Интернет-интервью с С.А. Пузыревским,
начальником Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России:
"Практика применения новой редакции Федерального закона "О рекламе"

11 декабря  2007 года состоялось интервью с начальником Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревским. 

Тема интервью: "Практика применения новой редакции Федерального закона "О рекламе". Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

КонсультантПлюс: Прошло почти полтора года со дня принятия Государственной Думой в 2006 году  Федерального закона "О рекламе". Как он сегодня работает? Нужны ли какие-нибудь  изменения и дополнения к нему?

1Сергей Анатольевич Пузыревский: Давая оценку в целом, можно сказать, что применение нового Закона, безусловно, решает проблемы развития рекламного рынка, проблемы развития конкуренции на рынке рекламных услуг. Кроме того, Закон позволяет обеспечить защиту потребителям рекламы. В России уже накоплен достаточно богатый опыт урегулирования отношений в этой области.  На протяжении десяти лет в стране действовал закон, принятый в 1995 году,  многие положения которого позволили комплексно урегулировать отношения на рынке рекламных услуг. Нравится это кому-то или нет, но реклама – это одна из реалий современного мира. Иногда она влезает в нашу жизнь просто бесцеремонно, нагло, иногда даже позволяет обманывать потребителя. В памяти у многих остались разрекламированные финансовые пирамиды АО "МММ", когда благодаря рекламе удалось ввести в заблуждение многих людей. Определенный  осадок от той рекламы остался. Но как бы ни ругали рекламу, она скорее может принести больше пользы, чем вреда. Без нее современная экономика невозможна. Она очень важный элемент рыночных отношений, позволяющий быстро развиваться конкуренции в нашей стране. И чем ее будет больше, тем лучше для развития конкуренции. Задача же  Закона сделать так, чтобы эта конкуренция была добросовестной, достоверной и проходила в строго заданных рамках. Именно поэтому Закон о рекламе,  который у нас существует, ориентирован прежде всего на то, чтобы позволить хозяйствующим субъектам размещать или распространять о себе рекламу, а с другой стороны, обеспечить интересы их контрагентов, конкурентов и  не допустить недостоверности, некорректности и недобросовестности в отношении них. И как видите, Закон работает. Сейчас мы не планируем вносить какие-либо комплексные изменения в него. Нужно дать время, чтобы участники рынка привыкли к тому, что есть на сегодняшний день. За период действия Закона внесены пять изменений. В частности, в июле этого года вступила в силу поправка, касающаяся обязанности рекламодателей сообщать стоимостные показатели в рублях. Если раньше в рекламе можно было обозначать цены, например, в условных единицах, долларах или евро, то теперь существует общее жесткое требование - цену товара или услуги нужно указывать в рублях. При этом не исключена возможность одновременно сообщить цену в валюте, но в рублях стоимость должна быть определена обязательно.

Конечно, по мере возникновения серьезных проблем стоит предпринимать определенные шаги. Вот один из нерешенных вопросов – реклама алкоголя и табака. По ней много ограничений и запретов, но, видимо, недостаточно. В Законе нет запрета на размещение такой рекламы  на станциях метрополитена, и это вызывает непонимание и справедливое возмущение у людей. В этом случае поправки в Закон должны быть внесены. ФАС России поддержал такой  законопроект. Надеемся, что в ближайшее время проблема будет решена. Еще существуют отдельные проблемы, связанные с правоприменением. С одной стороны, Закон позволил нам решить очень важные проблемы. Если вспомнить, полтора года назад у нас при полном запрете рекламы алкоголя она была везде, но не явная. Например, компания "Немиров". Все понимали, что из себя представлял "перчик", который прыгал на экране. Было много таких завуалированных рекламных роликов на телевидении. Принятый новый Закон позволил решить эти проблемы достаточно четко. Сейчас на телевидении скрытой рекламы фактически нет. В определенном смысле здесь произошло легальное перераспределение спроса, потому что эта реклама перетекла в печатные средства массовой информации, но это менее опасно по сравнению с размещением ее на телевидении, когда ее  видит вся страна. Вот если оценивать, кто выиграл от нового Закона, то можно сказать, что в определенном смысле повезло печатным средствам массовой информации. Но выиграли и рекламодатели, потому что могут легально размещать такую рекламу не в ущерб своим бюджетам.

С принятием нового Закона произошло серьезное ограничение объемов рекламы в телепрограммах. Формально речь идет о 20% времени вещания в течение часа. Раньше привязка была к суткам, и телеканалы могли, допустим,  в прайм-тайм выставлять больше рекламы, компенсируя это меньшими объемами рекламы, показываемой в дневное или ночное время. Сейчас оценка объемов рекламы делается исходя из часа эфирного времени, то есть из расчета 20 процентов рекламы в час на протяжении суток. Благодаря этому потоки рекламы равномерно распределились во времени. Проблема, на которую законодателю надо теперь обратить внимание, связана с тем, что Закон, ограничив коммерческую рекламу, не учел объемы анонсов телепередач, которые транслируются по телевидению и очень часто прерывают телепрограммы. Эти перерывы надо сделать существенно меньше. С 1 января 2008 года начнет действовать еще одно ограничение - дополнительное сокращение объема рекламы в телепрограммах. Объем рекламы в час будет снижен до 15%. Сейчас он составляет 12 минут, а уменьшится до 9. Почасовое ограничение объема рекламы в телепрограммах основывается на международном регулировании этих вопросов. Россия подписала в октябре 2006 года международную Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, но еще не ратифицировала ее. Сейчас проходит эта процедура. Для того чтобы Конвенция действовала в полной мере, ее нужно утвердить, а для этого нужно привести отдельные положения нашего Закона о рекламе в соответствие с этой Конвенцией. В частности, российским законодательством никак  не регламентируется  вопрос, как часто и сколько можно передавать рекламу. Европейская конвенция четко устанавливает определенные периоды прерывания рекламой телепередач. Министерством культуры РФ совместно с ФАС России подготовлен такой законопроект. Я думаю, что в ближайшее время он будет рассматриваться Госдумой.

Конвенция о трансграничном телевидении является документом,  комплексно регулирующим вопросы телевещания в Европе. Почему в Европе это актуально? Потому что немецкое телевидение, например,  охватывает около пяти ближайших соседствующих государств. Естественно, для всех них важно, чтобы для телевещания в этих странах были соблюдены единые правила и параметры. Это становится актуальным, так как расширяются возможности вещания нашего телевидения на другие страны. Хотя я  могу сказать вот еще что: с 1 января требования по объему рекламы у нас будут жестче, чем в Европе. Потому что там установлен параметр – 20 процентов в течение часа. А мы переходим уже на следующий этап – 15 процентов.

Есть еще один вид рекламы, который на сегодняшний день является недостаточно урегулированным,  - product placement. Первое, что у нас сделал законодатель, - сказал, что органичное интегрированное упоминание о конкретной марке товара, услуги в рамках художественного произведения  не должно рассматриваться в качестве рекламы, на нее Закон не распространяется. Но критерии, как к этому подходить,  где органичное интегрирование, а где не органичное, вызывают очень много вопросов. Вот у нас  при ФАС создан Экспертный совет. Когда такие вопросы возникают, мы  обсуждаем их с экспертами совета, среди которых есть представители  рекламного сообщества, научных кругов, потребители и т.д. Но законодательно этот вопрос отрегулирован недостаточно. Я думаю, что рано или поздно мы к этому должны будем прийти.

КонсультантПлюс: Федеральный закон от 21.07.2007 N 193-ФЗ внес в Закон о рекламе кардинальные изменения. В чем их суть?

2С.А.: Прежде всего они касаются изменений, связанных с порядком организации установки рекламных конструкций, которые вступят в силу с июля 2008 года. О чем идет речь? Главное - теперь, когда речь идет о заключении договоров на установку рекламных конструкций и если такая установка будет происходить на государственной муниципальной собственности - заключение договоров должно проводиться только на торгах. Нужно будет проводить аукцион или конкурс. Причем форма торгов – конкурс или аукцион - определяется уже непосредственно лицом, которое будет его организовывать. Само положение, которое связано с выставлением государственной муниципальной собственности для целей рекламы на торги, является достаточно прогрессивным и правильным направлением. Картина ясна. Во-первых, государство открыто сообщает о том, что есть такие места, которые могут быть использованы для установки рекламных конструкций. Во-вторых, оно получает максимально возможный доход. При таком подходе чиновникам будет сложно заниматься злоупотреблениями, решается проблема, связанная с коррупцией, и полностью учитываются интересы государства, потому что оно, выступая собственником в этом случае, на аукционе получит большую стоимость.

И второй очень важный момент - это ограничение участия в торгах одного лица  и ограничение владения рекламными конструкциями. Чем больше компаний действует на рынке, тем лучше для потребителя. Так, Законом установлена доля в размере 35% информационных полей на территории того муниципального образования или городского образования, где будет производиться установка рекламной конструкции. Эти проценты ограничивают возможность участвовать в торгах для лиц, владеющих долей рекламных конструкций более чем 35 процентов. Они в соответствии с Законом не могут быть допущены к участию в торгах, и с ними не может заключаться договор на новые конструкции. При этом правила не применяются к тем органам местного самоуправления, на территории которых установлено менее 10 рекламных конструкций.

 Закон предоставляет  антимонопольному органу полномочия на право обращения в суд с иском об аннулировании тех разрешений, которые выходят за рамки этих процентов. Конечно, на практике нужно будет смотреть, как суды к этому  отнесутся, наработать антимонопольным органам свою практику, тесно сотрудничать с органами местного самоуправления, контролировать их. Кстати, хочу отметить, что эти информационные поля во многих регионах учитываются и подпадают под соответствующее налогообложение. Многие органы местного самоуправления к этому готовы, потому что с 1 июля 2008 года уже начнется применение Закона.

КонсультантПлюс: Вопрос о корректности рекламы сейчас поднимается очень часто. Как на практике разрешается эта проблема?

С.А.:  Здесь две составляющие, две формы корректного поведения рекламодателя. Это корректность по отношению к конкурентам и корректность по отношению к потребителю. Каждая из них имеет свои особенности. Некорректность достаточно часто может выражаться  в том, что каждый рекламодатель хочет сказать, что он самый лучший. А когда каждый начинает это говорить - потребитель теряется. Один самый лучший, другой самый лучший,  третий… Такое абстрактное понятие, как правило, чаще всего признаётся некорректным. В результате, кто из них "самый-самый", приходится выяснять антимонопольному органу, проверять различные параметры – оценивать по потребительским свойствам производимые товары,  по ценовой политике, и по объемам производства на территории страны. Сравнение, кстати, является само по себе важным элементом конкуренции, потому что когда что-то с чем-то сравнивается, то от этого выигрывает потребитель. В некоторых странах запрещено размещать сравнительную рекламу. У нас такая реклама допустима, но  здесь важен корректный подход к ней. Поэтому если кто-либо заявляет о том, что он самый лучший, то в этом случае обязательно следует представить параметр, по которому возможна такая оценка. Допустим, "у нас самая низкая цена". И тогда можно этот параметр уже сравнивать с другими предложениями, которые действуют на рынке. А поскольку обнародованная реклама действует в течение двух месяцев, если  не указан иной срок, то в течение этого времени можно проверить, насколько рекламное предложение соответствует действительности, насколько оно корректно. Если выяснится, что это не так, то такого производителя можно будет наказать.

Второй момент, о котором я тоже хотел рассказать, связан с корректностью информации для потребителей. Закон запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на приобретение товара. Очень часто рекламодатели, давая  объективную достоверную информацию, иногда "забывают" о чем-то упомянуть. А как впоследствии оказывается, это существенно влияет на выбор потребителя. Я приведу пример. Один из операторов сотовой связи давал рекламу определенного тарифного плана, который можно было приобрести. И сообщал о том, что стоимость исходящих звонков составляет, условно говоря, 10 рублей. В действительности сумма была несколько выше – 18 рублей, потому что за первую минуту, за соединение бралась плата с абонента. Получалось, что люди платили не 10 рублей,  как было заявлено в рекламе, а больше. Формально вроде бы давая достоверную информацию об исходящих вызовах, рекламодатель вводил в заблуждение  людей тем, что не полностью сообщал информацию о стоимости первой минуты разговора. А это уже некорректно, поэтому за это мы наказываем.

И очень часто такие ситуации бывают связаны с рекламой финансовых услуг, хотя она урегулирована российским законодательством. Сейчас очень активно развивается и рекламируется потребительское кредитование. Некоторые потребители пребывают в радужном настроение – многое можно приобрести сегодня, сейчас в кредит. Никогда не нужно забывать, что за все это нужно платить. Кредит – это получение денег под проценты. Гражданский кодекс РФ четко регулирует такие сделки. Проблемы начинаются тогда, когда встает вопрос о том, что реально должен выплатить заёмщик кредитору, какой процент. Часто заявленный процент и реальная сумма не  совпадают,  потому что финансовые организации, кредитные организации, банки дают потребителю неполную информацию. Процент может быть не очень высоким, что для потребителя привлекательно. Но существуют какие-то постоянные дополнительные комиссии и платежи, которые увеличивают общую сумму выплат в два, а иногда и в три раза. Поэтому в  Законе прямо указано, что если в рекламе услуг по предоставлению кредита сообщается хотя бы одно из условий, влияющих на стоимость этой услуги для заёмщика, то в такой ситуации все иные условия, определяющие эту стоимость, должны быть четко прописаны. А это могут быть комиссионные выплаты, проплаты за обслуживание, ведение счета, любые платежи, которые взимаются за проведение операций по счету, и т.д. Потребитель должен четко понимать это. Исключить возможные злоупотребления в этой сфере позволит объявление кредитором эффективной ставки, включающей все платежи по договору. Пусть это будет высокий процент, но понятный потребителю. Тогда человек  будет ориентироваться и понимать, что взяв, например,  десять тысяч рублей, он должен будет вернуть эти десять тысяч и плюс заплатить 40 процентов от этой суммы.

Очень часто банки используют такой прием: размещают рекламу в телеэфире о выгодных условиях получения кредита. Но вот если внимательнее посмотреть некоторую телевизионную рекламу, то можно увидеть, что о привлекательных условиях информация  дается в полный экран большим форматом, а ниже мелким шрифтом  идут все остальные важные условия, которые являются неотъемлемой частью получения кредита и которые не всегда выгодны для потребителя. Эти все остальные появляются на экране телевизора на одну секунду,  и не полным текстом, бегущей строкой.  Нормальный потребитель с нормальным зрением, с нормальным скорочтением прочитать такое не сможет. Мы сейчас, кстати, возбудили даже несколько дел по такой рекламе. Потребитель ее просто не получает. Такой способ доведения информации до потребителя не годится при распространении рекламы по телевидению. ФАС оценивает это как отсутствие информации в рекламе. То же самое можно проследить с наружной рекламой. Висит большой щит, внизу что-то написано очень-очень мелкими буквами, так, что это не читается, даже если близко подойти. И если в печатных СМИ что-то похожее можно прочитать или просмотреть, то здесь не видно ничего. Здесь у ФАС тоже появляются претензии к некоторым финансовым организациям. Повторюсь, самый идеальный вариант, который снимет эти проблемы, - сообщение и включение в кредитный договор только одного – эффективной процентной ставки, в которую включены все возможные затраты банка.

КонсультантПлюс: В Законе "О рекламе" нет четкого  понятия о том, что можно считать вывеской, а что рекламой. В чем их отличия?

С.А.: На самом деле на сегодняшний день достаточно сложно провести четкую грань между вывеской и рекламой. И связано это со многими факторами. В том числе и с определенными пробелами в правовом регулировании. Сейчас эти вопросы решаются во многих случаях актами органов местного самоуправления. Позиция Федеральной антимонопольной службы такова. Каждая организация имеет право на вывеску. Она ее размещает в месте нахождения, и вывеска рекламой не является. Поэтому в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе не нужно получать разрешения на ее установку. Например, аптека или магазин с каким-то конкретным названием. Однако органы местного самоуправления отвечают за организацию благоустройства населенных пунктов. Нельзя нарушать общую архитектуру и композиционное оформление городских территорий. Поэтому определенные требования к вывескам органами местного самоуправления могут устанавливаться. Но эти требования, к сожалению, во многих регионах совершенно разные. До тех пор пока это не будет отрегулировано на федеральном уровне, данный вопрос останется открытым. Но если требования органов местного самоуправления  переходят определенную разумную грань, например оформить заказ, изготовить вывеску или рекламный щит только в определенной фирме, то тогда нужно обращаться уже в антимонопольный орган. Здесь идет открытое нарушение антимонопольного законодательства.

КонсультантПлюс:  Кто из собственников должен быть указан в разрешении на установку рекламной конструкции?

3С.А.: Ответить на этот вопрос однозначно не смогу, просто потому, что эти вопросы  находятся в ведении землеустройства. Земля находится в чьей-то  собственности. Но есть проблемы, которые связаны с разграничением этой собственности. Решать их нужно непосредственно либо в органе местного самоуправления, либо в органе государственной власти. В каждом населенном пункте есть свой землеустроительный комитет, который скажет, чья эта земля. Каждый земельный участок находится в собственности и закрепляется за определенным предприятием или учреждением, которое от имени соответствующего собственника им распоряжается. Соответственно нужно идти к представителю собственника, который имеет право на заключение договора. Это что касается  земельного участка. Если речь идет о здании, другой недвижимости, то у них может быть несколько собственников и договор о том, как они будут совместно распоряжаться имуществом. Если договор предоставляет право одному лицу принимать решение – значит, с ним нужно заключать договор. Если совместное решение – значит, со всеми. Исходя из этого и будет решаться этот вопрос. Вот если  взять товарищество собственников жилья в многоквартирном доме – то необходимо согласие всех собственников, и от их имени может выступить ТСЖ. А если товарищества нет, то  скорее всего никто ничего разместить на доме не сможет – слишком сложный процесс согласования. И если все-таки реклама на доме появится без согласия каждого собственника, то она будет там находиться незаконно. Но решение этих вопросов находится уже не в компетенции антимонопольного органа. Это исключительно договорные отношения, и споры по ним решаются в суде.

КонсультантПлюс: Воробьевская Инна из Воронежа спрашивает, какие все зависящие от него меры должен предпринять рекламораспространитель (чтобы не нарушать ст. 2.1 ч. 2 КоАП РФ) для соблюдения Закона "О рекламе" (в частности, по частям 2, 3, 5, 6, 7, 8, 11 статьи 5; по статье 6; по части 1 статей 21, 22, 23, 24, 25, 27; по частям 2, 3, 5, 6, 9, 10 статьи 28; по статье 30 и другим пунктам ФЗ "О рекламе", по которым ответственность за нарушение указанных в них требований согласно части 6 статьи 38 несет рекламодатель) как (согласно пункту 5 статьи 3) лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы?

С.А.: Пределы ответственности субъектов рекламной деятельности (рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя) определяются исходя из положений частей 6-8 статьи 38 Закона о рекламе. При нарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена в отношении рекламодателя, исключается ответственность рекламораспространителя (за исключением случаев, когда за нарушение отдельных положений Закона о рекламе предусмотрена ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя). При этом следует помнить, что предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы может быть выдано антимонопольным органом любому лицу, способному прекратить ее распространение (как рекламодателю, так и рекламораспространителю) без учета положений частей 6-8 статьи 38 Закона о рекламе.

Обязан ли рекламораспространитель требовать у рекламодателя документы для проверки сведений, относящихся к части 3 статьи 5 (достоверность рекламы)? Обязан ли рекламораспространитель перепроверять достоверность информации, предоставленной ему рекламодателем для рекламы? Можно ли верить на слово рекламодателю в вопросах, касающихся достоверности его рекламы (например: дом уже сдан, переуступка прав требования, качество товаров и услуг, лидерство в продажах, впервые, это не является методом лечения)? - Морозова Ирина (Воронеж)

С.А.: За нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе (недостоверная реклама) ответственность несет рекламодатель. При этом обязанность рекламораспространителя требовать у рекламодателя подтверждения сообщаемых в рекламе сведений Законом о рекламе не предусмотрена. Однако при выявлении факта распространения недостоверной рекламы антимонопольный орган может выдать рекламораспространителю предписание о прекращении ее дальнейшего распространения. Неисполнение предписания влечет ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Обязан ли рекламораспространитель требовать с рекламодателя иные документы, не указанные в ст.ст. 7, 13 ФЗ "О рекламе", а именно свидетельство на товарный знак? - Сафонова Екатерина Валерьевна (Москва)

С.А.: Согласно статье 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям данного Закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации. Перечень документов, указанных в данной статье, не является исчерпывающим, соответственно рекламораспространитель вправе потребовать и иные документы в целях подтверждения достоверности сведений, приводимых в рекламе, в том числе сведения, подтверждающие исключительные права на товарный знак (знак обслуживания).

КонсультантПлюс: В п. 4 ст. 28 ФЗ "О рекламе" говорится о том, что реклама услуг, связанная с осуществлением управления, должна содержать источник информации, подлежащий раскрытию в соответствии с Федеральным законом. Что в данном случае понимается под таким источником?

С.А.: В соответствии с указанной нормой раскрытию подлежит в том числе информация о деятельности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда (глава XII Федерального закона "Об инвестиционных фондах"). Статья 17 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" предусматривает, что правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом должны содержать сведения о порядке раскрытия информации о фонде, в том числе наименование печатного издания, в котором опубликовывается информация о нем.

Следовательно, для паевого инвестиционного фонда одним из источников информации, подлежащей раскрытию, является печатное издание. При этом реклама услуг, связанная с осуществлением управления, может содержать ссылки и на иные общедоступные источники получения информации о деятельности рекламодателя, оказывающего услуги управления.

В нашем городе большой проблемой для значительного количества индивидуальных предпринимателей - владельцев магазинов стали действия должностных лиц административно-технического надзора Московской области. Суть в том, что данные должностные лица требуют у владельцев магазинов получения разрешения на вывески магазинов как на рекламу. При этом разрешение требуется даже на вывески типа "Хлеб", "Автозапчасти", "Продукты" и т.п. В своих действиях должностные лица ссылаются на Закон "О рекламе" и Закон Московской области N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", в частности на пункт 1 статьи 28 указанного Закона, который звучит так: "Самовольное размещение и (или) использование самовольно размещенных контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, навесов, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, временных объектов, предназначенных или приспособленных для осуществления торговли или оказания услуг, информационных и декоративных средств стабильного территориального размещения, ограждений, иных сооружений влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей". При этом индивидуальных предпринимателей приравнивают к должностным лицам и накладывают на всех максимально возможный штраф для должностных лиц - 5000 руб.

Вопрос: является ли вывеска магазина рекламой? Необходимо ли получение разрешения на вывеску? Является ли индивидуальный предприниматель должностным лицом? Правомерны ли действия чиновников? - Лада (г. Жуковский, Московская область)

Как на практике в рамках указанного Закона чиновники отличают рекламные щиты от вывесок и указателей? Есть ли акты, дающие исчерпывающие определения указанным видам информационных носителей? Что делать, если местное законодательство самостоятельно относит к рекламе все информационные указатели, площадь которых более 0,5 кв. м? - Сергей (Владивосток, Приморский край)

6С.А.: Статья 2 Закона о рекламе предусматривает, что данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе. Так, указание на здании в месте нахождения организации её наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы независимо от манеры её исполнения. Указание на здании в месте нахождения организации профиля (вида) её деятельности – "Салон отделочных материалов", "Аптека", "Культурно-развлекательный центр" и прочее – относится к обычаям делового оборота и также не может рассматриваться в качестве рекламы. Размещение в месте нахождения организации её наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца данной организации), например: "салон Джин Строй", "аптека Умный лекарь", по нашему мнению, служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама.

Закон "О защите прав потребителей" не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание её целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, например, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещённые рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц. Однако, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде её деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учётом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Так, например, размещение крышной установки на многоэтажном здании, в котором организация арендует одну комнату, следует расценивать как рекламу этого заведения, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения организации и преследует иные цели. Стоит отметить, что органы местного самоуправления не вправе требовать от организаций получения разрешения, предусмотренного статьей 19 Закона о рекламе, на установку вывесок. При этом отдельные требования к вывескам (в том числе требование о регистрации) могут предъявляться органами местного самоуправления или органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации полномочий по благоустройству территорий.

Будет ли являться рекламой штендер с названием магазина, установленный у дороги? Требуется ли на него разрешение? - Елена (Сочи)

С.А.: Размещение штендера с названием магазина вне места нахождения магазина может рассматриваться в качестве его рекламы. Однако если штендер не является средством стабильного территориального размещения (рекламной конструкцией), то получение на него разрешения по правилам статьи 19 Закона о рекламе не требуется. Вместе с тем если установка штендера осуществляется на земельном участке, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, например на тротуаре недалеко от магазина, то необходимо получить согласие на его установку собственника этого участника (государственного или муниципального органа).

В регионах остро стоит вопрос по порядку размещения вне площади торговой точки брендированных холодильников компаний - производителей пива и др. напитков. Органы местного самоуправления считают информацию, нанесенную на холодильники, рекламой, соответственно холодильник - рекламной конструкцией и требуют от хозяев торговых точек получение разрешения на установку рекламной конструкции согласно ст. 19 Закона "О рекламе". Насколько такие требования правомерны? - Алексей Степанов (Самара)

С.А.: Требования статьи 19 Закона о рекламе применяются в отношении рекламных конструкций – технических средств стабильного территориального размещения. По этому критерию распространение требований статьи 19 Закона о рекламе на брендированные холодильники, используемые возле торговой точки, представляется необоснованным. Однако если установка такого холодильника осуществляется вне торговой точки на земле, находящейся в государственной или муниципальной собственности, то установка такого холодильника осуществляется с согласия органа местного самоуправления (органа государственной власти) как собственника земельного участка, на котором осуществляется установка оборудования. В этом случае право на использование земельного участка может быть предоставлено на основании договора.

Распространяются ли требования ст. 19 Закона "О рекламе" (в части получения разрешения) на случаи размещения рекламной информации на внешней поверхности (стены, вывеска и др.) торговых павильонов, киосков и т.п.? – Климова Ольга (Воронеж)

С.А.: Размещение на внешних стенах торговых павильонов рекламных конструкций осуществляется с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе, то есть на основании решения органа местного самоуправления и договора недвижимого имущества, на котором будет размещена рекламная конструкция.

Правомерно ли размещение рекламных указателей (с названием компании, ее логотипом) совместно с другими информационными дорожными знаками-указателями? Насколько я знаю, это запрещено ПДД. Тем не менее во всех крупных городах такие рекламные указатели размещены повсеместно, что значительно ухудшает восприятие, отвлекает от информационных указателей улиц, городов и др. объектов. Кто должен заниматься данным вопросом - УФАС в регионах или ГИБДД? При этом в каждом регионе изготовлением и размещением рекламных указателей, совмещенных с дорожными знаками, занимается организация, созданная при ГИБДД региона. – Степанов Алексей (Самара)

С.А.: Согласно части 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается. Однако исходя из положений статей 19, 33 и 38 Закона о рекламе антимонопольный орган не имеет полномочий по возбуждению дел, связанных с нарушением порядка установки рекламных конструкций.

Полномочия по выдаче предписаний на демонтаж рекламной конструкции, установленной без соответствующего разрешения, предоставлены органам местного самоуправления (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе). При невыполнении таких предписаний органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о принудительном демонтаже рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Закона о рекламе). Поэтому если установка рекламной конструкции, совмещенной со знаком дорожного движения, произведена без разрешения органа местного самоуправления, то демонтаж такой конструкции осуществляется по предписанию органа местного самоуправления.

В случаях если рекламная конструкция, совмещенная со знаком дорожного движения, установлена на основе выданного в установленном порядке разрешения органа местного самоуправления, то признание такого разрешения недействительным (с последующим демонтажем конструкции) возможно только в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта (пункт 5 части 20 статьи 19 Закона о рекламе).

У меня в подъезде и в лифте кондоминиум повесил рекламные щиты.  А я не хочу их смотреть и изучать, но вольно или невольно приходится на них обращать внимание. Правомерно ли поступает кондоминиум? - Владимир (Тюмень)

5С.А.: Закон о рекламе не содержит запрета на размещение рекламы в жилых домах, в том числе на щитах и лифте. Вместе с тем использование любого имущества для распространения на нём рекламы осуществляется по договору с собственником, владельцем такого имущества. Соответственно  при отсутствии согласия собственника имущества на размещение рекламы её распространение может быть прекращено.

Является ли аэрография в виде наименования фирмы и адреса её сайта на автомобиле директора или другого лица рекламой? - Наталия (Москва)

С.А.: Любая информация о том или ином объекте рекламирования (товаре, средстве его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, результатах интеллектуальной деятельности либо мероприятии), размещенная в том числе на автомобиле, подпадает под понятие рекламы независимо от способа ее нанесения. Исключением из данного правила являются отличительные знаки, указывающие на принадлежность транспортных средств каким-либо лицам, в том числе в виде аэрографии.

В соответствии с определением, данным в ФЗ "О рекламе", обязательным признаком рекламы является то, что она направлена на неопределенный круг лиц. Если компания рассылает своим существующим клиентам письма с предложением новых товаров/услуг (при этом предложение не является офертой) или делает презентации, адресованные (указано в самой презентации) определенному кругу лиц (существующие клиенты), то такие материалы не являются рекламой и требования ФЗ "О рекламе" на такие материалы не распространяются? Если в материалах не указано, кому они адресованы, могут ли они быть признаны рекламой? - Екатерина (Москва)

С.А.: Реклама – это публичная информация, предназначенная для неопределенного круга лиц. Не может рассматриваться в качестве рекламы сообщение, адресованное конкретному лицу. При этом неопределенный круг лиц рекламы предполагает неперсонифицированное обращение рекламодателя к определенной аудитории, в том числе включающей заранее определенный перечень лиц (например, абонентов оператора мобильной связи, зарегистрированных пользователей интернет-сайта, бывших клиентов компании и т.д.).

Поэтому рассылку компанией писем с информацией о новых реализуемых товарах или услугах, а также презентацию новых товаров для бывших клиентов нужно рассматривать в качестве рекламы соответствующих товаров (услуг), направленной на определенную целевую аудиторию.

Считается ли объявление благодарности в титрах телепередачи ресторану, в котором проходили съемки, салону, который делал прически ведущим, и др. рекламой? - Евгения (Санкт-Петербург)

С.А.: Объявление в телепередаче благодарности ресторану, в котором проходили съемки, салону, который делал прически ведущим, может рассматриваться в качестве рекламы указанных лиц. При этом если такие объявления сделаны в титрах передачи, то предупреждение о последующей трансляции рекламы, предусмотренное частью 1 стать 14 Закона о рекламе, не требуется.

Можно ли рассматривать ценник в магазине как рекламу, обращенную к неопределенному кругу лиц и способствующую продвижению товара на рынке? В магазине на товаре имеется ценник, но когда просишь выписать товар по счету, то выписывают его на большую сумму или, если не согласен, предлагают купить товар в другом месте. По данному поводу обращались с заявлением в Башкортостанское УФАС, но получили ответ, что реклама - это реклама, а ценник - это ценник. Мы с таким ответом не согласны. Что Вы думаете по этому поводу? - Мальцев Юрий Николаевич, директор ООО (г. Уфа, Республика Башкортостан)

С.А.: Ценник определенного товара, предлагаемого к реализации в магазине, не может рассматриваться в качестве рекламы, поскольку является обязательной информацией, которую продавец обязан довести до потребителя в соответствии с Законом "О защите прав потребителей". Если продавец товара сообщает на ценнике недостоверную информацию о цене товара, то он подлежит ответственности в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Является ли установленная определенная стоимость товара на некий период времени без получения подарков акцией и нужно ли в таком случае придерживаться норм ст. 9 ФЗ "О рекламе"? – Сафонова Екатерина Валерьевна (Москва)

С.А.: Статья 9 Федерального закона "О рекламе" устанавливает требования к рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определённого товара (далее - стимулирующее мероприятие). Установление в торговом предприятии скидки на товары не подпадает под понятие стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются указанной статьей.

Рассматривать ли подарок при покупке (например, при покупке водоочистителя фильтр в подарок) как стимулирующее мероприятие (ст. 9)? Является ли стимулирующим мероприятием розыгрыш призов при бесплатном участии в семинаре или среди радиослушателей (т.е. для участия не требуется приобретения товара, услуги)? – Морозова Ирина (Воронеж)

С.А.: Предоставление подарка покупателю определенного товара может рассматриваться в качестве стимулирующего мероприятия, и при сообщении о нем в рекламе должны соблюдаться требования статьи 9 Закона о рекламе. При этом требования статьи 9 Закона о рекламе не распространяются на стимулирующие мероприятия, не связанные с приобретением рекламируемого товара (например, скидки). Однако достоверность информации о таком мероприятии может быть предметом рассмотрения антимонопольного органа.

Ст. 27 (ч. 4) установлено, что требования, предъявляемые к рекламе игорных заведений, не распространяются на рекламу лотерей, стимулирующих лотерей. Как быть, если рекламодатель - казино зарегистрировал стимулирующую лотерею и пожелал размещать рекламу об этом на рекламной конструкции? – Анастасия (Хабаровск)

С.А.: Стимулирующая лотерея – это лотерея, призовой фонд которой оплачен рекламодателем, и участие в стимулирующей лотерее не требует приобретения билета. При этом объектом рекламирования в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, является товар (услуга), приобретение которого является условием участия в такой лотерее. Стимулирующая лотерея направлена на увеличение объёма реализации определённого товара, услуги, на стимулирование спроса на данный товар и, соответственно, на формирование интереса к товару, участвующему в лотерее.

Соответственно стимулирующая лотерея казино формирует дополнительный интерес к услугам казино, и объектом рекламирования в рекламе, сообщающей о проведении игорным заведением стимулирующей лотереи, является игорное заведение, и на такую рекламу в полной мере распространяются положения статьи 27 Закона о рекламе.    Поэтому размещение рекламы игорного заведения, проводящего стимулирующую лотерею, допускается по правилам рекламы игр и пари. Размещение такой рекламы на рекламной конструкции (в наружной рекламе) не допускается.

Реклама основанных на риске игр, пари не должна обращаться к несовершеннолетним. Возможна ли реклама детских игровых аттракционов и игровых автоматов, в результате игры на которых ребенок получает бесплатно игрушку, и каковы условия размещения такой рекламы? – Е.В. (Москва)

С.А.: Детские игровые аттракционы не могут рассматриваться в качестве основанных на риске игр и пари, поскольку в соответствии с законодательством участие в таких играх лиц в возрасте до 18 лет не допускается. На рекламу детских аттракционов требования, предъявляемые к рекламе основанных на риске игр, не распространяются.

Каким образом Закон может быть применен к интернет-рекламе? Конкретно - лицензирование организаций, являющихся посредниками между заказчиками на размещение интернет-рекламы (например, баннеров) и системами, размещающими эти материалы у себя на площадках (например, "Яндекс"). Необходимо ли получать какую-либо лицензию на осуществление рекламной деятельности? - Анастасия (г. Краснодар)

С.А.: Законодательство Российской Федерации о рекламе не предусматривает лицензирование рекламной деятельности юридических и физических лиц. Соответственно, для размещения рекламы в Интернете не требуется лицензии (за исключением случаев, когда деятельность лица подлежит лицензированию по иным основаниям, например осуществление телевизионного вещания). При этом следует помнить, что на рекламу, размещенную в сети Интернет, распространяются требования, предусмотренные законодательством о рекламе.

Считается ли продажа билетов по телефону и посредством связи Интернет дистанционной продажей? – Елена (Москва)

С.А.: В пункте 1 статьи 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" содержится понятие дистанционного способа продажи товара. Под таким способом понимается договор розничной купли-продажи, заключённый на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора способами. Соответственно, продажа товаров, в том числе билетов, посредством телефонной связи или Интернета может подпадать под понятие дистанционного способа продажи.

Если в ТВ-рекламном ролике указывается только телефон, по которому можно приобрести рекламируемый товар, считается ли такая реклама рекламой с дистанционным способом продажи? – Евгения (Санкт-Петербург)

4С.А.: Указанный способ продажи товаров является дистанционным, поскольку потребитель заключает договор купли-продажи на основе ознакомления с товаром в рамках рекламного ролика и приобретает его, позвонив по телефону. В соответствии со статьей 8 Закона о рекламе в такой рекламе должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

КонсультантПлюс: Если при съемке и показе по ТВ концерта в кадр попадает реклама спонсоров, которая была ориентирована на посетителей концерта, будет ли это расцениваться как реклама?

С.А.: Согласно части 15 статьи 14 Закона о рекламе ограничения, установленные Законом в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на рекламу, размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок. Следовательно, информация спонсоров, которая была ориентирована на посетителей концерта, может расцениваться как реклама, но на нее не будут распространяться требования, предъявляемые к рекламе товаров на телевидении. Исключением являются случаи сообщения такой информации специально для телевизионной трансляции.

Будет ли рассматриваться в законопроекте периодичность рекламы (одного и того же ролика)? По мнению психологов, частое повторение одной и той же информации может негативно отразиться на здоровье человека. Будет ли это учтено? - Тяжеломов Максим (Новосибирская область, Купинский район)

С.А.: В настоящее время статья 14 Федерального закона "О рекламе", устанавливающая требования к телевизионной рекламе, не содержит положений, определяющих частоту прерывания рекламными блоками телепрограммы, закрепляя ограничения общего объёма рекламы в телепрограммах. Вместе с тем ограничение частоты повторения рекламных блоков будет предусмотрено при присоединении России к Европейской конвенции о трансграничном телевидении.

Предусматривается ли в проекте Закона запрет на повышение громкости звука рекламных роликов при воспроизводстве их по TВ и на радио по сравнению с громкостью звука основной передачи? - Игорь Владимирович (г. Тихвин)

Почему во время трансляции рекламы по ТВ звук рекламы намного громче основной передачи и как изменить существование данной практики? - Игорь (Москва)

С.А.: Громкость телевизионной рекламы – это одна из серьезных проблем, которая, к сожалению, на сегодняшний день окончательно не решена в системе правового регулирования. Согласно части 12 статьи 14 Закона о рекламе при трансляции рекламы уровень её звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента.

Соответственно, для реализации данной нормы в полной мере должен быть разработан и принят технический регламент. Однако, несмотря на то что Закон о рекламе действует уже полтора года, технический регламент, определяющий соотношение громкости звука рекламы и транслируемой телепрограммы, не разработан. Это существенно ограничивает возможности антимонопольных органов по наказанию тех лиц, которые размещают рекламу с превышением громкости звука прерываемой программы.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Закон "О рекламе" не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Отсюда следует, что Закон распространяется на социальную рекламу. Вопрос: учитывается ли она в общих объемах рекламы в час (20%) и по суткам (15%)? – Игорь Геннадьевич (Новосибирск)

С.А.: Положения статьи 14 Закона о рекламе не включают в предельно допустимый объем рекламы в телепрограммах социальную рекламу. Следовательно, социальная реклама может размещаться в телепрограммах сверх предельно допустимого объема коммерческой рекламы и не включается в него.

От рекламы в бегущей строке я освободилась просто: приклеила непосредственно на мониторе черную пленку. Но в бегущей строке по нашим местным каналам ТВ часто используются фото- и видеоэффекты, причем эти "картинки" "выпрыгивают" из строки порой до середины экрана. Так что здесь даже моя "защита" не спасает. Нарушают ли носители рекламы закон? - Фарида Абитова (Казань)

С.А.: Согласно части 2 статьи 14 Закона "О рекламе" при совмещении рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна занимать более чем семь процентов площади кадра, а также накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера. Поэтому если при размещении рекламы в виде наложений телеканал не соблюдает указанных требований, то он может быть привлечен к административной ответственности.

Здравствуйте, Сергей Анатольевич! Меня зовут Анастасия, я студентка Института права и предпринимательства Уральской государственной юридической академии. Сейчас в магазинах и гипермаркетах нашей страны, в особенности в больших городах, появляется большое, я даже сказала бы, огромное количество продавцов - консультантов по алкогольной продукции, по ее определенной марке, и происходит это там, где много молодых семей с детьми. К сожалению, нарушается ст. 21 ФЗ  "О рекламе". Например, в магазинах нашего города проходят промоакции от "Хортицы" с "агрессией на покупателя" (это установка при обучении консультантов). При этом алкогольную продукцию предлагают несовершеннолетним, беременным женщинам и лицам с детьми, говоря о том, что она безвредна и даже полезна в ограниченных дозах, а пивом или другим алкогольным напитком можно жажду утолить. Почему, когда я была в Москве, молодой человек сказал мне, что "пить эту марку несолидно, а вот эта - выбор настоящего ценителя и человека престижного, успешного, состоятельного и преуспевающего"? Как это понимать - все успешные, преуспевающие пьют алкоголь? Ведь ребенок, услышав это и  пожелав стать преуспевающим, начнет пить спиртные напитки. Не кажется ли Вам, что стоит ужесточить требования к рекламе, продажам алкоголя в магазинах нашей страны? Ввести жесткий контроль, и не на словах, а на законодательном уровне. Столько проблем в этой области, и основная - с содержанием продукта, не говоря уже о телевизионной рекламе с использованием медицинских препаратов, а пунктов в Законе мало. Не кажется ли Вам, что данный Закон - разминка для создания другого, приближенного к идеалу? И что, на Ваш взгляд, еще не доработано? - Анастасия Владимировна (Екатеринбург)

С.А.: Спасибо за вопрос. Тема, которую Вы поднимаете, является действительно очень важной. Статья 21 Закона о рекламе предусматривает требования к рекламе алкогольной продукции. Так, проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

При этом при проведении подобных акций должны соблюдаться и иные требования. В частности, реклама, размещаемая в рамках акции, не должна:
- содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
- осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
- содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;
- содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
- обращаться к несовершеннолетним;
- использовать образы несовершеннолетних.

Соответственно, если при проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, не соблюдаются указанные требования, то нарушители должны привлекаться к административной ответственности. Поэтому, если Вам стало известно о совершенном правонарушении, информируйте наши территориальные органы об этом для принятия предусмотренных законодательством мер.

В п. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" установлен запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в (помимо прочего) оздоровительных организациях, концертных и выставочных залах, физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях. Чем будут руководствоваться должностные лица ФАС РФ при идентификации в целях применения Закона конкретных организаций или сооружений, например таких, как: гольф-клуб, фитнес-центр, ночной клуб, в котором проводятся концерты, и т.д.? - Александр (Москва)

8С.А.: В статье 21 Закона о рекламе установлен перечень организаций и сооружений, в которых не допускается распространение рекламы алкогольной продукции. Подобный перечень установлен также в отношении рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также в отношении рекламы табака и табачных изделий.

При этом оценка организаций и сооружений в качестве мест, в которых ограничена реклама определённых товаров, осуществляется по целевому назначению данной организации, сооружения. Соответственно если на территории спортивного стадиона также проходят концерты, то такое сооружение не перестаёт быть спортивным сооружением и на его территории реклама указанных товаров не допускается.

В ст. 21 ФЗ "О рекламе" установлен запрет на размещение рекламы алкогольной продукции на транспорте. Вопрос: любой фестиваль и выставка алкогольной продукции подпадают под данную статью или нет? – Екатерина Валерьевна (Москва)

С.А.: Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные данным Законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого данным Законом установлены специальные требования и ограничения.

Соответственно если реклама выставки, фестиваля или подобного мероприятия выполнена таким образом, что она стимулирует приобретение тех или иных ограниченных к рекламированию товаров (алкогольной продукции, например), то к такой рекламе применяются требования, предусмотренные в отношении рекламы алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 21 запрещена реклама алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения, в частности щитов. Возможна ли идентификация товара как алкогольной продукции, изображенного на щите, если на изображении полностью отсутствуют какие-либо признаки конкретного товара (наименование производителя, марка, товарный знак, любые надписи на упаковке/таре)? - Шамин Кирилл (Иваново)

С.А.: В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения.

Поэтому если определенное обозначение, используемое в качестве средства индивидуализации товара, воспринимается потребителями рекламы в качестве рекламы такого товара, то к такому обозначению применяются требования, предусмотренные Законом в отношении рекламы такого товара.

КонсультантПлюс: Возможно ли применять тезис об ассоциации у потребителя изображения на щите с алкогольной продукцией, применяя ответственность за ненадлежащую рекламу (не конкретного товара, а в общем алкогольной продукции) без проведения каких-либо исследований (например, опроса общественного мнения)?

С.А.: Опрос общественного мнения является важным, но не единственным доказательством того, что определенное обозначение, индивидуализирующее в том числе ограниченную к рекламированию продукцию, является рекламой такой продукции. В ряде случаев для квалификации правонарушения достаточно установления факта использования в рекламе товарного знака, зарегистрированного для товаров, ограниченных к рекламированию. Вопрос об ответственности за такую рекламу решается с учетом положений статьи 38 Закона о рекламе.

Поясните, пожалуйста, насколько правомерно размещение рекламы водки (плакат) на стенах станции метрополитена? На транспортных средствах (например, вагонах метро) нельзя, а на станции можно? Нелогично. - Елена (Новосибирск)

Почему на станции метро "Пролетарская" висит баннер с рекламой водки? На нем крупно написано "водка". Это видят дети и подростки. А как же Закон о рекламе?  - Ирина (Москва)

С.А.: Пункты 4 и 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе запрещают размещение рекламы  алкогольной продукции в наружной рекламе, а также в вагонах поездов метрополитена, являющихся транспортными средствами общего пользования. При этом Закон не предусматривает запрета размещения рекламы алкогольной продукции на конструкциях, установленных внутри станций метрополитена и подземных переходов. В связи с этим у антимонопольных органов отсутствуют правовые основания для пресечения распространения указанной Вами рекламы.

Однако, разделяя Вашу озабоченность по поводу негативного воздействия рекламы алкогольной продукции, размещенной на станциях метрополитена, Федеральная антимонопольная служба  поддержала внесенный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания законопроект, предусматривающий запрет размещения рекламы алкоголя в объектах транспортной инфраструктуры. Принятие такого законопроекта позволит удалить рекламу алкоголя со станций метрополитена.

Должны ли распространяться требования статьи 22 Закона "О рекламе" при рекламе-поздравлении (например, День города) от имени юридического лица - производителя пива? А именно - по территории распространения (100 м), предупредительной надписи? - Анастасия (г. Хабаровск)

С.А.: Следует помнить, что согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные Законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом установлены специальные требования и ограничения.

Поэтому в рекламе производителя пива, в том числе содержащей поздравление потребителей с праздником, должны соблюдаться требования, предъявляемые к рекламе пива.

Насколько допустима звуковая реклама пива в метрополитене? - Марина (г. Санкт-Петербург)

С.А.: В отличие от рекламы алкоголя и табака, распространение рекламы пива на транспортных средствах общего пользования не запрещается. Вместе с тем в соответствии с частью 6 статьи 20 Закона о рекламе распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается. Поэтому распространение звуковой рекламы любых товаров, в том числе пива, в поездах метрополитена не допускается.

П. 6 ч. 1 ст. 22 запрещает использовать образы людей в рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Если в рекламе присутствуют, так скажем, герои ролика, у которых есть имена и которые к тому же ведут диалог, можно ли расценивать это именно как использование образов людей? Еще один вопрос связан с присутствием пива (вина, шампанского) в рекламе иных товаров, например: "при покупке бытовой техники вино в подарок". Не будет ли такая реклама расценена в том числе и как непрямая реклама алкогольной продукции? – И.Г. (Новосибирск)

7С.А.: Применение антимонопольными органами указанной нормы основывается на том, что под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом предусмотренный Законом запрет распространяется на любой способ использования в рекламе пива образов людей и животных (визуальное, звуковое и др.). При этом голос человека, используемый в рекламном ролике, сам по себе не должен рассматриваться как использование образа человека, если он явно не создает наглядного представления о человеке.  Однако создание в рекламном ролике игровой ситуации, подразумевающей участие определенных людей, образ которых с учетом сюжета ролика может быть вполне конкретно определен, входит в противоречие с Законом о рекламе.

Указанную проблему мы обсуждали в ноябре этого года в рамках рабочей встречи с представителями пивоваренных компаний и Союзом производителей пивобезалкогольной продукции. Что касается предоставления пива (вина) в подарок в рекламе иных товаров, то указанная реклама не будет являться рекламой пива (вина) лишь при том условии, если при этом невозможно определить производителя такого напитка или его марку. При этом следует помнить, что в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе любых товаров не допускается демонстрация потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Вопрос в связи с рекламой пива на ТВ. Планируется ли ограничение времени для рекламы пива в течение одного рекламного блока? На мой взгляд, существующая ситуация, когда в одном рекламном блоке 10 рекламных роликов из 13 идут с рекламой пива, то это прямо способствует чрезмерному употреблению населением данного напитка, и никакие предупреждения не спасают. - Алексей Степанов (Самара)

С.А.: Одним из основных способов ограничения воздействия рекламы пива на телезрителей (в первую очередь несовершеннолетних) является запрет размещения рекламы пива и напитков, изготовленных на его основе, в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени.   При этом с 1 января 2008 года объем рекламы в телепрограммах должен сократиться до 15 процентов времени вещания в течение часа. Это должно привести в том числе к сокращению количества рекламы пива, размещаемой в ночное время.

КонсультантПлюс: Реклама медицинских услуг, алкогольной и пивной продукции должна сопровождаться предупреждением, занимающим соответственно 5 и 10% от рекламной площади. Как конкретно рассчитываются эти 5-10% (могут ли быть включены сюда боковые поля, поля с фоновой заливкой, межстрочные интервалы и др.)?

С.А.: Площадь предупреждения следует рассчитывать исходя из соотношения площади всего рекламного макета (рекламного объявления) и площади пространства, визуально выделенного (поле другого цвета, рамочка) для предупреждения. При этом предупреждение на визуально выделенном пространстве должно быть четко и ясно доведено до потребителей рекламы и адекватно восприниматься. Это означает, что если выделенное под предупреждение пространство использовано таким образом, что текст предупреждения не может быть адекватно воспринят потребителем (выполнен тем же цветом, что и выделенное поле, шрифт предупреждения существенно меньше выделенной площади), то это может быть основанием для ответственности.

В случаях отсутствия визуально выделенной площади для предупреждения расчет площади такого предупреждения (надписи) должен осуществляться исходя из аналогии с так называемым размером "кегля шрифта", принятым в издательском деле. Согласно ОСТу 29.130-97 "Издания. Термины. Определения" под размером "кегля шрифта" понимается размер шрифта, соответствующий расстоянию между верхней и нижней гранями литеры. Литера – металлический брусочек с выпуклым изображением печатного знака, употребляемый в типографском наборе.

В части 8 статьи 24 фраза "для использования которых требуется специальная подготовка" относится только к изделиям медицинского назначения и медицинской техники или и к методам лечения тоже? (Если фраза не относится к методам лечения, то тогда получается, что все методы лечения рекламировать в неспециализированном издании нельзя?) При этом еще возникает вопрос: "требуется специальная подготовка" кого: специалиста или потребителя медицинских услуг? -  Воробьевская Инна (Воронеж)

С.А.: В соответствии с частью 8 статьи 24 Закона о рекламе реклама методов лечения не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Кроме того, только в указанных местах допускается реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка.

Согласно части 7 статьи 24 реклама методов лечения в неспециализированном издании должна сопровождаться соответствующим предупреждением, а согласно части 8 той же статьи в неспециализированных изданиях не допускается реклама методов лечения (требующих специальной подготовки?). Т.е. в неспециализированном издании можно рекламировать методы лечения, не требующие специальной подготовки?

Нужна ли предупреждающая надпись при имиджевой рекламе врача-специалиста (например: Кардиолог. Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом. Или: Стоматология Факел. Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом)? - Климова Ольга (Воронеж)

С.А.: Часть 7 статьи 24 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе методов лечения, являющихся разновидностью медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями на основе специального разрешения.

Часть 8 статьи 24 Закона о рекламе указывает на места возможного размещения рекламы методов лечения как самостоятельного объекта рекламирования безотносительно конкретного медицинского учреждения (организации), использующих эти методы лечения при оказании медицинских услуг.

Согласно части 8 статьи 24 не допускается реклама методов лечения. Мы консультировались в ГУ здравоохранения и узнали, что "к методам лечения относится комплекс лечебно-профилактических мероприятий". А допускается ли реклама "отдельных операций и манипуляций" (таких как удаление родинок и бородавок или глубокое очищение кишечника)? – Инна (Воронеж)

С.А.: Такая реклама является рекламой медицинских услуг и допускается при соблюдении всех требований, предъявляемых к рекламе медицинских услуг (такая реклама не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, не должна выражать благодарность физических лиц в связи с использованием объекта рекламирования, не должна создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования и др.).

КонсультантПлюс: Как следует из ч. 4 ст. 2, специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров распространяются также на изготовителей. Пример: производитель вакцины против гриппа и других вирусных заболеваний размещает ролик о необходимости вакцинации, при этом конкретная вакцина не называется и указывается только телефон "горячей линии" либо сайт в Интернете. Должна ли подобная реклама сопровождаться предупреждением о необходимости консультации со специалистом?

С.А.: Если по телефону "горячей линии" либо на интернет-сайте потребитель может найти информацию о конкретном препарате, то такая реклама может рассматриваться в качестве рекламы такого препарата и в отношении нее должны соблюдаться все требования, предусмотренные Законом о  рекламе в отношении такого товара.

4 октября 2007 года на совместном заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при Федеральной антимонопольной службе было указано, что размер и способ доведения до потребителей условий кредита в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на стоимость кредита, воспринимается потребителями указанным образом. Является ли несоблюдение данного требования признаком ненадлежащей рекламы либо это лишь рекомендация? - Игорь Геннадьевич (Новосибирск)

С.А.: Согласно части 2 статьи 28 Закона "О рекламе" реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Поэтому если в рекламе услуги по предоставлению кредита крупным шрифтом указана привлекательная процентная ставка, а иные условия, влияющие на расходы лица, получившего кредит, указаны таким способом, что не могут восприниматься потребителем рекламы при используемом способе ее распространения, то такая реклама будет нарушать требования части 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе и может быть признана ненадлежащей. При этом следует помнить, что ответственность за подобные нарушения несет рекламодатель.

Недавно сотрудники УФАС по Москве выдали предписание ООО "Евросеть Мос1", в котором говорилось о том, что слово "кредит" размещать в рекламе нельзя. Но в ФЗ "О рекламе" четко сказано, что указывать все условия кредитования нужно, только когда указано одно их них. Само слово "кредит" не является таким условием. Правомочны ли их  действия? - Василий (Москва)

9С.А.: Закон о рекламе не содержит запрета на использование в рекламе термина "кредит". Вместе с тем Закон устанавливает требования к рекламе финансовых услуг, в том числе услуг по предоставлению кредита. Гражданское законодательство предусматривает возможность предоставления товарного кредита банками или кредитными организациями (статьи 819 и 822 ГК РФ). Поскольку торговые организации не являются кредитными организациями, указание в их рекламе на возможность получения товарного кредита без сообщения сведений о кредитной организации, заключающей договор кредита, может быть признано нарушением Закона о рекламе. Поэтому претензии, предъявленные антимонопольным органом по таким основаниям, являются обоснованными.

Если организация-рекламодатель непосредственно сама не оказывает услуг по предоставлению кредита, однако осуществляет реализацию товара на условиях кредита, предоставляемого финансовой организацией, о чём сообщает в рекламе, то в рекламе также должно быть указано наименование лица, оказывающего услуги кредитования. Это позволит исключить нарушение законодательства о рекламе.

Если банк рекламирует предоставление скидки в компании-партнере при условии совершения клиентами банка покупок с использованием карты банка, рекламой каких видов товаров, услуг это будет (банковских или тех товаров, которые можно приобрести со скидкой)? Если к рекламе товаров, которые продаются со скидкой (например, медицинские услуги), установлены специальные требования, они также должны быть учтены в материале, издаваемом банком? - Екатерина (Москва)

С.А.: В зависимости от особенностей содержания такая реклама может одновременно формировать интерес к финансовым услугам и к товарам и услугам, приобретение которых предполагается с использованием банковской карты.

 В этом случае рекламодатель должен учитывать требования, предъявляемые Законом к каждому из используемых объектов рекламирования.

Если в рекламе магазина бытовой техники указано о возможности предоставления товара в кредит, должна ли такая реклама содержать сведения о лице, оказывающем услуги по кредитованию? - Дмитрий (Тюмень)

С.А.: Закон о рекламе предусматривает, что реклама не должна вводить потребителей в заблуждение, в том числе в связи с отсутствием в ней части существенной информации, а также запрещает сообщать в рекламе недостоверную информацию о лице, оказывающем соответствующие услуги.

Поскольку магазин бытовой техники не является кредитной организацией, то указание в его рекламе на возможность получения товарного кредита без сообщения сведений о кредитной организации, заключающей договор кредита, может быть признано нарушением Закона о рекламе. При сообщении в рекламе магазина сведений о возможности продажи товаров в кредит, из рекламы должно четко следовать, что кредитование покупок или услуг осуществляет не торговой организацией, а иными лицами, например банком или банками-партнерами.

Будет ли Федеральная антимонопольная служба как-то наказывать за откровенный product placement в современной художественной литературе? Ранее представители ведомства заявляли, что "есть дела поважнее". Если да, то по каким критериям будет производиться отбор того, что является скрытой рекламой, а что нет? И будут ли привлечены к ответственности писатели или их издатели, в книгах которых заметно откровенное злоупотребление этим видом рекламы (Донцова, Устинова и т.д.)? - Дмитрий (Москва)

С.А.: В российском законодательстве нет понятия "product placement". Правовое регулирование осуществляется лишь в отношении рекламы. При этом согласно части 2 статьи 2 Закона о рекламе указанный Закон не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. Если в рамках художественного произведения будет использовано указание на товар в целях его продвижения на рынке и оно не будет являться органично интегрированной частью такого произведения, то такое указание следует признать рекламой. Учитывая, что сам факт размещения рекламы в рамках художественного произведения не является правонарушением, вопрос об ответственности лиц, разместивших такую рекламу, будет решаться лишь в случае, если эта реклама по своему содержанию или способу размещения противоречит законодательству.

Ст. 26 ФЗ "О рекламе" ограничивает возможности рекламирования оружия. Допустимо ли изображение оружия в рекламном макете кинофильма, если такое оружие является принадлежностью сюжета кинофильма; допустимо ли, если будет нарисовано оружие (мультипликация)? – Екатерина (Москва)

С.А.: Если рекламный макет кинофильма не выполнен в виде рекламы определённого оружия, а направлен на формирование интереса именно к кинофильму, то такой макет не будет рассматриваться в качестве рекламы оружия и на него требования статьи 26 Закона о рекламе не распространяются.

КонсультантПлюс: Не могли бы Вы порекомендовать, как уберечь себя от агрессивных рекламодателей, которые постоянно звонят на домашние номера и весьма навязчиво предлагают различные услуги. Например, полечить зубы в сети стоматологических клиник, предлагая перезвонить по определенному номеру телефона.  Причем звонки, которые поступают круглосуточно, осуществляет робот, и даже с помощью определителя номера избавиться от них невозможно, т.к. исходные номера меняются. А обращения по указанному выше телефону с просьбой прекратить звонки результатов не дают. С подобной проблемой сталкиваются многие люди.

С.А.: Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы посредством использования телефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение такой рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан незамедлительно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Если абонент не давал своего согласия на получение рекламы посредством телефонной связи, то такие действия по распространению рекламы противоречат законодательству и не допускаются. Поэтому изложенные Вами факты распространения рекламы стоматологической клиники подлежат проверке и при установлении факта правонарушения могут являться основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности.

КонсультантПлюс: Сергей Анатольевич, мы благодарим Вас за интересное интервью и, пользуясь случаем, поздравляем Вас с наступающими новогодними праздниками!


Интервью с С.А. Пузыревским провела специальный корреспондент, редактор сайта КонсультантПлюс Н.А. Лашкина.
Фото - Т.М. Тверецкий.



Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: