Интернет-интервью с В.В. Серёгиным,
начальником Управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России:
"Осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и обеспечение безопасности людей на водных объектах"

29 марта 2010 года состоялось интервью с начальником Управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России – Главным государственным инспектором по маломерным судам Вадимом Вадимовичем Серёгиным. Тема интервью: "Осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и обеспечение безопасности людей на водных объектах". Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

Прошу Вас как первое лицо Государственной инспекции по маломерным судам внести ясность в вопрос регистрации маломерных парусно-моторных судов (МПМС) и разделения полномочий надзора над ними со стороны Вашего ведомства и Спортсудорегистра. У нас в Татарстане надзор за МПМС осуществляет Спортсудорегистр, а во многих других районах страны - ГИМС. В связи с этим оказывается очень затруднительным совершать плавание в этих районах (инспектора ГИМС запрещают плавание и требуют регистрации в Вашем ведомстве, а получить её по месту жительства не представляется никакой возможности). - Филипп (Казань)

В.В. СерёгинВадим Вадимович Серёгин: Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, кроме прогулочных парусных и спортивных парусных судов, регистрацию которых осуществляют органы Федерального агентства морского и речного транспорта.

Определение поднадзорности маломерного судна осуществляется на основании его технического освидетельствования, по результатам которого судно регистрируется либо оформляется мотивированный письменный отказ. 

В ГИМС МЧС России судно регистрируется по месту жительства владельца либо по месту базирования судна (приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 500 (ред. от 21.07.2009) "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2005 N 6937).    

Разъясните, пожалуйста, порядок и необходимость регистрации самоделок, в частности туристических разборных, надувных, парусных судов. - Владимир Александрович (Набережные Челны)

Вадим Вадимович: Необходимость государственного надзора за гребными лодками грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарками - более 150 килограммов и надувными безмоторными судами - более 225 килограммов, независимо от способа их изготовления и пользования, определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", а также приказом МЧС России от 29.06.2005 N 500 (ред. от 21.07.2009) "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2005 N 6937); для парусных судов - Постановлением Правительства РФ от 24.03.2009 N 251 "О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации". Организация проведения государственной регистрации указанных судов возложена на Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Для государственной регистрации судна индивидуальной постройки в ГИМС МЧС России его владелец представляет:
- заполненную регистрационную карточку - заявление судовладельца установленного образца;
- документ, удостоверяющий личность судовладельца (предъявляется);
- акт первичного технического освидетельствования;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

Будет ли закрываться в весенний период этого года навигация для малых судов на реках европейской части РФ? - Андрей Иванович (г. Москва)

Вадим Вадимович: В европейской части Российской Федерации (равно как и в остальной ее части) в каждом субъекте Российской Федерации исходя из особенностей региона местными органами государственной власти (уполномоченными на утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах)  устанавливаются свои сроки навигации маломерных судов. Указанные сроки по отдельному субъекту Российской Федерации можно узнать в подразделении ГИМС по телефону доверия главного управления МЧС России соответствующего субъекта Российской Федерации. 

Как Вы классифицируете виндсерфинг? Подлежит ли он регистрации? Есть ли какие-то ограничения в полномочиях инспектора? Например, просто плывущий далеко от берега человек подотчетен инспектору? А если он на надувном круге или матраце? Это к вопросам о катамаранах - казалось бы, очевидно: если их не регистрируют в ГИМС, то и проверять сотрудники ГИМС их не должны, но проверять обещают. - Вадим (г. Владимир)

Вадим Вадимович: Средство, используемое для виндсерфинга, классифицируется как плавучий объект, не подлежащий государственной регистрации. Особых полномочий госинспекторов в отношении виндсерфинга не предусмотрено. Вместе с тем использование водных объектов в рекреационных целях, вне пределов компетенции ГИМС, регламентируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации (правилами охраны жизни людей на водных объектах, законами об административной ответственности и др.), которыми устанавливаются соответствующие нормы и меры административной ответственности за их нарушение, а также определяются органы, уполномоченные на применение этих мер. 

ГИМС во взаимодействии с указанными органами и другими, осуществляющими свою деятельность на водных объектах, организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на пляжах (в т.ч. и в указанных случаях) и иных местах массового отдыха людей на воде.

Можно ли переставлять подвесной мотор с одной моей лодки на другую, не вписывая его в оба судовых билета? Обе лодки зарегистрированы как моторные, и мотор по мощности допустим. И могу ли я свой мотор временно поставить на лодку, взятую напрокат в другом регионе (или, например, лодку знакомого)? - Валерий (Тамбовская обл.)

Вадим Вадимович: Использовать на мотолодке иной подвесной мотор вместо штатного допускается, для этого в судовом билете в разделе "Особые отметки и дополнительные сведения" в регистрационном подразделении ГИМС должна быть сделана разрешающая отметка с данными этого мотора. При этом же условии возможно поставить мотор на лодку в прокате (если есть на то согласие владельца) или лодку знакомого, но, кроме этого, необходимо иметь также документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения управляемым судном в отсутствие владельца.

В регистрации парусного катамарана отказывают. Однако на воде требуют наличие регистрации. Какое из действий ваших коллег противозаконно и как с этим бороться? - Павел Куценко (Москва)

Вадим Вадимович: Осуществление государственного и технического надзора за прогулочными парусными и спортивными парусными судами, эксплуатируемыми во внутренних водах, не входит в компетенцию ГИМС МЧС России. В связи с этим отказ в регистрации правомерен. Вместе с тем судно, подлежащее государственной регистрации, должно быть зарегистрировано по поднадзорности. Управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, запрещается. За нарушение данного требования установлена административная ответственность - ст. 11.8 КоАП. Организация проведения государственной регистрации указанных судов, не входящих в компетенцию ГИМС, возложена на Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Вопрос о работе инспекций ГИМС, например на Онеге, Ладоге, Белом море, как спасательных станций. Мы совершаем путешествие на парусном катамаране как спортивном судне с документами Федерации спортивного туризма. По аналогии с практикой постановки на учет в ПСС МЧС при горных походах хотим встать на учет перед началом маршрута в ГИМС. Не будут ли инспектора на месте брать нас на учет только при наличии регистрации плавсредства в ГИМС? Ведь наши суда являются спортивными парусниками и во время спортивного путешествия (в рамках чемпионата маршрутов) не требуют регистрации, а в другое время мы на этих судах не ходим. - Николай Васильевич Федоров (Санкт-Петербург)

Вадим Вадимович: Вопрос о работе инспекций ГИМС как спасательных станций некорректен: нет такой задачи и, соответственно, необходимых подразделений в ее составе. В то же время одной из основных задач ГИМС является обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах. В рамках данной задачи во взаимодействии с поисково-спасательными службами могут быть приняты меры по обеспечению безопасности проведения организованного спортивного мероприятия на воде. По поводу постановки на учет маршрута перехода следует обращаться в соответствующую   поисково-спасательную службу.

В весенний период существует запрет на моторные лодки. Запрет существует только на так называемых объектах рыбохозяйственного значения. Где можно ознакомиться с Реестром объектов рыбохозяйственного значения? - Харитон Федоров (Нижний Новгород)

Вадим Вадимович: Вопрос в компетенции Федерального агентства по рыболовству.

Согласно Правилам охраны жизни людей на воде в Краснодарском крае "судоводители и пассажиры маломерного судна должны быть одеты в спасательные жилеты (пояса-нагрудники), которые должны быть застегнуты". Формально это требование одинаково и для мотолодки, и для крейсерской яхты, и даже для 20-метрового морского прогулочного судна. 1. Не считаете ли Вы, что подобные требования не должны быть одинаковыми для разных типов судов, учитывая, что сама конструкция больших судов (например, крейсерских яхт) обеспечивает гораздо большую безопасность находящихся на борту людей по сравнению с мотолодкой? 2. Если ответ на первый вопрос "да", то не собираетесь ли Вы посоветовать местным властям внести изменения в эти Правила? 3. Будут ли на практике инспекторы ГИМС принимать какие-то меры, если, например, в спокойную погоду (лето, ветер 4 - 5 м/с, волнение моря 0,5 балла) экипаж и пассажиры 12-метровой крейсерской яхты или 20-метрового морского прогулочного судна загорают без спасжилетов на палубе? - Андрей Латинов (Анапа, Краснодарский край)

Вадим Вадимович: Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, призваны учесть прежде всего особенности собственного водного пространства. В связи с этим следует полагать, что указанное требование о спасательных жилетах имеет целью учесть эти особенности. При этом требования по обеспечению безопасности людей на маломерных судах должны быть дифференцированными в зависимости от типа судна и района плавания, равно как и меры ответственности за их нарушение.

Внесение соответствующих изменений в указанные выше Правила в целях обеспечения адекватных мер безопасности людей на маломерных судах осуществляется в порядке, определенном органом, их утвердившим. ГИМС во взаимодействии с органами, указанными выше, и иными, осуществляющими свою деятельность на водных объектах, организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на пляжах и иных местах массового отдыха людей на воде. Таким образом, к нарушителям данных требований могут быть приняты на практике соответствующие меры. Кроме того, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья находится в компетенции органов местного самоуправления, которые самостоятельно определяют их необходимость и достаточность.

Скажите, пожалуйста, надо ли регистрировать каяк? Документов на него нет, но состояние хорошее - каркас цел, оболочка из шкур менялась недавно. Пользовался им издавна, что теперь делать? - Семён Николаев (п. Эгвекинот, Иультинский район)

Вадим Вадимович: Не надо, если его грузоподъемность составляет менее указанных величин: для гребных лодок - менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов, надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов.

Зачем понадобилась регистрация туристских судов: катамаранов, байдарок и т.п.? Ходим по несудоходным рекам, никому не мешаем, за своей безопасностью следим сами, на реку выходим с разрешения МКК (маршрутно-квалификационной комиссии). Какие санкции могут быть предприняты инспектором в отношении спортивных групп на маршруте? - Дмитрий Лукьянов (Абакан, Республика Хакасия)

Вадим Вадимович: Необходимость государственного надзора за гребными лодками грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарками - более 150 килограммов и надувными безмоторными судами - более 225 килограммов, независимо от способа их изготовления и целевого пользования, определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", а также приказом МЧС России от 29.06.2005 N 500 (ред. от 21.07.2009) "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2005 N 6937).

Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей (ст. 11.8.1 КоАП). Кроме того, судно может быть задержано и помещено на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП).

Я хочу приехать со своим парусным надувным катамараном, зарегистрированным в Германии, в Россию на время отпуска. Какие разрешения я должен для этого получить и где? - Эдуард Майданик (Штутгарт)

Вадим Вадимович: Осуществление государственного надзора за указанными судами находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России режим временной государственной регистрации маломерных судов, принадлежащих иностранным гражданам и лицам без гражданства, не предусмотрен.

Как я могу зарегистрировать разборный парусный катамаран ("Простор")? В регистрации мне отказывают, ссылаясь на то, что парусники не поднадзорны ГИМС. - Михаил (Москва)
Уважаемый Вадим Вадимович! Занимаюсь туризмом 27 лет, водным - 17. Имею три самодельных катамарана и две старенькие байдарки. В последнее время инспекторы ГИМС стали строже спрашивать со встречных туристов документы регистрации плавсредств. В том числе и на реках явно несудоходных. При оформлении маршрутной книжки в МКК большинство проблем снимается - плавсредства становятся спортивными и неподнадзорными ГИМС. Проблемы возникают и у приятелей, ходящих на разборных-надувных парусных катамаранах. Мимоходом возникает вопрос: как регистрировать самодельный катамаран? Объем баллонов (полный) - 1,75 куб. метра. Смешно, если я продекларирую его грузоподъемность в 220 кило. Наверное, имеет смысл отменить (или в крайнем случае упростить) регистрацию для разборных плавсредств, использующихся преимущественно для туризма и отдыха. На байдарке грузы никто в коммерческих целях возить не будет - для этого есть более подходящие суда. Тем более что соблюдение правил техники безопасности на воде экипажем плавсредства никак не связано с тем, зарегистрировано средство или нет. - Валерий (г. Бабушкин, Лосиноостровск)

Вадим Вадимович: Осуществление государственного надзора за прогулочными парусными и спортивными парусными судами, эксплуатируемыми во внутренних водах, не входит в компетенцию ГИМС МЧС России.  В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2009 N 251 "О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации" организация проведения государственной регистрации спортивных парусных судов и дипломирования членов экипажей указанных судов, проведения классификации и освидетельствования спортивных парусных судов возложена на Федеральное агентство морского и речного транспорта.

В последнее время ГИМС предприняла некоторые шаги, облегчившие жизнь владельцам "самых маломерных из маломерных" судов - отмену ежегодного ТО гребных лодок, аттестации рулевых лодок с моторами до 5 л.с. Нет ли планов отменить и требование обязательной госрегистрации таких судов? В настоящее время, по ведомственным "Правилам гос. регистрации..." (приказ 500), регистрации подлежат без изъятий и ограничений все суда, поднадзорные инспекции согласно Положению о ГИМС. Таким образом, двухместная байдарка или "надувнушка" с 2-сильным моторчиком уже требуют госрегистрации. Согласно законодательству (ГК РФ, ст. 130, 131, ФЗ 122) подлежащие госрегистрации суда, какие угодно, являются… недвижимостью! Абсурд! Отсюда все хлопоты и требования чеков и документов - не квартиру же покупаем, в самом деле. Зачем госрегистрация ПРАВ на мелкие лодочки? И опасности они, даже если с 2-3-сильным движком, для других особо не представляют, как велосипед на дороге. Тот же 122-ФЗ позволяет решить вопрос на уровне ведомства! - Григорий Шмерлинг (Москва)

Вадим Вадимович: Минтрансом России совместно с МЧС России подготовлен проект Федерального закона, определяющий понятие "маломерное судно" (9 марта с.г. внесен в Правительство Российской Федерации), с его текстом можно ознакомиться на сайте Минтранса России. С принятием данного законопроекта предусматривается переработать акты, регламентирующие пользование маломерными судами (правила регистрации маломерных судов, технического надзора за ними, правила аттестации судоводителей и др.), в том числе пересмотреть критерии судов, подлежащих государственной регистрации.

Вадим Вадимович, здравствуйте! В 2009 году зарегистрировал каркасную байдарку "Салют-3", грузоподъемность 350 кг (по паспорту), получил судовой билет, на воде находимся в спасжилете. Близится туристский сезон, какие суммы и за что я должен внести за свое маломерное судно? Что еще я должен иметь в байдарке? Постановка на якорь не производится, ночные переходы не практикуем. - Шишлин Денис (Липецк, Липецкая обл.)

Вадим Вадимович: Никакой дополнительной платы не требуется. В байдарке следует иметь предметы снабжения, указанные в судовом билете.

Как регистрировать старые байдарки, документы на которые отсутствуют? Подразумевается хорошее техническое состояние судов. В частности, новая оболочка была куплена 3 года назад (каркас гораздо старше). - Илья (Москва)
Как оформить регистрацию на плавсредство: надувная лодка "Турист-3" грузоподъемностью 300 кг, была куплена в 2001 году, чека не осталось, а при регистрации его требуют, как быть? - Лексей (Магаданская обл., п. Усть-Омчуг)
Имею стандартную байдарку "Таймень-3", купленную 18 лет назад. Использую исключительно на малых реках области. Мне было отказано в регистрации "судна", т.к. заводские документы утеряны, как и магазинный чек, подтверждающий покупку. Как поступить в таком случае? - Алексей Боханов (Нижний Новгород)

Вадим Вадимович: Прежде всего - документально восстановить право на судно. Документом, подтверждающим данное право, кроме указанных в Правилах государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных МЧС России, может быть и иной правоустанавливающий документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации, в том числе акт государственных органов и органов местного самоуправления, который предусмотрен законом в качестве основания возникновения гражданских прав, а также соответствующее решение суда. Орган государственной регистрации осуществляет только проверку юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно.

Объясните, какой практический смысл для ГИМС вообще регистрировать туристические суда, используемые на несудоходных реках? Перефразирую: для чего это ГИМС? - Максим (г. Тольятти)
Зачем вдруг понадобилась регистрация туристских судов: катамаранов, байдарок и т.п.? Ходим по несудоходным рекам, никому не мешаем, нет - теперь надо бояться инспектора и штрафов. Суда у нас в основном самодельные (катамараны), не новые (байдарки 20-летней давности), документов, естественно, нет. - Дмитрий Козлачков (Киров)

Вадим Вадимович: Необходимость государственного надзора за гребными лодками грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарками - более 150 килограммов и надувными безмоторными судами - более 225 килограммов, независимо от способа их изготовления и целевого использования, определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Минтрансом России совместно с МЧС России подготовлен проект Федерального закона, определяющий понятие "маломерное судно" (9 марта с.г. внесен в Правительство Российской Федерации), с его текстом можно ознакомиться на сайте Минтранса России. С принятием данного законопроекта предусматривается переработать акты, регламентирующие пользование маломерными судами (правила регистрации маломерных судов, технического надзора за ними, правила аттестации судоводителей и др.), а также пересмотреть критерии судов, подлежащих государственной регистрации.

Обращаюсь к Вам с наболевшим вопросом от туристов-парусников. Являюсь владельцем надувного спортивного парусного катамарана. Обратился в ГИМС для его регистрации. Инспектор сообщил, что ГИМС регистрацией надувных парусных катамаранов не занимается. На вопрос: "Где можно зарегистрировать?" ответить затруднился, но при этом пообещал обеспечить "трудности " при встрече на воде без документов. Чтобы избежать конфликтов, к кому мне обратиться, какие документы представить и какие документы должны выдать? - Андрей Парфенов (Дубна, Московская область)

Вадим Вадимович: В Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Разъясните, пожалуйста, кому на данный момент поднадзорны парусные прогулочные и спортивные суда и какие документы должен иметь при себе капитан такого судна при совершении плавания? - Константин (Серпухов)
Скажите, как обстоят дела с возможностью осуществить государственную регистрацию туристического надувного разборного парусного катамарана? Объем поплавков около 1500 литров, площадь парусов 10 кв. м, есть мотор мощностью 3,5 л/с. Каковы планы по урегулированию этого вопроса? - Кучеренко Д.С. (Москва)
Я занимаюсь парусным спортом, моё судно - парусный катамаран. В настоящее время парусный катамаран невозможно зарегистрировать в ГИМС. В лучшем случае инспектора предлагают какие-то "схемы", например купить и установить мотор и зарегистрировать как моторное судно. При этом потом зарегистрируют так, что парусным спортом я заниматься не смогу, а буду на правах коммерческого катера. - Александр (Москва)

Вадим Вадимович: Прогулочные парусные (в т.ч. парусный катамаран) и спортивные парусные суда поднадзорны Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, иные спортивные суда - ГИМС МЧС России (Постановление Правительства РФ от 24.03.2009 N 251 "О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации").

Вопрос, который уже не один год волнует туристов-парусников Москвы и, я думаю, всей страны: когда, наконец, будут ставить на учет в ГИМС парусные и парусно-моторные маломерные суда? В каких отношениях с инспекторами ГИМС находятся парусники до принятия соответствующего постановления? - Андрей Васильевич (Москва)

Вадим Вадимович: Прогулочные парусные и спортивные парусные суда поднадзорны Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Постановление Правительства РФ от 24.03.2009 N 251 "О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации"), ГИМС МЧС России - иные спортивные суда, а также моторные маломерные, отвечающие критериям, определенным Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835 (ред. от 24.03.2009) "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Какие действия предпринимаются руководителями ГИМС для предотвращения попадания в структуру инспекции бывших работников МВД ввиду активного сокращения и реформирования структуры последней? Очевидно, что сокращают или просят уйти "по собственному желанию" обычно тех работников, которые не проявили себя должным образом, да и реформируют структуру МВД не от хорошей жизни - слишком много накопилось вопросов к последнему. Также очевидно, что бывшие работники МВД не обладают навыками и опытом для работы в ГИМС, не разбираются в типах и устройстве маломерных судов и явно не готовы оказать реальную действенную помощь на воде в критической ситуации. - Андрей Культурин (Москва)

Вадим Вадимович: Подразделения ГИМС укомплектованы личным составом более чем на 90%, имеющиеся вакансии заполняются в установленном порядке на общих основаниях.

Выскажите, пожалуйста, свое авторитетное мнение о поднадзорности ГИМС малых надувных и разборных судов. Должен ли владелец байдарки, надувной гребной лодки или разборного парусного катамарана с надувными поплавками (без мотора) регистрировать свое судно в инспекции? Должен ли он иметь удостоверение на право управления маломерным судном? К сожалению, эти вопросы по-разному трактуются разными территориальными органами ГИМС, и при встрече туристов-водников с инспекторами на водоемах разных регионов постоянно возникают недоразумения, зачастую ведущие к коррупционным проявлениям. - Попов Леонид Юрьевич (Санкт-Петербург)
На данный момент порядок регистрации парусных судов малого тоннажа (менее 10 тонн) с двигателями независимо от мощности не установлен. Парусные суда невозможно зарегистрировать ни в ГИМС Москвы, ни в Речном регистре, ни в какой-либо другой государственной организации. Регистрацию судов и выдачу удостоверений проводят лишь общественные организации (Спортсудорегистр, МАРИНС, другие парусные клубы). Ввиду отсутствия судового билета не установлены также требования к снабжению такого судна и к квалификации рулевого. Что следует делать рулевому парусного судна, если у инспектора ГИМС возникли вопросы по поводу отсутствия судового билета или судоводительского удостоверения, при условии что рулевой судна соблюдает разумные меры безопасности на воде и не нарушает правила судовождения? - Аверченко Аркадий (Москва)
Я построил парусный разборный катамаран. Кроме парусов предполагаю использовать вспомогательный мотор - 3,3 лошадиных силы. Для участия в регатах за границей мне необходима государственная регистрация на лодку и мотор как на "парусное спортивно-прогулочное судно со вспомогательным двигателем" с указанием в судовом билете технических характеристик лодки, мотора, площади парусности, грузоподъёмности. Будет ли меня регистрировать ГИМС? Если нет, то почему? Нас, таких судовладельцев, немало. - Вареник Сергей Михайлович (Москва)
Хочу задать вопрос по регистрации спортивных туристических судов. Я занимаюсь спортивным туризмом (определение спортивного туризма см. в Википедии) более 20 лет и в настоящее время столкнулся с некоторыми трудностями, препятствующими мне заниматься любимым увлечением на территории РФ. При регистрации туристического судна выдаётся судовой билет, в котором в том числе определяются наличие необходимого оборудования на борту и район плавания судна. При этом очень часто перечень оборудования и разрешенный район для плавания определяются исходя из требований к пассажирским судам. В результате туристы, зарегистрировав свое туристическое спортивное судно, получают невыполнимые требования с точки зрения планируемого использования судна. К примеру: 5-килограммовый якорь на спортивную байдарку, огнетушитель на сплавной катамаран и т.д. Зачастую, получив разрешенный район плавания, мы сталкиваемся с невозможностью дальнейшего плавания, т.е. не имеем возможности законно заниматься любимым видом спорта и отдыха. Потому что при определении района плавания инспектора либо подходят к вопросу формально и используют требования для пассажирских судов, либо не хотят брать на себя ответственность и отказывают в регистрации судна. На спортивных туристических судах нет пассажиров, каждый человек на борту, будь он один или несколько, - это член спортивной команды. К примеру, прошлым летом, находясь в спортивном туристическом походе на надувном разборном катамаране в районе Охотского моря, я был оштрафован инспектором ГИМС г. Николаевска-на-Амуре за отсутствие регистрации судна. По возвращении из похода я зашел в ГИМС г. Москвы по вопросу регистрации своего катамарана. Катамаран производится серийно известной в туристических кругах фирмой "Красное солнышко". У меня имеется в наличии паспорт катамарана и чек о покупке. Также имелись фотографии катамарана. Инспектор московского ГИМС выразил мне большие сомнения, что я вообще смогу зарегистрировать своё судно. Также мне сказали, что если у меня и получится его зарегистрировать, то я получу максимальное удаление от берега в 300 метров. При этом инспектор затруднился указать мне пункты в нормативных актах, на основе которых он высказывал своё мнение, сказав, что при желании я сам в всё найду в СПС. Аналогичные вопросы я задавал на интернет-сайте ГИМС Ленинградской области и также не смог получить вразумительных ответов, ответы были "шаблонными". В результате я не знаю, как я законно могу заниматься своим увлечением. - Сергей Беликов (Москва)

Вадим Вадимович: На все четыре заданных вопроса отвечу следующее. Регистрации в ГИМС подлежат гребные лодки грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарки - более 150 килограммов и надувные безмоторные суда - более 225 килограммов. Прогулочные парусные и спортивные парусные суда поднадзорны Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2009 N 251"О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации" организация проведения государственной регистрации спортивных парусных судов и дипломирования членов экипажей указанных судов, проведения классификации и освидетельствования спортивных парусных судов возложена на Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Удостоверение на право управления маломерным судном должны иметь судоводители маломерных судов с мощностью двигателя более 3,68 КВт (приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 498 (ред. от 21.07.2009) "Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").

Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей (ст. 11.8.1 КоАП). Кроме того, судно может быть задержано и помещено на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП).

Имею ли я право отказаться от схода с туристического маршрута по требованию инспектора, если это требует больших денежных затрат? Имеет ли право инспектор применять силу? - Евгений (Нижний Новгород)

Вадим Вадимович: Деятельность государственного инспектора по маломерным судам на водных объектах регламентируется Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденным приказом МЧС РФ от 19.05.2009 N 305 (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.2009 N 14666), которым указанные действия, в том числе применение силы, не предусмотрены.

Где можно посмотреть телефоны доверия подразделений ГИМС? Куда можно звонить при спорных вопросах? - Александр (Москва)

Вадим Вадимович: В приложении к Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденному приказом МЧС РФ от 19.05.2009 N 305 (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.2009 N 14666). С текстом регламента можно ознакомиться на официальном сайте МЧС России.

Мой вопрос состоит из двух частей. Первое: когда инспектор имеет право проверить снабжение судна? К примеру, на дороге ГИБДД может проверить только при прохождении ТО. А у Вас? Второе. Собирается ли Ваше ведомство привести нормы снабжения в соответствие со здравым смыслом? Примеры: зачем на катере морская рация при хождении по Волге? Зачем на надувном катамаране водоотливной черпак? Там вода собраться в принципе не может - негде. Можно продолжать долго, но проще Вам взять стандартные перечни снабжения и посмотреть. Абсурд сам в глаза бросится. Не хочется думать, что несуразные требования сохраняются нарочно, для увеличения и сохранения коррупционной составляющей. - Александр (Москва)

Вадим Вадимович: В соответствии с п. 29 Административного регламента (приказ МЧС России от 19.05.2009 N 305) государственные инспекторы при осуществлении мероприятий по надзору имеют право запрещать эксплуатацию маломерных судов, если в процессе эксплуатации обнаружены неисправности (в т.ч. несоответствие нормам комплектации), при которых согласно пункту 9 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (приказ МЧС России от 29.06.2005 N 502) запрещена его эксплуатация. Основанием для остановки маломерного судна является нарушение установленных требований, которые объявляются судоводителю с указанием нормативного акта, их содержащего (п. 34 указанного регламента).

Существующие нормы снабжения маломерных судов предусматривается пересмотреть в техническом регламенте "О безопасности маломерных судов", проект которого в мае будущего года планируется внести в Правительство Российской Федерации.

При снятии с учета лодки или мотора в ряде территориальных подразделениях требуют нотариально удостоверенный договор купли-продажи, либо присутствия второй стороны по договору, либо подписанное сторонами соглашение о намерениях. При этом правовая основа таких требований не представляется и нормативно не урегулирована. А с учетом того, что стороны по договору могут находиться за тысячи км и для осуществления сделки в настоящее время им даже нет необходимости встречаться лично, данные требования значительно усложняют процедуру и ограничивают права граждан по распоряжению своим имуществом. Просим Вас рассмотреть вопрос об упрощении данной процедуры и устранении излишних административных барьеров в этой части. - Евгений (Москва)

Вадим Вадимович: Для снятия судна с учета необходимо представить в соответствующее подразделение ГИМС: письменное заявление собственника судна или его доверенного лица о снятии судна с учета, судовой билет и документ, удостоверяющий личность собственника судна или его доверенного лица (предъявляется).

Какие санкции имеет право применить инспектор в случае отсутствия прав или судового билета у владельца плавсредства и в каких случаях? - С.Е. (с. Завидово Тверской области)

Вадим Вадимович: Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей (ст. 11.8.1 КоАП). Кроме того, судно может быть задержано и помещено на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП). Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющим права управления, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятьсот рублей   (ч. 2 ст. 11.8 КоАП)

В каких случаях инспектор ГИМС имеет право проверять документы на плавсредство: только во время движения, или во время остановки на воде, или если плавсредство находится у берега? - Иван (г. Дубна)

Вадим Вадимович: Во всех перечисленных случаях. Основанием для проверки маломерного судна является нарушение установленных требований, которые объявляются судоводителю с указанием нормативного акта, их содержащего.

Кто, кроме инспекторов ГИМС, имеет право проверять документы у судовладельца? Владимир (г. Конаково)

Вадим Вадимович: Право проверять документы у судовладельца могут иметь органы государственной власти и иные структуры, имеющие на это соответствующие полномочия.

В 2009 году я прошел обучение и получил права на вождение катера в местном отделении ГИМС. Буквально недавно узнал от работников ОВД, что права фиктивные и их хотят изъять. Возможно ли такое? Обязаны ли судоводители предъявлять права на управление маломерным судном работникам милиции? - Карагужин Хасан (Бийск, Алтайский край)

Вадим Вадимович: Признание документа, удостоверяющего наличие какого-либо права, подлинным или недействительным является компетенцией органа, его выдавшего. Во взаимоотношениях с работниками милиции следует руководствоваться Федеральным законом "О милиции".

При покупке лодки с мотором, зарегистрированных в ГИМС (судовой билет имеется), у физического лица обнаружилась пропажа паспорта на лодку. ГИМС моего региона без паспорта на лодку отказывается регистрировать комплект. Правомерно ли? - Фролов Анатолий Филимонович (Нижегородская обл., Варнавинский р-н)

Вадим Вадимович: В данном случае при отсутствии технического паспорта на судно в соответствии с подпунктом 4 пункта 18 Правил государственной регистрации (приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 500 в ред. от 21.07.2009 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий") представляется акт технического освидетельствования судна.

В странах Евросоюза техосмотр на маломерные надувные суда отсутствует. Есть только утверждённые документы и норма снабжения судна. Да и понятно - надувная лодка или, простите, плавает, или нет. Когда у нас будет как в Европе, на которую так любят ссылаться высокие начальники? Насколько можно разгрузить сотрудников ГИМС, отменив эту ненужную процедуру! - Геннадий (Москва)

Вадим Вадимович: В целях гармонизации в данной области национального и общеевропейского законодательства в Правительство Российской Федерации внесен (09.03.2010) проект Федерального закона, определяющий понятие "маломерное судно", с его текстом можно ознакомиться на сайте Минтранса России. Организована также разработка проекта технического регламента о безопасности маломерных судов. На этой основе будут переработаны акты, регламентирующие пользование маломерными судами, - правила их регистрации, технического надзора, правила аттестации судоводителей и др.

Подскажите, нужны ли права на управление байдаркой? - Евгений (Нижний Новгород)

Вадим Вадимович: Нет, не нужны.

Является ли маломерным судном (согласно разъяснениям ст. 11.7 КоАП РФ) катер типа "Ярославец" (двигатель 150 л.с.). И возможна ли его постановка на учет в ГИМС по фактическому местонахождению судна? - Одинцова Ольга (Тюменская область, ХМАО)
Имею ли я право поставить катер проекта Р-376У "Ярославец" на учёт в ГИМС? - Владимир (Саратов)

Вадим Вадимович: Критерии маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", в соответствии с которыми государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, эксплуатируемые во внутренних водах. Суда с характеристиками, превышающими указанные критерии, - в сфере надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.   

Может ли инспектор ГИМС исполнять свои полномочия в нерабочее время (выходные дни), в районах, не относящихся к его отделению ГИМС (к примеру, в Семеновском районе, если сам инспектор из Кстовского отделения ГИМС МЧС РФ), обязан ли инспектор ГИМС во время исполнения должностных обязанностей находиться в установленной форме одежды, должен ли инспектор иметь при себе распоряжение о проведении проверки/патрулирования или может действовать в любое время в любом месте? - Александр (Н. Новгород)

Вадим Вадимович: Мероприятие по надзору (патрулирование) проводится патрульной группой на основании приказа (распоряжения), в котором указываются должностные лица, уполномоченные на проведение мероприятия, а также предмет проверки и сроки проведения. При проведении мероприятий по надзору члены патрульной группы должны быть в форменной одежде, иметь нагрудный знак, служебное удостоверение, судовые и судоводительские документы, а также бланки необходимых процессуальных документов. Судно, назначенное для патрулирования, должно иметь знаки принадлежности к ГИМС МЧС России и может показывать ночью и днем проблесковый синий огонь.

Получил права на управление маломерным судном в 1998 году. В удостоверении проставлена отметка "катер - разрешено", и соответственно разрешенный район для плавания "ВВП - разрешено". Когда получал права на катер, никто не задавался вопросом - получать права только на мотолодку, или только на катер, или на гидроцикл. Таким образом, подразумевалось, что если проставлена отметка о разрешении вождения более крупного маломерного судна - катера, то водить мотолодку или гидроцикл тоже будет возможным. Теперь ГИМС для этого обязывает открывать все категории, и делается это через обязательные курсы переподготовки за деньги. Вопрос: если я имею права, у меня нет правонарушений на воде, есть зарегистрированное маломерное судно с мотором, могу ли я просто сдать экзамены в ГИМС, оплатив госпошлину, и получить дополнительные категории, не оплачивая заново за обучение порядка 7500 руб.? - Тургенев Дмитрий (г. Тольятти, Самарская область)

Вадим Вадимович: Для того чтобы получить дополнительную категорию, в Вашем случае на право управления мотолодкой и гидроциклом, необходимо в соответствии с п. 5.5 Правил аттестации (приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 498 в ред. от 21.07.2009 "Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий") пройти проверку навыков практического управления мотолодкой и гидроциклом. Изменение района плавания на "МП" потребует обучения и аттестации в общем порядке.

В 2009 году во время сплава на не зарегистрированной в установленном порядке байдарке по р. Пьяна (Нижегородская обл.) инспектором ГИМС на меня был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 11.8, ч. 1 с формулировкой правонарушения: "Нарушение правил эксплуатации судов, п. 5 ППВВП - плавание на ВВП. Пр. МЧС N 502. Плавание судов, не зарегистрированных в установленном порядке", притом что р. Пьяна не включена в реестр внутренних водных путей РФ. Вопрос: правомочны ли действия инспектора в данном случае? Какие права имеют инспектора ГИМС на водоемах, не являющихся внутренними водными путями (не внесенных в реестр ВВП РФ)? - Иван (Н. Новгород)

Вадим Вадимович:    Действия инспектора правомочны. Указанное правонарушение - управление маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (часть 1 статьи 11.8 КоАП). А также: управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей (часть 1 статьи 11.8.1 КоАП).  При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1 КоАП, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (статья 27.13 КоАП). Перечисленные меры применяются вне зависимости от района плавания маломерного судна.

Какие меры инспектор ГИМС может применить к незарегистрированным судам на несудоходных реках? Если река не входит в список ВВП, имеет ли инспектор право задержать судно или привлечь владельца к административной ответственности? И вообще, какой статус у инспектора вне ВВП? - Константин (Нижний Новгород)

Вадим Вадимович: Управление маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (часть 1 статьи 11.8 КоАП). Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей (часть 1 статьи 11.8.1 КоАП).  При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1 КоАП, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (статья 27.13 КоАП). Перечисленные меры применяются вне зависимости от района плавания маломерного судна.

Насколько правомерны действия инспекторов ГИМС по пресечению туристических походов на незарегистрированных байдарках (либо байдарках с нарушением комплектации, например без спасжилетов) на реках, не относящихся к судоходным (например, реки, в которых найти глубину больше метра проблематично, да и к горным их не отнесешь). Инспектора утверждают, что внутренние водные пути - это любая вода на территории России, будь то даже лужа. Между тем в законодательстве по этому поводу нет однозначного определения, кое-где фигурирует термин "судоходные реки (пути)", где-то - "внутренние воды", где-то - "водные пути"... На мой взгляд, пора уже привести терминологию во всех законодательных актах в соответствие - чтобы не было возможности ложного толкования и понимания. - Титов Дмитрий (Нижний Новгород)
Интересует регистрация туристских спортивных судов, в частности байдарок. Надо ли их вообще регистрировать? Катамараны и рафты - как с ними быть? Что будет, если инспектор ГИМС остановит незарегистрированное туристское судно на реке? Каковы полномочия инспектора? - Дмитрий (Нижний Новгород)

Вадим Вадимович: Гребные лодки грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарки - более 150 килограммов, надувные безмоторные суда - более 225 килограммов, эксплуатируемые во внутренних водах, подлежат государственной регистрации в ГИМС МЧС России (приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").

Прогулочные парусные и спортивные парусные суда поднадзорны Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Постановление Правительства РФ от 24.03.2009 N 251 "О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации"). Управление маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (часть 1 статьи 11.8 КоАП).

Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей (часть 1 статьи 11.8.1 КоАП).  При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1 КоАП, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (статья 27.13 КоАП).

В соответствии с п. 29 Административного регламента (приказ МЧС России от 19.05.2009 N 305) государственные инспекторы при осуществлении мероприятий по надзору имеют право запрещать эксплуатацию маломерных судов, если в процессе эксплуатации обнаружены неисправности (в т.ч. несоответствие нормам комплектации), при которых согласно пункту 9 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (приказ МЧС России от 29.06.2005 N 502) запрещена его эксплуатация.

Где и как можно подготовиться к экзаменам на право судовождения? Что представляют собой данные экзамены, аналогичны ли они экзаменам на право вождения автомобиля? - Андреев Г.Н. (г. Москва)

Вадим Вадимович: Организация подготовки к экзаменам на управление маломерным судном не входит в компетенцию ГИМС. Информацию о курсах (школах) по подготовке судоводителей можно получить в соответствующих местных органах власти или ближайшем подразделении ГИМС. Допускается также дистанционное обучение - в сети Интернет. К сдаче экзаменов на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией.

Теоретические экзамены принимаются в течение года, проверка навыков практического управления судном - в период навигации. Экзаменационные билеты составляются отдельно для каждого района плавания.  Оценка знаний производится по зачетной системе. Экзамен считается несданным, если экзаменующийся не смог дать правильный ответ более чем на два вопроса по билету. Результаты экзаменов оформляются соответствующей записью экзаменаторов в личной карточке судоводителя ("зачет" или "незачет").  Лица, получившие "незачет", допускаются к переэкзаменовке не ранее чем через 7 дней (приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 498 "Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").

На основании каких документов осуществляется регистрация импортного двигателя, приобретенного на территории РФ? - Дмитрий (г. Ярославль)

Вадим Вадимович: В данном случае осуществляется государственная регистрация изменений, вносимых в судовую книгу, для этого необходимы:
-  документ, удостоверяющий личность судовладельца;
 - подлинник и копия документа, подтверждающего законность приобретения двигателя (справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или иной подобный документ);
- судовой билет;
- подлинник и копия технического паспорта на двигатель;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в судовую книгу.

До изменений, внесенных в приказ N 500, было ясно, что при замене двигателя на более мощный или увеличении количества двигателей такие действия считались как перерегистрация. В связи с изменениями от 2009 года эти действия не описываются. Вопрос: что должен заплатить судоводитель при замене двигателя на более мощный (например, с 30 л/с на 40 л/с)? - Владимир (Анадырь, Чукотский АО)

Вадим Вадимович: 100 рублей - за государственную регистрацию изменений, вносимых в судовую книгу (Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, статья 333.33).

Надо ли регистрировать в ГИМС резиновую лодку без мотора? - Николай (г. Тверь)

Вадим Вадимович: Не надо, если ее грузоподъемность менее 225 килограммов (приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 500, ред. от 21.07.2009).

Постоянно с друзьями ездим на рыбалку в дельту Волги (ниже Астрахани). Вопрос: на каком участке реки кончаются ВВП и начинаются МП? - Владимир (Валуйки Белгородской обл.)

Вадим Вадимович: Внутренние водные пути Российской Федерации - это естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Перечень внутренних водных путей Российской Федерации определен распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 1800-р (с изменениями от 7 июля 2005 г., 5 мая 2008 г., 27 февраля 2010 г.).  В нижнем течении р. Волги ВВП ограничены остановочным пунктом Стрелецкое (3029 км). Более подробную информацию можно получить в органах Государственной речной судоходной инспекции.  

Вадим Вадимович, у меня вопрос по транспортному налогу на водомоторные средства. В какие сроки уплачивается налог? В каком месте уплачивается налог - по месту регистрации водомоторного средства или по месту прописки владельца? - Сергей (г. Зеленоград)

Вадим Вадимович: При уплате транспортного налога (срок и место уплаты) следует руководствоваться налоговым уведомлением на уплату транспортного налога, представленного налоговым органом.

Могу ли я получить права на управление катером не по месту прописки, а по месту государственной регистрации катера? - Николаев Н.Г. (Москва)

Вадим Вадимович: Можете. В соответствии с Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России (приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 498 в ред. от 21.07.2009, зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2005 N 6939), на территории Российской Федерации установлен единый порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России. К сдаче экзаменов на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией по маломерным судам.

В прошлом году сообщалось о том, что московские спасатели прорабатывают вопрос об использовании дирижаблей для обеспечения безопасности на водоемах. Действительно ли планируется спасать утопающих с помощью дирижаблей? - Юрий (г. Москва)

Вадим Вадимович: Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России в своем составе спасательных подразделений не имеет и использование дирижаблей для спасания утопающих не планирует.  

КонсультантПлюс: Благодарим Вас за участие в интервью.


Интервью с В.В. Серёгиным подготовлено  редактором сайта КонсультантПлюс Н. Лашкиной.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: