Досрочное назначение пенсии работа с осужденными

Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочное назначение пенсии работа с осужденными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.11.2023 по делу N 33-18283/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, о признании права на назначение пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: В специальный стаж не включены периоды работы истца воспитателем в филиале дома ребенка при исправительном учреждении.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Из Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20.05.1994 N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85" следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (пункт 2).
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.05.2023 N 88-5978/2023 по делу N 2-1667/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О признании права на включение в индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования сведений о работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточной продолжительностью специального страхового стажа постоянной и непосредственной работы с осужденными.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Из Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85" следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (пункт 2).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы формирования пенсионных прав лиц, осужденных к лишению свободы
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)
Заключение. Признание за лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, статуса застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию существенно повысит социальную защищенность данной категории лиц и устранит возможные противоречия в законодательстве и правоприменительной практике. Дело в том, что в период работы осужденного в местах лишения свободы им могут быть приобретены и иные пенсионные права, в частности, работа может проходить в тяжелых или вредных условиях, на основании этого осужденный должен приобрести право на досрочный выход на пенсию. Также работа может проходить в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к Крайнему Северу, при этом факт работы в особых климатических условиях будет являться особым основанием для досрочного выхода на пенсию. Конвертация пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. в регионах Крайнего Севера, должна также проводиться с учетом более высокого индивидуального пенсионного коэффициента.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 N 40-П
"По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко"
5. Правовой механизм, в рамках которого от результатов специальной оценки условий труда напрямую зависит уплата страховых взносов по дополнительному тарифу, выступающая необходимым условием для включения соответствующих периодов трудовой деятельности отдельных категорий застрахованных в страховой стаж, требуемый для возникновения права на досрочное назначение страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, предполагает и установление государственных гарантий реализации лицами, занятыми в таких условиях, своих пенсионных прав в полном объеме. Законодатель, регулируя отношения в сферах специальной оценки условий труда и обязательного пенсионного страхования, должен поддерживать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов данных отношений, а вводимые им правила этой оценки не должны обесценивать конституционное право на пенсионное обеспечение. Однако, установив такой механизм реализации права рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в том числе медицинских работников, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными, на досрочное назначение пенсии по старости, при котором приобретение ими страхового стажа на данных работах, по существу, зависит от результатов специальной оценки условий труда, законодатель, определив процедуру исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов для целей этой оценки, не принял во внимание специфику указанной трудовой деятельности. В итоге в специальный страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу и в силу закона отнесенных к лицам, имеющим право на досрочное назначение пенсии, не засчитываются соответствующие периоды, а значит, вопреки статье 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации создаются препятствия для реализации предусмотренных для них законом пенсионных прав.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2022 года"Оспоренные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, обусловливая реализацию пенсионных прав постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными указанных рабочих и служащих установлением по результатам специальной оценки условий труда соответствующего класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах, позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение им страховой пенсии по старости на указанном основании, притом что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности.