Доступ инвалидам к жилым помещениям

Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ инвалидам к жилым помещениям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Орловского областного суда от 29.06.2022 N 33-1334/2022 по делу N 2-52/2022
Категория: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О возложении обязанности обеспечить условия доступности жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что является инвалидом-колясочником, подъезд многоквартирного дома, где проживает истец, оборудован пандусом, который имеет большой угол наклона и узкую ширину полозьев. Он лишен возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры.
Решение: Отказано.
Мнения специалистов о наличии технической возможности обустройства пандуса либо установки пандуса либо иного оборудования в целях обеспечения доступа инвалида в жилое помещение, не могут являться основанием для несоблюдения предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 649 порядка обследования общего имущества многоквартирного жилого дома, в котором проживает инвалид.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 03.08.2021 N 33-1877/2021
Категория: Жилищные споры.
Требования правообладателя жилого помещения: О взыскании стоимости установки подъемника, расширения дверных проемов.
Обстоятельства: За счет собственных средств истцом произведены работы по расширению дверных проемов в квартире и установке электрического подъемника в подъезде многоквартирного дома.
Решение: Удовлетворено.
В соответствии с выводами эксперта, изложенными в заключении N, проведенные в квартире истца работы по расширению дверных проемов являлись необходимыми для беспрепятственного доступа инвалида-колясочника в само жилое помещение (смена входной двери с разбивкой бетонного порога), в жилую комнату - зал (смена двухстворчатой двери), в туалет и ванную комнату (расширение дверных проемов и смена дверных блоков) и стоимость таких работ составляет 23370 руб., а стоимость работ по устройству электрического подъемника в подъезде многоквартирного дома составляет 53580 руб.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О реализации права инвалидов на проживание в приспособленном жилье
(Бобров Е.А.)
("Российская юстиция", 2019, N 8)
<2> Пояснительная записка к законопроекту N 943020-6 "О внесении изменений в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах" (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 462-ФЗ) // Российская газета. 2017. 31 декабря.
Статья: О муниципальном функционировании в сфере решения задач социального государства
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 2)
Единство социальной политики государства и муниципальных образований не отрицает, а даже предполагает возможности дифференцированного подхода к их обеспечению, не противоречащего принципам равенства и социальной справедливости. В этой связи существуют различные мнения и подходы авторов к вопросам разграничения полномочий и участия в рассмотрении социальных проблем государственными и муниципальными органами власти. Так, по мнению Н.В. Хвастуновой, при решении вопросов, отнесенных к той или иной сфере социальных отношений, не должно быть совпадающих полномочий, реализуемых одновременно органами публичной власти различных уровней <11>. Д.О. Ситниковым обосновывается необходимость выработки критериев значимости социально-экономических прав: а) "первой очереди", включающей в себя основные жизненные потребности, без которых невозможно существование человека, в частности: обеспеченность жильем, работой, медицинским обслуживанием и иным социальным обеспечением, включая различные пособия, пенсии, и др.; б) "второй очереди" - без которых возможно жизненное существование: обеспеченность в сфере культуры, досуга, туризма, художественного, научного и других видов творчества <12>. Конечно, деятельность муниципалитетов по предоставлению социальных благ проживающим на их территории жителям в основном вписывается в рамки государственных стандартов, поскольку за их обеспечением следят контролирующие государственные органы и весь бюджетный механизм, как государственный, так и муниципальный, служит поддержанию уже упоминавшейся выше "расчетной бюджетной обеспеченности". Тем не менее многие муниципалитеты все-таки находят силы и возможности для реализации собственных социальных программ. Так, Постановлением администрации г. Ижевска от 1 октября 2014 г. N 1085/2 была утверждена программа МО "Город Ижевск" "Социальная поддержка населения на 2015 - 2020 годы", которая включала в себя: 1) социальную поддержку семьи и детей; 2) социальную поддержку старшего поколения, ветеранов и инвалидов; 3) создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; 4) обеспечение жильем отдельных категорий граждан; 5) предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг; 6) создание условий для оказания медицинской помощи населению <13>. Представляется, что такого рода программы и решения должны приниматься с учетом мнения населения, выраженного на публичных слушаниях, сходах, собраниях, в опросах и т.п., учитывать статистику и содержание обращений граждан в органы муниципальной власти по насущным социальным проблемам. Содержание таких программ и решений должно быть конкретным (не в общих цифрах построенных социальных объектов инфраструктуры и оказанных социальных услуг, а в персонифицированных на территории муниципальных образований объектах и привязанных к деятельности конкретных социальных учреждений услугах) и доступным для текущего контроля и оценки населением. Таким образом, "баланс конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства в пределах своих полномочий, и самостоятельности населения в решении вопросов местного значения, с одной стороны, и гарантированности равным образом всем гражданам социальных прав, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой" <14>, предполагает необходимость функциональной интеграции, при которой самостоятельность местного самоуправления должна служить прежде всего социальным интересам граждан.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649
(ред. от 10.02.2020)
"О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов"
(вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме")
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2018)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)
В частности, выселение не должно приводить к бездомности затрагиваемых лиц. Таким образом, если эти лица не могут позволить себе альтернативное жилье, государство-участник должно принять все необходимые меры при максимальном использовании имеющихся ресурсов для предоставления в зависимости от обстоятельств надлежащего альтернативного жилья, расселения или доступа к плодородным землям <33>. Государствам-участникам следует уделять особое внимание случаям, когда с выселением сталкиваются женщины, дети, пожилые люди, инвалиды, а также другие лица или группы лиц, подвергающиеся систематической дискриминации или находящиеся в уязвимом положении. Государство-участник обязано принимать разумные меры для предоставления альтернативного жилья лицам, которые в результате выселения могут остаться без крыши над головой, независимо от того, было ли решение о выселении принято властями государства-участника или частными лицами, например арендодателем (пункт 15.2 Соображений).