Форс мажор акты государственных органов

Подборка наиболее важных документов по запросу Форс мажор акты государственных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Перспективы и риски арбитражного спора: Подряд: Подрядчик не смог выполнить работы по не зависящим от него причинам. Подрядчик хочет взыскать понесенные расходы
(КонсультантПлюс, 2024)
Подрядчиком во исполнение договора подряда понесены расходы. Невозможность исполнения договора, по мнению Подрядчика, возникла по не зависящим от него причинам (издание акта органа государственной власти, который делает невозможным исполнение обязательства; наступление форс-мажорных обстоятельств; неисполнение встречных обязательств по договору Заказчиком). Заказчик не возместил понесенные расходы.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Постоянная (перманентная) юридическая невозможность исполнения в российском праве
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)
В одном из дел суд отметил, что "указанные акты государственных органов относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, имеющим объективный характер, в связи с которыми надлежащее исполнение таможней своих обязательств по контракту оказалось невозможным. Поскольку обязательства сторон прекратились в связи с невозможностью исполнения в результате издания актов государственных органов, требования о расторжении контракта и взыскании неотработанного аванса подлежат удовлетворению" <77>. Схожий подход встретился и в другом споре <78>.
Статья: Об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажоре) в контрактной системе
(Удалихин А.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 12)
Ведя речь о правовых актах, следует отметить, что многие заказчики в проектах контрактов указывают, что принятие нормативных правовых актов является действием непреодолимой силы. Вместе с тем автором выявлена судебная практика, указывающая на то, что вступление в силу каких-либо нормативных актов государственных органов не относится к форс-мажору.

Нормативные акты

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
2. К заявлению страхователя о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 4 статьи 26.2 настоящего Федерального закона, прилагаются заключение о факте наступления в отношении страхователя обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для обращения страхователя с этим заявлением, и акт оценки причиненного страхователю ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)
Вопрос 7: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ), в том числе в связи с актом государственного органа (статья 417 ГК РФ), а если возможно - то при каких условиях?