Агитация в социальных сетях

Подборка наиболее важных документов по запросу Агитация в социальных сетях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.3.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации" КоАП РФСодержание данной наглядной агитации явно выражено негативным отношением к Вооруженным силам Российской Федерации и фактически являющейся аналогичным по содержанию информацией, имеющейся в общедоступной сети Интернет, а также в социальных сетях, транслирующих негативное отношение к проводимой военной операции Вооруженных сил Российской Федерации, содержащие в том числе, призывы и лозунги."
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2023 N 88а-22731/2023 по делу N 2а-5673/2023
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решение: Отказано.
Оценивая упомянутый буклет, суды с приведением подробных мотивов, сделали правильный вывод о том, что QR-коды в совокупности с данными об адресах кандидата В. в социальных сетях, размещенные в печатном агитационном материале, не являются объектом авторского права, как и объектом предвыборной агитации, поскольку носят информационный характер о способе связи с кандидатом в депутате, использование товарных знаков социальных сетей "ВКонтакте", "Одноклассники" не установлено.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)
Однако практическая реализация субъектом прав, предусмотренных в настоящей статье, применительно к таким видам агитации крайне затруднительна в силу незаметности для субъекта персональных данных. В отличие от случаев получения прямолинейных агитационных материалов выявить факт агитации в общем массиве информации, который предоставляется субъекту в социальных сетях, практически невозможно. Тенденциозный материал воздействует продолжительно и постепенно, а не одномоментно, что затрудняет вычленение соответствующей информации для последующего обращения в уполномоченные органы за защитой прав. Особенно сложно найти конкретное лицо, которое выступает оператором в данном случае и обязанным лицом в части исполнения обязанностей, предусмотренных в настоящей статье. В этой связи положения комментируемой статьи о правах субъекта применительно к политической агитации носят в большинстве своем декларативный характер.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)
6.2. Зарегистрированные товарные знаки социальных сетей могут быть использованы кандидатом в агитационных материалах с согласия правообладателей этих товарных знаков.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
1. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать признаки экстремизма, призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.