номер земельного участка при изменении его характеристик
(КонсультантПлюс, 2025)3. Меняется ли кадастровый номер земельного участка при изменении его характеристик
Вопрос: Необходимо ли в связи с массовым изменением (присвоением новых) почтовых адресов (при этом земельные участки, здания и сооружения остаются прежними, кадастровые номера не изменяются) осуществлять переоформление лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов I, II и III класса опасности?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Принимая решение по делу, суд указал, что, поскольку земельный участок является природным объектом, часть поверхности которого вовлекается в оборот посредством установления границ, снятие участка с кадастрового учета не влечет прекращения существования участка (как природного объекта), а также не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера. Учитывая то, что предусмотренная законом процедура оформления прав на земельный участок была завершена, сам по себе факт изменения кадастрового номера земельного участка при сохранении иных его характеристик как объекта недвижимости не свидетельствует о необходимости осуществления данной процедуры заново.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Принимая решение по делу, суд указал, что, поскольку земельный участок является природным объектом, часть поверхности которого вовлекается в оборот посредством установления границ, снятие участка с кадастрового учета не влечет прекращения существования участка (как природного объекта), а также не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера. Учитывая то, что предусмотренная законом процедура оформления прав на земельный участок была завершена, сам по себе факт изменения кадастрового номера земельного участка при сохранении иных его характеристик как объекта недвижимости не свидетельствует о необходимости осуществления данной процедуры заново.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем если у объекта недвижимости изменились характеристики (например, площадь здания, в частности в результате его реконструкции, или границы земельного участка), то в сведения о нем, которые содержатся в ЕГРН, вносятся изменения. В этом случае меняется только та характеристика объекта, которая изменилась. Следовательно, кадастровый номер земельного участка не изменяется. Однако если объект недвижимости преобразован (например, разделен или объединен), то образуется новый объект (новые объекты). При постановке на кадастровый учет ему будет присвоен новый кадастровый номер как новому объекту недвижимости (пп. 1 п. 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестров, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем если у объекта недвижимости изменились характеристики (например, площадь здания, в частности в результате его реконструкции, или границы земельного участка), то в сведения о нем, которые содержатся в ЕГРН, вносятся изменения. В этом случае меняется только та характеристика объекта, которая изменилась. Следовательно, кадастровый номер земельного участка не изменяется. Однако если объект недвижимости преобразован (например, разделен или объединен), то образуется новый объект (новые объекты). При постановке на кадастровый учет ему будет присвоен новый кадастровый номер как новому объекту недвижимости (пп. 1 п. 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестров, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)О надлежащем исполнении Администрацией обязательств свидетельствуют установленные судом при рассмотрении дела N А41-24706/21 следующие обстоятельства: "Отведенная под строительство корпуса N 5 (4-я очередь строительства жилого комплекса) территория площадью 6 650,0 кв. м частично располагалась на земельных участках: площадью 4 104,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0000000:16767, находившемся в собственности ответчика на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 29.11.2017 N 99/2017/38683880, выданной Росреестром (разрешенное использование: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); площадью 7 421,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0000000:16701, предоставленном ответчику на основании договора аренды земельного участка от 13.06.2017 N ЮА-29, заключенного с Администрацией до 21.06.2020 (разрешенное использование: для строительства и эксплуатации детского сада и благоустройства территории); площадью 2 090,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0010313:6314, предоставленном ответчику на основании договора аренды земельного участка от 09.11.2017 N ЮА-63, заключенного с Администрацией сроком на 11 месяцев (разрешенное использование: для расширения существующей дороги, прокладки инженерных коммуникаций и благоустройства территории). В целях завершения строительства многофункционального жилого комплекса (корпуса N 5) ООО "Химкинское СМУ МОИС-1" обратилось в адрес Министерства 9 А41-57719/22 строительного комплекса Московской области письмом от 24.11.2016 N 1204-01/9 по вопросу разработки проекта планировки территории. Проект планировки и проект межевания территории по адресу: Московская область, городской округ Химки, Ленинский проспект, д. 40, 42, - утверждены распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 28.09.2017 N П35/555. Для реализации проекта планировки в части строительства вышеуказанного жилого дома (корпуса N 5) необходимо было изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:16767. Постановлением Администрации от 22.11.2017 N 1173 вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:16767, площадью 4 104 кв. м, изменен на вид разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка". Так Администрация исполнила свое обязательство, предусмотренное п. 2.1.1 Соглашения, согласно которому обязалась оказать в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства содействие в решении вопросов, связанных с оформлением земельных участков под строительство Объекта, приобретаемых застройщиком у частных лиц за счет собственных средств, и изменением вида их разрешенного использования, предусматривающего строительство многоэтажного жилого дома. Пунктами 2.1.2, 2.1.3 Соглашения предусмотрено, что Администрация обязалась совершить следующие действия: в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с установленным в Московской области порядком, организовать и провести публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания части территории г. Химки, Московской области в границах: Ленинский проспект - канал им. Москвы - река Химка, предусматривающего строительство Объекта; с учетом результатов указанных выше публичных слушаний дать соответствующее заключение о строительстве Объекта согласно нормам действующего законодательства. Во исполнение указанных пунктов Соглашения публичные слушания по обсуждению документации по планировке территории для размещения жилой застройки (заказчик: ООО "Химкинское СМУ МОИС-1") назначены Постановлением главы городского округа Химки Московской области от 13.07.2017 N 43 "О назначении 10 А41-57719/22 публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, д. 40, 42", при этом организация публичных слушаний возложена на Администрацию (п. 2 Постановления). Извещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Химкинские новости" (выпуск N 52 (2509) от 14.07.2017) и на официальном сайте Администрации городского округа Химки: www.admhimki.ru. Общественное обсуждение документации по планировке территории состоялось 04.08.2017. Заключение о результатах публичных слушаний от 04.08.2017 утверждено 22.08.2017 заместителем главы Администрации городского округа Химки Московской области Медведевым М.А.; заключение комиссии по проведению публичных слушаний от 04.08.2017 (протокол N б/н от 04.08.2017) опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа Химки (www.admhimki.ru) и в газете "Химкинские новости" (выпуск N 63 (2520) от 23.08.2017). В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5 Соглашения Администрация обязалась принимать участие в рабочих совещаниях, заседаниях межведомственных и архитектурных комиссий, градостроительных советах Московской области, других официальных мероприятиях, касающихся возможного строительства Объекта, и поддерживать реализацию указанного проекта; оказать, в пределах своей компетенции, содействие застройщику в реализации обязательств по строительству Объекта. Администрацией 27.04.2017 принято участие в заседании Межведомственной комиссии Градостроительного совета Московской области по вопросам градостроительной деятельности по вопросу направления на публичные слушания документации по планировки территории. Администрацией 04.08.2017 принято участие в общественных обсуждениях документации по планировке. Администрацией даны положительные заключения: по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, в целях завершения строительства многофункционального жилого комплекса (корпуса N 5); по выдаче ГПЗУ; по выдаче разрешения на строительство. В силу изложенного Администрацией надлежащим образом исполнены все обязательства в рамках Соглашения".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)О надлежащем исполнении Администрацией обязательств свидетельствуют установленные судом при рассмотрении дела N А41-24706/21 следующие обстоятельства: "Отведенная под строительство корпуса N 5 (4-я очередь строительства жилого комплекса) территория площадью 6 650,0 кв. м частично располагалась на земельных участках: площадью 4 104,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0000000:16767, находившемся в собственности ответчика на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 29.11.2017 N 99/2017/38683880, выданной Росреестром (разрешенное использование: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); площадью 7 421,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0000000:16701, предоставленном ответчику на основании договора аренды земельного участка от 13.06.2017 N ЮА-29, заключенного с Администрацией до 21.06.2020 (разрешенное использование: для строительства и эксплуатации детского сада и благоустройства территории); площадью 2 090,0 кв. м, кадастровый номер 50:10:0010313:6314, предоставленном ответчику на основании договора аренды земельного участка от 09.11.2017 N ЮА-63, заключенного с Администрацией сроком на 11 месяцев (разрешенное использование: для расширения существующей дороги, прокладки инженерных коммуникаций и благоустройства территории). В целях завершения строительства многофункционального жилого комплекса (корпуса N 5) ООО "Химкинское СМУ МОИС-1" обратилось в адрес Министерства 9 А41-57719/22 строительного комплекса Московской области письмом от 24.11.2016 N 1204-01/9 по вопросу разработки проекта планировки территории. Проект планировки и проект межевания территории по адресу: Московская область, городской округ Химки, Ленинский проспект, д. 40, 42, - утверждены распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 28.09.2017 N П35/555. Для реализации проекта планировки в части строительства вышеуказанного жилого дома (корпуса N 5) необходимо было изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:16767. Постановлением Администрации от 22.11.2017 N 1173 вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:16767, площадью 4 104 кв. м, изменен на вид разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка". Так Администрация исполнила свое обязательство, предусмотренное п. 2.1.1 Соглашения, согласно которому обязалась оказать в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства содействие в решении вопросов, связанных с оформлением земельных участков под строительство Объекта, приобретаемых застройщиком у частных лиц за счет собственных средств, и изменением вида их разрешенного использования, предусматривающего строительство многоэтажного жилого дома. Пунктами 2.1.2, 2.1.3 Соглашения предусмотрено, что Администрация обязалась совершить следующие действия: в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с установленным в Московской области порядком, организовать и провести публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания части территории г. Химки, Московской области в границах: Ленинский проспект - канал им. Москвы - река Химка, предусматривающего строительство Объекта; с учетом результатов указанных выше публичных слушаний дать соответствующее заключение о строительстве Объекта согласно нормам действующего законодательства. Во исполнение указанных пунктов Соглашения публичные слушания по обсуждению документации по планировке территории для размещения жилой застройки (заказчик: ООО "Химкинское СМУ МОИС-1") назначены Постановлением главы городского округа Химки Московской области от 13.07.2017 N 43 "О назначении 10 А41-57719/22 публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, д. 40, 42", при этом организация публичных слушаний возложена на Администрацию (п. 2 Постановления). Извещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Химкинские новости" (выпуск N 52 (2509) от 14.07.2017) и на официальном сайте Администрации городского округа Химки: www.admhimki.ru. Общественное обсуждение документации по планировке территории состоялось 04.08.2017. Заключение о результатах публичных слушаний от 04.08.2017 утверждено 22.08.2017 заместителем главы Администрации городского округа Химки Московской области Медведевым М.А.; заключение комиссии по проведению публичных слушаний от 04.08.2017 (протокол N б/н от 04.08.2017) опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа Химки (www.admhimki.ru) и в газете "Химкинские новости" (выпуск N 63 (2520) от 23.08.2017). В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5 Соглашения Администрация обязалась принимать участие в рабочих совещаниях, заседаниях межведомственных и архитектурных комиссий, градостроительных советах Московской области, других официальных мероприятиях, касающихся возможного строительства Объекта, и поддерживать реализацию указанного проекта; оказать, в пределах своей компетенции, содействие застройщику в реализации обязательств по строительству Объекта. Администрацией 27.04.2017 принято участие в заседании Межведомственной комиссии Градостроительного совета Московской области по вопросам градостроительной деятельности по вопросу направления на публичные слушания документации по планировки территории. Администрацией 04.08.2017 принято участие в общественных обсуждениях документации по планировке. Администрацией даны положительные заключения: по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, в целях завершения строительства многофункционального жилого комплекса (корпуса N 5); по выдаче ГПЗУ; по выдаче разрешения на строительство. В силу изложенного Администрацией надлежащим образом исполнены все обязательства в рамках Соглашения".
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечалось в Письме Росреестра от 26 апреля 2021 г. N 13/1-00081/21 "О рассмотрении обращения" <93>, алгоритм изменения формата записи кадастровых номеров земельных участков в связи с изменением законодательства в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости, который указан в письмах Роснедвижимости от 13 марта 2008 г. N ВК/1066, от 25 марта 2008 г. N ВК/1376, от 8 апреля 2008 г. N ВК/1672, не изменяет кадастровый номер земельного участка как уникальный, не повторяющийся во времени и на территории России, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ; с целью исключения "путаницы" полагаем целесообразным получение выписки из ЕГРП, в которой будут указаны актуальные кадастровый номер объекта недвижимости, его адрес или местоположение, а также учетный номер кадастрового квартала, в котором расположен такой объект недвижимости, при этом учетный номер кадастрового квартала может не совпадать с номером квартала, указанным в кадастровом номере объекта недвижимости, и данное обстоятельство не является нарушением установленных требований.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечалось в Письме Росреестра от 26 апреля 2021 г. N 13/1-00081/21 "О рассмотрении обращения" <93>, алгоритм изменения формата записи кадастровых номеров земельных участков в связи с изменением законодательства в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости, который указан в письмах Роснедвижимости от 13 марта 2008 г. N ВК/1066, от 25 марта 2008 г. N ВК/1376, от 8 апреля 2008 г. N ВК/1672, не изменяет кадастровый номер земельного участка как уникальный, не повторяющийся во времени и на территории России, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ; с целью исключения "путаницы" полагаем целесообразным получение выписки из ЕГРП, в которой будут указаны актуальные кадастровый номер объекта недвижимости, его адрес или местоположение, а также учетный номер кадастрового квартала, в котором расположен такой объект недвижимости, при этом учетный номер кадастрового квартала может не совпадать с номером квартала, указанным в кадастровом номере объекта недвижимости, и данное обстоятельство не является нарушением установленных требований.