Интернет-интервью с С.А. Пузыревским,
начальником Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России:
"Практика применения новой редакции Федерального закона "О рекламе"

Фотография

Интервью состоялось 11 декабря 2007 года.

Ознакомиться с полученными ответами можно здесь

Шурупов А.В., юрисконсульт МУ "Городской центр рекламы" Администрации г. Липецка (г. Липецк )

Согласно ч. 17 ст. 19 ФЗ "О рекламе": "Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения". Вопросы:

1. Кто из собственников должен быть указан в разрешении на установку рекламной конструкции, если рекламная конструкция установлена: на землях общего пользования; на земельных участках, право собственности на которые не разграничено; на арендованной земле; на земельных участках, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании; на земельных участках, находящихся в полосе отвода и/или придорожной полосе автомобильных дорог городского, областного и федерального значения; на земельных участках, находящихся в полосе отвода железных дорог; на стене или крыше здания многоквартирного дома, если по ЖК РФ и ГК РФ стены и крыши являются общим имуществом собственников квартир в многоквартирном доме; на стене или крыше административного здания (торгового здания), где расположены несколько собственников?

2. Какой должен быть указан в разрешении на установку рекламной конструкции срок действия разрешения, если по ФЗ "О рекламе" разрешение выдается на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции? Если, например, договор действует с 1 августа 2007 г. по 1 августа 2008 г., а разрешение выдано 1 октября 2007 г., то срок должен быть указан: "разрешение действует с 1 августа 2007 г. по 1 августа 2008 г." или "разрешение действует до 01 августа 2008 г."?

Воробьевская Инна (Воронеж)

Добрый вечер, Сергей Анатольевич! Согласно Закону "О государственном языке Российской Федерации" русский язык как государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе (пункт 10 части 1 статьи 3). При этом в случае использования в рекламе наряду с государственным языком РФ ... иностранного языка тексты на русском языке и на ... иностранном языке... должны быть ИДЕНТИЧНЫМИ по содержанию и техническому оформлению... (часть 2 статьи 3). Что на практике подразумевает "идентичность технического оформления"? В т.ч. если это отдельные слова или фразы на иностранном языке, включенные в русскоязычную рекламу? Как распределяется ответственность по части 11 статьи 5 Закона "О рекламе", говорящей о необходимости соблюдения в т.ч. Закона о государственном языке РФ?

Также ответьте, пожалуйста, как определяется согласно опять же Закону "О государственном языке РФ" (часть 6 статьи 1), какие иностранные слова не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке (например, VIP, bluetooth, Hi-Fi являются таковыми)? Большое спасибо.

Анна (Москва )

Если в рекламе кредита указывается на способ обеспечения по кредиту (например, залог недвижимого имущества, поручительство), является ли это условием, влияющим на стоимость кредита?

Марина (Новосибирск)

1. Возможно ли на самом интернет-баннере размещать часть существенных условий кредитного договора либо договора банковского вклада (например, ставка, срок), тогда когда все остальные условия клиент может узнать, перейдя по ссылке? Не будет ли это нарушением положений статьи 28 ФЗ "О рекламе"? Или, независимо от того, что подробную информацию можно будет узнать, нажав кнопкой мыши на баннер, на самом баннере в этом случае нужно также указывать все условия по продукту? То же самое касается рекламы стимулирующих мероприятий. Если на интернет-баннере указано название стимулирующего мероприятия, возможно ли всю обязательную информацию в соответствии со ст. 9 ФЗ "О рекламе" и полное описание этого мероприятия указать на странице, на которую клиент может попасть, перейдя по ссылке?

2. В п. 4 Справки "О требованиях, предъявляемых к рекламе услуг по предоставлению кредита в соответствии с ФЗ "О рекламе" указано, что в случае если в рекламе кредитов указывается минимальное или максимальное значение процентной ставки по кредиту, то в рекламе должны быть указаны также все остальные величины процентной ставки (минимальная, максимальная и промежуточные). А что если объектом рекламы является не конкретный продукт, а все кредитные продукты в рамках какого-либо направления (ипотека, автокредитование), которые действуют на момент предложения в банке, и целью является информирование клиентов о минимальной ставке в рамках какого-либо направления кредитования (например, ставки по ипотеке от 10% годовых в рублях)? С опубликованием ФАС требований такая практика перестала быть допустимой или положения п. 4 относятся только к рекламе конкретного продукта и на рекламу общих условий по отдельному направлению кредитования не распространяются?

Вилядие (г. Симферополь)

Как осуществляется контроль за рекламной деятельностью?

Иван (Якутск)

Распространяются ли требования ст. 28 Федерального закона "О рекламе" на информацию кредитных потребительских кооперативов граждан, размещаемую в печатных СМИ и распространяемую иными способами? В соответствующей информации, к примеру, указываются размеры предоставляемых кооперативом займов, процентная ставка. При этом необходимо учесть, что кредитный потребительский кооператив граждан является некоммерческой организацией и, предоставляя займы членам кооператива, фактически не осуществляет предпринимательской деятельности.

Сергей (Владивосток)

Будет ли рассматриваться как нарушение Закона "О рекламе" сюжет в дневное время на телевидении о том, как директор казино проводит благотворительную акцию и раздает подарки пенсионерам от имени казино?

Сергей (Владивосток)

Когда начнет работать норма закона о громкости рекламы? Почему нет порядка фиксации этого нарушения?

Морозова Ирина (Воронеж)

Добрый день! У меня такие вопросы:

1. Обязан ли рекламораспространитель требовать у рекламодателя документы для проверки сведений, относящихся к части 3 статьи 5 (достоверность рекламы)?

2. Обязан ли рекламораспространитель перепроверять достоверность информации, предоставленной ему рекламодателем для рекламы? Можно ли верить НА СЛОВО рекламодателю в вопросах, касающихся достоверности его рекламы (например: дом уже сдан, переуступка прав требования, качество товаров и услуг, лидерство в продажах, впервые, это не является методом лечения)?

3. Распространяются ли рекомендации Экспертного совета (протокол N 14) относительно игр, пари на рекламу о проведении стимулирующих мероприятий? То есть достаточно ли указать только сроки проведения и источник информации (подробности по ...)?

4. Должен ли рекламораспространитель отказывать рекламодателю в размещении рекламы, если у рекламораспространителя есть сомнения в том, что реклама надлежащая и достоверная, а рекламодатель считает ее соответствующей законодательству?

5. Если рекламодатель настаивает на достоверности указанных в рекламе сведений и собственноручно подписывается под макетом в том, что ответственность за достоверность предоставленной рекламы он берет на себя, будет ли эта фраза иметь юридическую силу (в контексте применения к рекламораспространителю ст. 2.1 ч. 2 КоАП РФ), в случае если впоследствии все-таки обнаружится нарушение Закона о рекламе?

6. Как на практике определять соблюдение пункта 6 из рекомендаций Экспертного совета по кредитам (размер и способ доведения до потребителей условий кредита в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом и т.д.)?

7. Рассматривать ли подарок при покупке (например, при покупке водоочистителя фильтр в подарок) как стимулирующее мероприятие (ст. 9)?

8. Является ли стимулирующим мероприятием розыгрыш призов при бесплатном участии в семинаре или среди радиослушателей (т.е. для участия не требуется приобретения товара, услуги)? Спасибо.

Владимир (Владивосток)

Уважаемый господин Пузыревский! Ознакомившись с изменениями, внесенными в статью 19 ФЗ "О рекламе", у меня возникло очень много вопросов, которые хотел бы задать Вам:

Если после 1 июля 2008 года я решу установить рядом со своим магазином на окраине Владивостока рекламную конструкцию, то мне нужно будет ждать, когда подходящее место на ближайшей улице будет выставлено администрацией города на конкурс или аукцион? Как сделать так, чтобы нужное мне место было выставлено и как часто такие аукционы администрация должна будет проводить? Могу ли я как-то инициировать проведение конкурса по нужному мне месту? Что делать, если мне нужна "растяжка" над дорогой, а на аукцион в этом месте выставляется площадка для щитовой рекламы? Как будет проводиться аукцион или конкурс – победит тот, кто большую сумму за место предложит? Или большую ежемесячную сумму арендной платы? Места, выставляемые на аукцион или торги, уже будут администрацией заранее "согласованы" с инстанциями (водопровод, электрики, ГИБДД и т.п.)? Или я, победив на конкурсе, потом буду ходить и добиваться согласования? Допустим, я выиграю аукцион, а на "моем" месте стоит чья-то "старая" конструкция, хозяин которой проиграл аукцион, но убирать свое «железо» не спешит. Что мне делать? Я же должен начинать платить!

Во Владивостоке тысячи рекламных конструкций. Сроки окончания договоров по ним разные. Однако аукционы или конкурсы на новый срок должны проводиться по истечении действующего договора. Получается, что если эти места будут как-то группировать для проведения конкурса, то отдельные места будут стоять "пустыми" или на них будут продолжать стоять конструкции "бывших" владельцев и ждать своей очереди? Что будет с рекламными конструкциями, на которые ранее в установленном порядке были выданы разрешения и оформлены договоры на 10 – 30 - 50 лет? Заранее благодарю за ответы.

Фарида Абитова (Казань)

От рекламы в бегущей строке я освободилась просто: приклеила непосредственно на мониторе черную пленку. Но в бегущей строке по нашим местным каналам ТВ часто используются фото- и видеоэффекты, причем эти "картинки" "выпрыгивают" из строки порой до середины экрана. Так что здесь даже моя "защита" не спасает. Нарушают ли носители рекламы закон?

Василий С. (Владивосток)

1. Федеральными законами от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (ст. 23) и от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ст. 23) ФАС предоставлены полномочия издавать нормативные правовые акты, рекомендации, указания, предусмотренные настоящими Федеральными законами, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства. Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" такие полномочия не предусмотрены. Почему? Какой государственный орган наделен такими полномочиями?

2. П. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года "О рекламе" определен срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции – 5 лет. П. 17 ст. 19 разрешение выдается на срок действия договора. Может ли собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, не находящегося в государственной или муниципальной собственности, проигнорировать п. 5 ст. 19 и заключить договор с собственником рекламной конструкции на 3 года или 10 лет? Вправе ли орган местного самоуправления в данном случае, ссылаясь только на п. 17 ст. 19, выдать разрешение сроком на 3 года или 10 лет?

3. С 01.07.2008 заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов. В случае установки рекламной конструкции – транспарант-перетяжки над проезжей частью улицы - возможно присоединение такой рекламной конструкции к зданию или иному недвижимому имуществу, находящимся в государственной (с одной стороны улицы) и муниципальной (с другой стороны улицы) собственности. В данной ситуации предполагается проведение двух аукционов или конкурсов, но в конечном счете победитель должен быть один (рекламная конструкция-то одна). Прокомментируйте, пожалуйста, данную ситуацию.

4. П. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38 "О рекламе" форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Означает ли это, что положения о порядке проведения аукционов, конкурсов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций разрабатываются и утверждаются вышеуказанными органами власти? Какие нормативные акты необходимо принимать за основу при разработке положений о порядке проведения таких аукционов, конкурсов?

Лада (г. Жуковский, Московская область)

В нашем городе большой проблемой для значительного количества индивидуальных предпринимателей - владельцев магазинов стали действия должностных лиц административно-технического надзора Московской области. Суть в том, что данные должностные лица требуют у владельцев магазинов получения разрешения на вывески магазинов, как на рекламу. При этом разрешение требуется даже на вывески типа "Хлеб", "Автозапчасти", "Продукты" и т.п. В своих действиях должностные лица ссылаются на Закон "О рекламе" и Закон Московской области N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", в частности на пункт 1 статьи 28 указанного Закона, который звучит так: " Самовольное размещение и (или) использование самовольно размещенных контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, навесов, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, временных объектов, предназначенных или приспособленных для осуществления торговли или оказания услуг, информационных и декоративных средств стабильного территориального размещения, ограждений, иных сооружений влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей". При этом индивидуальных предпринимателей приравнивают к должностным лицам и накладывают на всех максимально возможный штраф для должностных лиц - 5 000 руб.

Вопрос: является ли вывеска магазина рекламой? Необходимо ли получение разрешения на вывеску? Является ли индивидуальный предприниматель должностным лицом? Правомерны ли действия чиновников?

Максим (Москва)

Какова грань между политической агитацией и просто рекламой в Интернете? Допустим, член политической партии делает себе сайт, а затем на ресурсах СМИ анонсируются новости, которые публикуются на сайте политика.

Анастасия (г. Хабаровск)

Здравствуйте, Сергей Анатольевич!

1) Должны ли распространяться требования статьи 22 Закона "О рекламе" при рекламе-поздравлении (например, День города) от имени юр. лица - производителя пива? А именно - по территории распространения (100 м), предупредительной надписи?

2) Зачастую при рекламе финансовых услуг указывается юр. лицо-агент, который не имеет отношения к непосредственному оказанию данных услуг потребителям. Но тем не менее в размещаемой рекламе имеется информация о предоставлении кредитов, указывается лицензия. Вопросы: 1) Необходимо ли в данном случае указывать организационно-правовую форму агента? 2) Необходимо ли указывать наименование лица, оказывающего эти услуги/агентские отношения? 3) На мой взгляд, данная реклама недостоверна и вводит в заблуждение. Права ли я?

3) Ст. 27 (ч. 4) установлено, что требования, предъявляемые к рекламе игорных заведений, не распространяются на рекламу лотерей, стимулирующих лотерей. Как быть, если рекламодатель - казино, зарегистрировал стимулирующую лотерею и пожелал размещать рекламу об этом на рекламной конструкции?

Дмитрий (Москва)

Будет ли Федеральная антимонопольная служба как-то наказывать за откровенный product placement в современной художественной литературе? Ранее представители ведомства заявляли, что "есть дела поважнее". Если да, то по каким критериям будет производиться отбор того, что является скрытой рекламой, а что нет? И будут ли привлечены к ответственности писатели или их издатели, в книгах которых заметно откровенное злоупотребление этим видом рекламы (Донцова, Устинова и т.д.)?

Елена (Новосибирск)

Поясните, пожалуйста, насколько правомерно размещение рекламы водки (плакат) на стенах станции метрополитена? На транспортных средствах (например, вагонах метро) нельзя, а на станции можно? Нелогично.

Сергей (Москва)

Здравствуйте! Как уберечь себя от агрессивных рекламодателей, которые постоянно звонят на домашний номер и весьма навязчиво предлагают различные услуги, как правило это клиники, например эта - http://www.medico-group.ru/. Причем звонки осуществляет робот, и даже с помощью определителя номера избавиться от них невозможно, т.к. исходные номера меняются. А обращения по указанному выше телефону с просьбой прекратить звонки результатов не дают. С подобной проблемой сталкиваются и другие жители Москвы. Также замечу, что рекламные звонки ведутся круглосуточно. Заранее спасибо.

Ольга (Москва)

Как расценивать ситуации, когда в начале телевизионной передачи в качестве спонсора указывается некое ООО, а через определенное время демонстрируется товар, произведенный этим ООО, – это Product Placement либо спонсорская реклама, в которой, однако, нет упоминания об определенном лице как о спонсоре (или же упоминания в начале передачи достаточно)?

Хотелось бы узнать немного подробнее о требованиях технического регламента, с помощью которого определяются параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой телепередачи: существуют ли на данный момент какие-то методики измерения звука, рекомендации?

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24 реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования. Является ли использование распространенного приема "до" – "после" применения объекта рекламирования (например, фотография без указания фамилии, имени, на которой не видно лицо человека) тем самым конкретным случаем? Или, к примеру, сюжет рекламного ролика: человек заболел, чихает, кашляет, принимает лекарственное средство и выздоравливает – это не конкретный случай? Кроме того, интересует вопрос: данное требование распространяется на рекламу методов лечения?

И.Г.

1. Закон запрещает рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения. Если один производитель в одном регионе выпускает водку, а другой производитель в другом регионе – питьевую воду с тем же названием, означает ли это, что товарные знаки тождественны и, соответственно, реклама данной питьевой воды, например, на телевидении запрещена?

2. Как известно, в спонсорской рекламе необходимо упоминать об определенном лице как о спонсоре. Если в телевизионном рекламном ролике анонсируется определенное мероприятие, при этом есть упоминание о спонсоре данного мероприятия, нужно ли указывать юридическое лицо (ООО, ОАО и т.п.)?

3. В последнее время все более широкое распространение получает Product Placement, причем зачастую визуализация или упоминание о товаре далеко не органично интегрировано в телевизионный или другой продукт. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития этого рекламного приема: предполагается ли каким-то образом регулировать его использование? Не думаете ли Вы, что в связи с уменьшением объемов рекламы с 1 января 2008 года будет наблюдаться отток рекламодателей в нишу Product Placement? Вполне возможно и создание проектов специально для продвижения определенного товара посредством Product Placement.

Игорь Геннадьевич (Новосибирск)

1. 4 октября 2007 года на совместном заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и секции по рынку банковских услуг Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при Федеральной антимонопольной службе было указано, что размер и способ доведения до потребителей условий кредита в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на стоимость кредита, воспринимается потребителями указанным образом. Является ли несоблюдение данного требования признаком ненадлежащей рекламы либо это лишь рекомендация?

2. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Закон "О рекламе" не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Отсюда следует, что Закон распространяется на социальную рекламу. Вопрос: учитывается ли она в общих объемах рекламы в час (20%) и по суткам (15%)? И еще о социальной рекламе. Согласно ч. 4 ст. 10 в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах. Лексическое значение слова "упоминать" – "называть" (толковый словарь). Означает ли это, что в случае, если средство индивидуализации не обозначено вербально, оно может присутствовать в данном виде рекламы? Пример: присутствие в социальной рекламе солистов известной поп-группы, лица которых, по большому счету, являются средством индивидуализации.

3. П. 6 ч. 1 ст. 22 запрещает использовать образы людей в рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Если в рекламе присутствуют, так скажем, герои ролика, у которых есть имена и которые к тому же ведут диалог, можно ли расценивать это именно как использование образов людей? Еще один вопрос связан с присутствием пива (вина, шампанского) в рекламе иных товаров, например: "при покупке бытовой техники вино в подарок". Не будет ли такая реклама расценена в том числе и как непрямая реклама алкогольной продукции?

4. Как следует из ч. 4 ст. 2, специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров распространяются также на изготовителей. Пример: производитель вакцины против гриппа и других вирусных заболеваний размещает ролик о необходимости вакцинации, при этом конкретная вакцина не называется и указывается только телефон "горячей линии" либо сайт в Интернете. Должна ли подобная реклама сопровождаться предупреждением о необходимости консультации со специалистом?

Фёдоров Дмитрий Валерьевич (Ростов-на-Дону)

Вопрос по Российской государственной библиотеке. Ученые сдают туда свои диссертации на бесплатной основе. А читателям запрещают копировать их с помощью подручных средств (фотоаппарата или телефона, например), навязывая дорогостоящие услуги по копированию - 4 рубля за страницу. Доступ к ознакомлению с диссертациями через Интернет тоже платный. Почему? Не является ли это нарушением?

Иванов Олег Борисович (Москва)

Считаете ли Вы правомерным ограничение на доступ к электронным ресурсам Российской государственной библиотеки даже для её читателей, имеющих читательский билет? Почему я должен ездить в читальный зал и смотреть источники на компьютере там и не могу сделать это через Интернет? Представьте затраты людей, которые живут не в Москве. Это тормозит развитие науки и образования в стране.

Кондаков Михаил (Архангельск)

Будет ли считаться недобросовестной рекламой (содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с иными находящимися в обороте) или актом недобросовестной конкуренции размещение на ТВ рекламного видеоролика примерно следующего содержания.

Демонстрируются последовательно:

1) мучения потребителя при использовании некоего ОБЕЗЛИЧЕННОГО товара/услуги (например, "обычного" порошка или соединения с Интернетом методом Dial-up);

2) конкретный альтернативный рекламируемый товар/услуга;

3) счастливый, ликующий абонент, использующий рекламируемый товар/услугу , с радостью выбрасывающий в пространство ОБЕЗЛИЧЕННЫЙ товар-конкурент или атрибут услуги ("обычный" порошок, телефонный провод)?

Алексей Степанов (Самара)

Уважаемый Сергей Анатольевич!

1. В регионах остро стоит вопрос по порядку размещения вне площади торговой точки брендированных холодильников компаний - производителей пива и др. напитков. Органы местного самоуправления считают информацию, нанесенную на холодильники, рекламой, соответственно холодильник - рекламной конструкцией и требуют от хозяев торговых точек получение разрешения на установку рекламной конструкции согласно ст. 19 Закона "О рекламе". Насколько такие требования правомерны?

2. Распространяются ли требования ст. 19 Закона "О рекламе" (в части получения разрешения) на случаи размещения рекламной информации на внешнюю поверхность (стены, вывеска и др.) торговых павильонов, киосков и т.п.?

3. Правомерно ли размещение рекламных указателей (с названием компании, ее логотипом) совместно с другими информационными дорожными знаками-указателями? Насколько я знаю, это запрещено ПДД. Тем не менее во всех крупных городах такие рекламные указатели размещены повсеместно, что значительно ухудшает восприятие (отвлекает) от информационных указателей улиц, городов и др. объектов. Кто должен заниматься данным вопросом - УФАС в регионах или ГИБДД? При этом в каждом регионе изготовлением и размещением рекламных указателей, совмещенных с дорожными знаками, занимается организация, созданная при ГИБДД региона.

4. Вопрос в связи с рекламой пива на ТВ. Планируется ли ограничение времени для рекламы пива в течение одного рекламного блока? На мой взгляд, существующая ситуация, когда в одном рекламном блоке 10 рекламных роликов из 13 идут с рекламой пива, то это прямо способствует чрезмерному употреблению населением данного напитка, и никакие предупреждения не спасают. Заранее спасибо за точные и полные ответы.

Марина (г. Санкт-Петербург)

Насколько допустима звуковая реклама пива в метрополитене?

Кудрявцева Марина (Пермь)

В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ "О рекламе" запрещена автоматическая рассылка рекламы по сетям электросвязи. Что понимается под "автоматической рассылкой" при распространении рекламы в сети Интернет?

Мальцев Юрий Николаевич, директор ООО (г. Уфа, Республика Башкортостан)

Можно ли рассматривать ценник в магазине как рекламу, обращенную к неопределенному кругу лиц и способствующую продвижению товара на рынке?

В магазине на товаре имеется ценник, но когда просишь выписать товар по счету, то выписывают его на большую сумму или, если не согласен, предлагают купить товар в другом месте. По данному поводу обращались с заявлением в Башкортостанское УФАС, но получили ответ, что реклама - это реклама, а ценник - это ценник. Мы с таким ответом не согласны. Что Вы думаете по этому поводу?

Екатерина (Москва)

Уважаемый Сергей Анатольевич, в соответствии с определением, данным в ФЗ о рекламе, обязательным признаком рекламы является то, что она направлена на неопределенный круг лиц. Если компания рассылает своим существующим клиентам письма с предложением новых товаров/услуг (при этом предложение не является офертой) или делает презентации, адресованные (указано в самой презентации) определенному кругу лиц (существующие клиенты), то такие материалы не являются рекламой и требования ФЗ "О рекламе" на такие материалы не распространяются? Если в материалах не указано, кому они адресованы, могут ли они быть признаны рекламой?

Если банк рекламирует предоставление скидки в компании-партнере при условии совершения клиентами банка покупок с использованием карты банка, рекламой каких видов товаров, услуг это будет (банковских или тех товаров, которые можно приобрести со скидкой)? Если к рекламе товаров, которые продаются со скидкой (например, медицинские услуги), установлены специальные требования, они также должны быть учтены в материале, издаваемом банком?

Игорь (Москва)

Почему во время трансляции рекламы по ТВ звук рекламы намного громче основной передачи и как изменить существование данной практики?

Мария Морозова (Москва)

Здравствуйте! Как уберечь себя от агрессивных рекламодателей, которые постоянно звонят на домашний номер и весьма навязчиво предлагают полечить зубы в сети стоматологических клиник "Все свои", предлагая перезвонить по тел. 789-44-44? Причем звонки осуществляет робот, и даже с помощью определителя номера избавиться от них невозможно, т.к. исходные номера меняются. А обращения по указанному выше телефону с просьбой прекратить звонки результатов не дают. С подобной проблемой сталкиваются и другие жители Москвы. Также замечу, что рекламные звонки ведутся круглосуточно. Заранее спасибо.

Морозов Павел Яковлевич (Защита прав потребителей) (Москва)

Используя недобросовестную рекламу, игнорируя запреты, установленные Законом "О рекламе", в том числе используя государственную символику, со ссылками на несуществующую "федеральную программу "Доступное жилье" и на Президента РФ очередные "пирамидальные" сооружения, именующие себя ПИКами (потребительские ипотечные кооперативы), выманивают у граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, миллиарды рублей. Может ли ФАС в Вашем лице дать правовую оценку подобному способу обмана людей, пока ряды обманутых "дольщиков" не пополнили десятки тысяч обманутых "пайщиков"? Спасибо.

Шамин Кирилл (Иваново)

Здравствуйте, Сергей Анатольевич! В соответствии со статьей 21 запрещена реклама алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (в частности щитов).

1. Возможна ли идентификация товара как алкогольной продукции, изображенного на щите, если на изображении полностью отсутствуют какие-либо признаки конкретного товара (наименование производителя, марка, товарный знак, любые надписи на упаковке/таре)?

2. Возможно ли применять тезис об ассоциации у потребителя изображения на щите с алкогольной продукцией, применяя ответственность за ненадлежащую рекламу (не конкретного товара, а в общем, алкогольной продукции) без проведения каких-либо исследований (например, опроса общественного мнения)? Заранее большое спасибо, мы ценим Ваше мнение и готовы руководствоваться им в своей работе.

Воробьевская Инна (Воронеж)

Здравствуйте, Сергей Анатольевич!

1. В части 8 статьи 24 фраза "для использования которых требуется специальная подготовка" относится только к изделиям медицинского назначения и медицинской техники или и К МЕТОДАМ ЛЕЧЕНИЯ тоже? (Если фраза не относится к методам лечения, то тогда получается, что все методы лечения рекламировать в неспециализированном издании нельзя?) При этом еще возникает вопрос: "требуется специальная подготовка" кого: специалиста или потребителя медицинских услуг?

2. Согласно части 7 статьи 24 реклама методов лечения в неспециализированном издании ДОЛЖНА сопровождаться соответствующим предупреждением, а согласно части 8 той же статьи в неспециализированных изданиях НЕ ДОПУСКАЕТСЯ реклама методов лечения (требующих специальной подготовки?). Т.е. в неспециализированном издании МОЖНО рекламировать методы лечения, не требующие специальной подготовки?

3. Согласно части 8 статьи 24 не допускается реклама методов лечения. Мы консультировались в ГУ здравоохранения и узнали, что "к МЕТОДАМ лечения относится комплекс лечебно-профилактических мероприятий". А допускается ли реклама "отдельных операций и манипуляций" (таких как удаление родинок и бородавок или глубокое очищение кишечника)?

4. Реклама медицинских услуг, алкогольной и пивной продукции должна сопровождаться предупреждением, занимающим соответственно 5 и 10% от рекламной площади. Как конкретно рассчитываются эти 5-10% (могут ли быть включены сюда боковые поля, поля с фоновой заливкой, межстрочные интервалы и др.)?

5. РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЬ, чтобы не нарушать ст. 2.1 ч. 2 КоАП РФ, КАКИЕ все зависящие от него меры ДОЛЖЕН принять для соблюдения Закона "О рекламе" (в частности, по частям 2, 3, 5, 6, 7, 8, 11 статьи 5; по статье 6; по части 1 статей 21, 22, 23, 24, 25, 27; по частям 2, 3, 5, 6, 9, 10 статьи 28; по статье 30 и другим пунктам ФЗ "О рекламе", по которым ответственность за нарушение указанных в них требований согласно части 6 статьи 38 несет РЕКЛАМОДАТЕЛЬ как (согласно пункту 5 статьи 3) лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы? Спасибо за возможность задать Вам вопросы.

Климова Ольга (Воронеж)

Добрый день, Сергей Анатольевич! Спасибо, что уделяете внимание такой важной для нас (сотрудников газеты рекламы) теме. У нас вопросы следующие:

1. В рекламе долевого строительства согласно части 1 статьи 28 кого считать лицом, оказывающим финансовые услуги, чье полное наименование должно быть указано в рекламе (застройщика, подрядчика, риелтора или рекламодателя)? И распространяется ли это условие на рекламу, связанную с уступкой прав требования?

2. Распространяются ли требования частей 7-8 статьи 28 на рекламу объектов долевого строительства, разрешение на строительство которых получено до 31 марта 2005 г. (до вступления в силу Закона о долевом строительстве).

3. Достаточно ли для рекламораспространителя ИНФОРМИРОВАТЬ рекламодателя о необходимости исполнения пунктов Закона «О рекламе», ответственность за нарушение которых несет рекламодатель, и необходимости предоставления достоверной информации для рекламы?

4. Нужна ли предупреждающая надпись при имиджевой рекламе врача-специалиста (например: Кардиолог. Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом. Или: Стоматология Факел. Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом)?

Спасибо!

Евгения (Санкт-Петербург)

1. Считается ли объявление благодарности в титрах телепередачи ресторану, в котором проходили съемки, салону, который делал прически ведущим, и др. рекламой?

2. Если в ТВ-рекламном ролике указывается только телефон, по которому можно приобрести рекламируемый товар, считается ли такая реклама рекламой с дистанционным способом продажи?

3. Если при съемке и показе по ТВ концерта в кадр попадает реклама спонсоров, которая была ориентирована на посетителей концерта, будет ли это расцениваться как реклама?

Елена (Сочи)

Будет ли являться рекламой штендер с названием магазина, установленный у дороги? Требуется ли на него разрешение?

Лада (Жуковский)

Необходимо ли при открытии магазина получать какое-либо разрешение для установки вывески, которая будет размещена на здании, над входом в магазин? Собственник здания на размещение вывески согласен. В нашем городе такое разрешение необходимо. Должностные лица организации "Рекламсервис", занимающейся выдачей разрешений, ссылаются на Закон "О рекламе", а также на то, что меняется архитектурный вид города, что, в свою очередь, требует соответствующего согласования. Если подобное разрешение не получено, с владельцев магазинов взимаются весьма крупные штрафы. При этом разрешение требуют не только для вновь открывшихся магазинов, но и для магазинов, вывески которых существуют более 10 лет. Насколько правомерны действия чиновников?

Дмитрий (Москва)

Каким разделом и каким образом регулируются промоакции, проходящие в общественных местах? Пример: раздача рекламных материалов возле метро.

Ирина (Ростов-на-Дону)

Планируется ли наконец четко определить, что все-таки является вывеской, не содержащей рекламную информацию? Местные чиновники во всем видят рекламу. Выход – или получить рекламу, или судиться. Но судиться по этому поводу означает отнимать свое время, время судей – на это идут или из-за принципа ("нашла коса на камень"), или те, для кого цена вопроса велика. Но таких немного. Поэтому норма Закона "О рекламе" "про вывески" сейчас просто не действует и является лишь ловушкой для тех, кто хочет ею воспользоваться.

Наталия (Москва)

Скажите, пожалуйста, является ли аэрография в виде наименования фирмы и адреса её сайта на автомобиле директора или другого лица рекламой?

Игорь Владимирович (г. Тихвин)

Предусматривается ли в проекте Закона запрет на повышение громкости звука рекламных роликов при воспроизводстве их по TV и на радио по сравнению с громкостью звука основной передачи?

Тяжеломов Максим (Новосибирская область, Купинский район)

Здравствуйте! Скажите, будет ли рассматриваться в законопроекте периодичность рекламы (одного и того же ролика)? По мнению психологов, частое повторение одной и той же информации может негативно отразиться на здоровье человека. Будет ли это учтено? Спасибо.

Сафонова Екатерина Валерьевна (Москва)

Добрый день, Сергей Анатольевич!

1. Скажите, пожалуйста, обязан ли рекламораспространитель требовать с рекламодателя иные документы, не указанные в ст.ст. 7, 13 ФЗ "О рекламе", а именно свидетельство на товарный знак?

2. Считается ли продажа билетов по телефону и посредством связи Интернет дистанционной продажей?

3. Является ли установленная определенная стоимость товара на некий период времени без получения подарков акцией и нужно ли в таком случае придерживаться норм ст. 9 ФЗ "О рекламе"?

4. В ст. 21 ФЗ "О рекламе" установлен запрет на размещение рекламы алкогольной продукции на транспорте. Вопрос: любой фестиваль и выставка алкогольной продукции подпадает под данную статью или нет?

5. Ст. 26 ФЗ "О рекламе" ограничивает возможности рекламирования оружия. Вопрос: допустимо ли изображение оружия в рекламном макете кинофильма, если такое оружие является принадлежностью сюжета кинофильма; допустимо ли, если будет нарисовано оружие (мультипликация)?

6. Реклама основанных на риске игр, пари не должна обращаться к несовершеннолетним. Вопрос: возможна ли реклама детских игровых аттракционов и игровых автоматов, в результате игры на которых ребенок получает бесплатно игрушку, и каковы условия размещения такой рекламы?

7. В п. 4 ст. 28 ФЗ "О рекламе" говорится о том, что реклама услуг, связанная с осуществлением управления, должна содержать источник информации, подлежащий раскрытию в соответствии с Федеральным законом. Что в данном случае понимается под таким источником?

Большое спасибо.

Александр (Москва)

В п. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" установлен запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в (помимо прочего) оздоровительных организациях, концертных и выставочных залах, физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях. Чем будут руководствоваться должностные лица ФАС РФ при идентификации в целях применения закона конкретных организаций или сооружений, например таких, как: гольф-клуб, фитнес-центр, ночной клуб, в котором проводятся концерты, и т.д.?

Владимир (Тюмень)

У меня в подъезде и в лифте кондоминиум повесил рекламные щиты.  А я не хочу их смотреть и изучать, но вольно или невольно приходится на них обращать внимание. Правомерно ли поступает кондоминиум?

Анастасия Владимировна (Екатеринбург)

Здравствуйте, Сергей Анатольевич! Меня зовут Анастасия, я студентка Института права и предпринимательства Уральской государственной юридической академии. Сейчас в магазинах и гипермаркетах нашей страны, в особенности в больших городах, появляется большое, я даже сказала бы, огромное количество продавцов - консультантов по алкогольной продукции, по ее определенной марке, и происходит это там, где много молодых семей с детьми. К сожалению, нарушается ст. 21 ФЗ  "О рекламе". Например, в магазинах нашего города проходят промоакции от "Хортицы" с "агрессией на покупателя" (это установка при обучении консультантов). При этом алкогольную продукцию предлагают несовершеннолетним, беременным женщинам и лицам с детьми, говоря о том, что она безвредна и даже полезна в ограниченных дозах, а пивом или другим алкогольным напитком можно жажду утолить. Почему, когда я была в Москве, молодой человек сказал мне, что "пить эту марку несолидно, а вот эта - выбор настоящего ценителя и человека престижного, успешного, состоятельного и преуспевающего"? Как это понимать - все успешные, преуспевающие пьют алкоголь? Ведь ребенок, услышав это и  пожелав стать преуспевающим, начнет пить спиртные напитки. Не кажется ли Вам, что стоит ужесточить требования к рекламе, продажам алкоголя в магазинах нашей страны? Ввести жесткий контроль, и не на словах, а на законодательном уровне. Столько проблем в этой области, и основная - с содержанием продукта, не говоря уже о телевизионной рекламе с использованием медицинских препаратов, а пунктов в Законе мало.  Не кажется ли Вам, что данный Закон - разминка для создания другого, приближенного к идеалу? И что, на Ваш взгляд, еще не доработано?

Дмитрий (Тюмень)

Если в рекламе магазина бытовой техники указано о возможности предоставления товара в кредит, должна ли такая реклама содержать сведения о лице, оказывающем услуги по кредитованию?

Анастасия (г. Краснодар)

Каким образом Закон может быть применен к интернет-рекламе? Конкретно - лицензирование организаций, являющихся посредниками между заказчиками на размещение интернет-рекламы (например, баннеров) и системами, размещающими эти материалы у себя на площадках (например, "Яндекс"). Необходимо ли получать какую-либо лицензию на осуществление рекламной деятельности?

Сергей (Владивосток, Приморский край)

Как на практике в рамках указанного Закона чиновники отличают рекламные щиты от вывесок и указателей? Есть ли акты, дающие исчерпывающие определения указанным видам информационных носителей? Что делать, если местное законодательство самостоятельно относит к рекламе все информационные указатели, площадь которых более 0,5 кв.м?

Василий (Москва)

Недавно сотрудники УФАС по Москве выдали предписание ООО "Евросеть Мос1", в котором говорилось о том, что слово "кредит" размещать в рекламе нельзя. Но в ФЗ "О рекламе" четко сказано, что указывать все условия кредитования нужно, только когда указано одно их них. Само слово "кредит" не является таким условием. Правомочны ли их  действия?

Ирина (Москва)

Почему на станции м. "Пролетарская" висит баннер с рекламой водки? На нем крупно написано "водка". Это видят дети и подростки. А как же закон о рекламе?

 

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: