Интернет-интервью с Т.В. Матвеевой,
начальником Управления информационных технологий ФНС России:
"Личный кабинет налогоплательщика и другие интернет-сервисы ФНС России"

В ноябре 2017 г. состоялось интервью с начальником Управления информационных технологий ФНС России Татьяной Владимировной Матвеевой, в ходе которого она рассказала о существующих на сегодняшний день электронных налоговых сервисах и о перспективных направлениях развития электронных услуг, оказываемых ФНС России физическим и юридическим лицам, а также ответила на наиболее интересные из поступивших вопросов.

КонсультантПлюс: За последние годы в связи с активным внедрением современных технологий в работу органов власти полностью поменялось наше представление о доступности госуслуг. Ставка делается на развитие электронных способов взаимодействия между государством и его гражданами. Можем ли мы говорить о том, что сегодня весь перечень услуг ФНС России может быть оказан в электронном виде? Какое точное количество сервисов работает на базе сайта nalog.ru в настоящее время?

Т. В. МатвееваМатвеева Татьяна Владимировна: Цифровая экономика предполагает новое качество жизни, бизнеса и государственных услуг. Сегодня интернет и цифровые технологии проникли во все сферы жизнедеятельности граждан России и ее экономики.

Федеральная налоговая служба не стоит на месте, развивая свои электронные сервисы, мы ведем постоянную работу по созданию максимально удобного процесса общения населения и бизнеса с государством. Нами прикладываются значительные усилия по переводу на полное взаимодействие ФНС и налогоплательщиков в электронную форму. В настоящее время на сайте ФНС России реализовано 50 интерактивных сервисов. В 2013 году их было только 35.

Однако для полного перевода на электронное взаимодействие государства и общества потребуется использование юридически значимого электронного документооборота. У юридических лиц, как правило, такой переход проблем не вызывает. А вот для простых граждан существует сложность использования усиленной квалифицированной электронной подписи (СКЭП). Со СКЭП электронные документы регистрируются и проходят мгновенно, но при этом люди испытывают проблемы с приобретением и установкой средств криптографический защиты информации (СКЗИ) на свой компьютер.

Тем не менее, мы стараемся сделать наши сервисы доступными для всех пользователей, действуя в рамках существующего нормативного регулирования. Например, физическое лицо может подать документы на государственную регистрацию в качестве ИП в электронной форме без СКЭП, но для удостоверения личности ему придется прийти в инспекцию лично для получения свидетельства о государственной регистрации.

Стоит отметить, что для самого востребованного сервиса на сайте ФНС России - "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" законодательно разрешено использование неквалифицированной электронной подписи, что реализовано в самом сервисе. В целом через личный кабинет можно решить вопросы практически по всем возникающим жизненным ситуациям. Так что можно говорить о том, что мы перешли на полное электронное взаимодействие в этой области.

КонсультантПлюс: Сергей Родионович Дегтярёв из Москвы интересуется: "Подскажите, какие нововведения в развитии электронных сервисов ожидают налогоплательщиков в перспективе, мне как ИП и специалисту в области складского бизнеса хотелось бы увидеть максимально возможную информацию, не содержащую налоговую тайну".

Татьяна Владимировна: Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ снят режим налоговой тайны с части сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа. Это сведения: о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С 1 июня 2018 года на официальном сайте ФНС России заработает сервис "Прозрачный бизнес", в нем будут размещены вышеперечисленные сведения об организациях. Кроме того, они будут опубликованы в формате открытых данных. Снятие налоговой тайны и обнародование данной информации даст возможность участникам рынка оценить свои риски и проявить должную осмотрительность при выборе бизнес-партнеров.

В настоящее время для проверки добросовестности контрагентов можно воспользоваться интерактивным сервисом "Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента", размещенным на официальном сайте ФНС России.

Кроме того, в рамках внедрения "Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" ФНС России с 2014 года проводит работу по повышению уровня информационной открытости. На официальном сайте ФНС России создан раздел "Открытые данные", в котором к настоящему моменту представлен 61 набор открытых данных.

В разделе "Открытые данные" опубликованы наборы открытых данных, которые разработаны с учетом потребностей гражданского и бизнес-сообщества. Данная информация предоставляется всем пользователям, без ограничения срока использования на бесплатной основе.

КонсультантПлюс: Задумывается ли налоговая служба над созданием так называемых "умных" сервисов, которые будут учитывать поведенческие факторы и помогать гражданам в тех или иных ситуациях наравне с налоговым инспектором?

Татьяна Владимировна: Да, уже давно налоговая служба задумывается над вопросом, как довести сложные аспекты налогового законодательства для общества в доступной и понятной форме.

Уже сейчас сайт ФНС содержит 256 жизненных кейсов, призванных провести налогоплательщика по всем шагам бизнес-процесса к желаемому результату. Далее этот тренд находит реализацию в рамках нового модернизированного "Личного кабинета налогоплательщика для физического лица". Во вкладке "Жизненные ситуации" собрано порядка 50 конкретных ситуаций, с которыми сталкиваются физические лица в процессе взаимоотношений с налоговым органом. Например, как получить налоговый вычет или что делать, если налог исчислен неправильно или исчислен по неверным данным, или как заявить о дополнительном доходе при продаже имущества, а также вопросы постановки и снятия с учета, вопросы, связанные с зарубежными счетами, и многие другие.  Налогоплательщик получит не только описание своих действий, но и конкретные пошаговые онлайн-сервисы с заполнением всех нужных форм заявлений и документов для решения своего вопроса. Далее этот тренд будет только наращиваться в рамках других сервисов.

КонсультантПлюс: Сегодня существует тенденция - развитие "суперуслуг" для пользователя. Он может одновременно получать комплексную услугу от разных органов власти за счет межведомственного взаимодействия. Здесь больший интерес для налогоплательщика представляет сотрудничество ФНС России и Росреестра. В этом году Ваше ведомство ввело новый порядок информационного обмена с Росреестром. Расскажите, пожалуйста, как это отразилось на качестве налоговых сервисов?

Татьяна Владимировна: 14 июня 2017 года опубликован Приказ ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ "Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@".

Приказ разработан во исполнение статьи 85 Налогового кодекса РФ и предусматривает изменения в информационном обмене органов Росреестра с налоговыми органами сведениями об объектах недвижимости и правах на них в целях налогообложения недвижимости. При этом создание каких-либо дополнительных информационных обменов для оказания услуг налогоплательщикам не запланировано. 

Цель издания Приказа - обеспечить максимальный уровень интеграции в информационные ресурсы налоговых органов сведений об объектах недвижимости и их правообладателях, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости, необходимых для налогообложения. В частности, устанавливается возможность представления сведений об адресе объекта, внесенном в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) на основании записей в Федеральной информационной адресной системе.

Согласно Приказу в налоговые органы представляются сведения о кадастровой стоимости с указанием даты её внесения в ЕГРН и даты начала применения, в том числе в случае изменения вследствие исправления ошибок либо по решению комиссии или суда. В представляемых сведениях будет содержаться признак включения объекта в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также сведения о дате снятия объекта с кадастрового учета в целях завершения налогового администрирования по объектам, прекратившим существование, в том числе снесенным, разрушенным. Также Приказ устанавливает правила передачи дополнительных сведений об объектах таких видов, как "гараж", "машино-место", "объект незавершённого строительства", "единый недвижимый комплекс", "жилое строение".

Для администрирования НДФЛ Приказ предусматривает указание полной информации о цене сделки с объектом недвижимости, в том числе условий определения цены в натуральном выражении и размера арендной платы. В соответствии с Приказом в налоговые органы планируется на постоянной основе передавать информацию о прекращении ранее возникших прав на земельные участки. В конечном итоге Приказ нацелен на повышение эффективности информационного обмена налоговых органов с органами Росреестра и как результат - качества налогового администрирования.

КонсультантПлюс: Илья из Калуги спрашивает: "Когда информационные системы внутри системы ФНС будут так же элегантны, как и для граждан? На данный момент они созданы, чтобы делать огромную кучу внутренней, никому не очевидной, бумажной работы. И осуществлять множественные ручные преобразования информации из одной системы в другую, порождающие трудности в работе и связанные с ними ошибки".

Татьяна Владимировна: Стоит отметить, что информационные системы априори предназначены для сокращения бумажной и ручной работы. В настоящее время выполняются работы по переводу функций налогового администрирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в централизованные компоненты автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3"). Это позволит значительно ускорить работу сотрудников налоговых органов, поскольку все данные будут находиться в едином федеральном хранилище.

При этом Службой на постоянной основе проводится реинжиниринг технологических процессов в АИС "Налог-3" в целях оптимизации функционирования как для сотрудников налоговых органов, так и в части взаимодействия с налогоплательщиками или другими органами исполнительной власти. Часть процессов переводится в автоматизированный режим, заменяя работы налогового инспектора. Одновременно с этим идет работа и по оптимизации интерфейса самой системы.

КонсультантПлюс: Терновский Ян Викторович из Новороссийска интересуется: "Я индивидуальный предприниматель. Когда я смотрю через "Личный кабинет ИП ФНС" суммы, есть возможность выбрать, по сколько строк выводить - 5/10/25/50/100. А можно расширить это окно под то количество строк, которые мы выбираем? А то никак не получается вывести это в файл, приходится печатать по 5 строк и по половинке страницы... И оставьте, пожалуйста, координаты для связи, а то, когда есть вопросы к сервисам, не знаешь, куда обращаться, наша ИФНС пишет отписки: "Мы не знаем, это Москва", УФНС тоже ничего ответить не может - "не наш уровень...", а у меня часто бывают вопросы/предложения/замечания, и я думаю, вам они реально пригодятся".

Татьяна Владимировна: В "Личном кабинете ИП" уже есть возможность выгрузить в файл сведения по налогам - по кнопке "Сохранить в", расположенной в нижней части панели во вкладке "Список операций по расчетам с бюджетом".

В отношении вопроса обращений - на официальном сайте ФНС России в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" реализован сервис "Обратиться в ФНС России". Также возможность обращаться в налоговые органы предоставляет сервис "Личный кабинет ИП".

КонсультантПлюс: Когда ФНС откажется от принципа закрепления налогоплательщика за конкретной инспекцией? Это неудобно. Почему бы не создать во всех инспекциях единые стандарты обслуживания и доступ к единой налоговой базе? - Мария Садовская (Московская область)

Татьяна Владимировна: Экстерриториальность - это путь, на который мы встали уже более 5 лет назад и поэтапно внедряем в налоговой службе, в том числе путем централизации автоматизированной информационной системы. Необходимо отметить, что информационная система ФНС России автоматизирует более 400 технологических процессов. Централизация баз данных - это сложный и длительный процесс, завершить который планируется в 2019 году.

Кроме того, существует ряд рисков, возникновение которых может свести к нулю эффект от перевода услуг на экстерриториальный принцип при личной явке. Так основной показатель, исходя из которого определяется штатная численность инспекций, - это количество обслуживаемых налогоплательщиков. Единственный способ прогнозирования этого параметра - система учёта налогоплательщиков с планированием нагрузки на сотрудников каждой из инспекций. Предоставление налогоплательщику возможности обращаться не по месту учёта приведет к неконтролируемому перераспределению объемов работы между инспекциями, что в свою очередь повлечет возникновение очередей в одних инспекциях и простой сотрудников в других.

По этим причинам перевести сразу все услуги в экстерриториальный формат не удается. Тем не менее, часть услуг при личной явке уже переведена в экстерриториальный принцип, а часть планируется к переводу.

В силу развития информационных технологий необходимость личного контакта налогоплательщика и инспектора должна уйти в прошлое, а все обслуживание будет в онлайн-режиме. Уже сегодня существует ряд успешных бизнес-проектов - площадки интернет-торговли, организации финансового рынка, которым удалось полностью отказаться от физического присутствия клиентов при получении услуг.

Отвечая вызовам времени, ФНС России внедряет и популяризирует способы удаленного получения услуг - это единый контакт-центр  и интерактивные онлайн-сервисы. Наиболее перспективным из таких сервисов считаю "Личный кабинет налогоплательщика", позволяющий получить требуемую услугу не только в любом месте земного шара, но ещё и в удобное время - сервис доступен в режиме 24/7/365.

КонсультантПлюс: Когда будет реализована возможность сдавать отчетность юридическому лицу через "Личный кабинет налогоплательщика", минуя посредников, предлагающих такую услугу за деньги? - Александр (Екатеринбург)

Татьяна Владимировна: В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, согласно указанному пункту Кодекса имеют налогоплательщики:

среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
в соответствии с 83 статьей Кодекса отнесенные к категории крупнейших;
налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Пунктом 4 статьи 80 Кодекса установлено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В связи с принятием Федерального закона от 04.11.2015 N 347-ФЗ официальный статус "Личного кабинета налогоплательщика" закреплен только за личным кабинетом для налогоплательщиков - физических лиц. Юридические лица не могут представлять отчетность через свой личный кабинет. Вместе с тем налогоплательщикам, за исключением вышеуказанных категорий, предоставлена возможность представления налоговой и бухгалтерской отчетности с электронной подписью через Интернет-сайт ФНС России согласно приказу ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@ "О проведении пилотного проекта по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет" как еще один способ представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме, в настоящее время напрямую не регламентированный положениями Кодекса. Решение о его применении налогоплательщик принимает самостоятельно.

При представлении налоговой отчетности через Интернет-сайт ФНС России налогоплательщик самостоятельно устанавливает программные средства для подготовки налоговой отчетности, бесплатно размещаемые на Интернет-сайте ФНС России, и средства, необходимые для представления налоговой отчетности в электронной форме, которые он должен приобрести самостоятельно, то есть средства электронной подписи и средства, обеспечивающие криптографическую защиту информации.

КонсультантПлюс: Как Вы в целом оцениваете "электронную грамотность" наших граждан? Проводит ли Ваша служба какие-либо pr-мероприятия для популяризации электронных налоговых услуг?

Татьяна Владимировна: Задачей повышения налоговой культуры населения является побуждение граждан к добровольной уплате налогов и других обязательных платежей, знание гражданами норм налогового законодательства и удобных способов оплаты, в том числе путем развития взаимодействия с общественными организациями, СМИ, работы с детьми (проведение открытых уроков), а также развития электронного взаимодействия с налогоплательщиками через электронные сервисы, Личные кабинеты налогоплательщиков, а также размещения информационных, обучающих материалов, скрайбингов на Интернет-сайте ФНС России. Службой накоплен большой опыт взаимодействия с разными целевыми группами налогоплательщиков, ФНС России проводит активную информационно-разъяснительную работу.

ФНС России и региональными налоговыми органами реализуются специальные проекты по информированию налогоплательщиков - проводятся вебинары, круглые столы и семинары с участием налогоплательщиков. Так, в соответствии с данными статистического учета по форме N 1-РНП территориальными налоговыми органами по субъектам Российской Федерации за 9 месяцев 2017 года в рамках публичного информирования налогоплательщиков проведено 41 312 тематических семинаров, в ходе которых в обязательном порядке налогоплательщикам рассказывается о возможностях электронных сервисов, в том числе о возможности получения услуг ФНС России в электронной форме без личного визита в налоговый орган.

Помимо регулярного информирования налогоплательщиков о возможности электронного взаимодействия с налоговыми органами и преимуществах подключения к "Личному кабинету налогоплательщика" при личном приеме в налоговом органе в марте этого года проходили информационная кампания о видах документов, направление которых предусмотрено в электронной форме, а в июле - мероприятия по информированию налогоплательщиков о вводе в промышленную эксплуатацию мобильных приложений для интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" и их функциональных возможностях".

Один из приоритетов в работе с налогоплательщиками - организация работы с будущими налогоплательщиками. Ежегодно в ноябре во всех субъектах Российской Федерации ФНС России проводятся уже ставшие традиционными ежегодные "общероссийские открытые уроки" - уроки налоговой грамотности для российских школьников.

В целях привлечения внимания юного поколения к истории развития налоговой системы России, воспитания налогового правосознания подрастающего поколения россиян, а также формирования положительного отношения молодежи к налоговой политике государства территориальные налоговые органы на постоянной основе организуют и проводят в учебных заведениях "общероссийские открытые уроки", посвященные вопросам налоговой грамотности, для начальной школы и старших классов.

Проведение уроков налоговой грамотности среди подрастающего поколения способствует раннему формированию адекватного отношения к уплате налогов как к гражданской обязанности каждого человека. Особый интерес у подрастающего поколения вызывают материалы, предлагаемые в доступной игровой форме.

Помимо типовых информационных материалов и сценариев проведения открытого урока территориальные налоговые органы при проведении уроков используют и самостоятельно разработанные сценарии, игры, брошюры и наглядные пособия.

КонсультантПлюс: Татьяна Владимировна, мы благодарим Вас за актуальное интервью.


Интервью подготовлено редактором сайта КонсультантПлюс Н. Лашкиной
  и корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: