Анонимное оказание медицинской помощи

Подборка наиболее важных документов по запросу Анонимное оказание медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Персональные данные пациента и его законного представителя: специфика электронного предоставления в контексте применения технологий "искусственного интеллекта" в digital-медицине
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)
С 1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" <6>. Возникает проблема применения данной новеллы в случае отказа пациента дать согласие на предоставление и обработку персональных данных. При отсутствии персональных данных пациента представляется затруднительным заполнение всей необходимой медицинской документации, в том числе документации, передаваемой Фонду социального страхования для производства выплат по больничным листам. В то же время действующим законодательством в области здравоохранения допустимо оказание медицинской помощи анонимно (см., например, п. 5 ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Представляется, что в тех случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана анонимно (к примеру, при оказании телемедицинской помощи <7>), применение норм п. 4 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" не представляется возможным. В иных случаях медицинская организация обязана разъяснить пациенту последствия непредоставления им персональных данных и отсутствия согласия на их передачу и обработку. В частности, необходимо дать разъяснения в отношении невозможности оформления больничного листа.
Статья: К вопросу о возможности криминализации потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)
Криминализация НПНСиПВ не согласуется и с основными принципами государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ <13>. Действительно, наркопотребители, осознавая перспективу привлечения к уголовной ответственности, вряд ли будут обращаться в больницу для прохождения лечения от наркотической зависимости. Одновременно возникнет вопрос и о существовании анонимных наркологических кабинетов, поскольку в случае включения НПНСиПВ в число преступлений действия врача, оказывающего анонимную наркологическую помощь, могут рассматриваться как укрывательство преступлений. При этом многолетний опыт работы анонимных наркологических кабинетов показывает, что такая форма оказания медицинской помощи больным наркоманией позволяет привлечь к лечению определенный круг больных, по различным причинам избегающих обращения в наркологические диспансеры на общих основаниях <14>. Можно согласиться с мнением М.В. Назарука, что установление уголовной ответственности за это деяние "способно привести к глубокому сокрытию наркотизма и отпугнуть потребителей от добровольного обращения за медицинской помощью" <15>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 N 736
"Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006"
установление индивидуального поста медицинского наблюдения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к установлению индивидуального поста медицинского наблюдения;