Интернет-интервью с В.В. Кузиным,
заместителем начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России:
"Правовые аспекты деятельности Госавтоинспекции МВД России: разъяснение сложных вопросов для участников дорожного движения"

30 июля 2014 года состоялось интервью с генерал-майором полиции, заместителем начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Владимиром Викторовичем Кузиным, в ходе которого он рассказал об основных причинах дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах и наиболее часто фиксируемых правонарушениях, затронул тему изменений в действующем законодательстве в сфере дорожного движения, подробно остановился на основных задачах, стоящих перед Госавтоинспекцией МВД России, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

3КонсультантПлюс: Владимир Викторович, как Вы оцениваете обстановку на российских дорогах? На Ваш взгляд, меняется ли ситуация к лучшему? На сегодняшний день какова основная причина большинства ДТП: плохое качество дорожного полотна, неисправная техника или все-таки человеческий фактор?

Владимир Викторович Кузин: Если говорить о ситуации в целом, то согласно статистическим данным, которые мы ежедневно публикуем на сайте Госавтоинспекции, по итогам 2013 года наблюдался незначительный рост числа дорожно-транспортных происшествий - на 0,2%. Число погибших, напротив, снизилось - на 3,5%. Также по сравнению с 2012 годом снизилось и количество пострадавших и раненых в результате ДТП - на 0,1%. В общей сложности в 2013 году на дорогах погибло 26 977 человек.

За первое полугодие 2014 года на фоне общего снижения количества ДТП на 0,7% и количества пострадавших на 1,7% показатель числа погибших по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, к сожалению, вырос на 2,8%. В июне ситуация начала стабилизироваться.  Мы наблюдаем серьезное снижение - порядка 15% по всем трем показателям. Очень надеюсь, что эта благоприятная тенденция сохранится до конца года.

Что касается причин возникновения ДТП, то в подавляющем большинстве случаев они происходят по вине водителя. Остальные, так называемые сопутствующие факторы - неудовлетворительные дорожные условия (НДУ) или неисправность технических средств, по нашим данным, которые заносятся в карточки учета ДТП, составляют не более 30%. При этом под НДУ подразумеваются не только ямы, но и нечетко прорисованная разметка, неправильно установленный знак или необработанное дорожное полотно, например снежная наледь. То есть такие дорожные условия, которые не дают водителю правильно среагировать на ситуацию. Таким происшествиям мы уделяем самое пристальное внимание и по возможности стараемся вовремя устранить причину их возникновения.

Возвращаясь к человеческому фактору, я бы хотел отметить, что чаще всего аварии на дорогах происходят из-за несоблюдения водителями скоростного режима. Ведь согласно существующим нормам водитель должен определить скорость своего движения не только исходя из дорожных, но и, например, климатических погодных условий. И, как правило, одна треть всех происшествий случается именно по причине неверно выбранного скоростного режима. Согласно статистике это 27,5% всех ДТП за 2013 год. Далее по количеству происшествий следуют нарушение водителями правил движения на перекрестке (около 20%), выезд на полосу встречного движения (около 10%), нарушение правил обгона и, наконец, несоблюдение сигналов светофора.

КонсультантПлюс: Геннадий Щетинин из Новосибирска интересуется: "Ведет ли Госавтоинспекция статистику наиболее аварийных мест и можно ли ознакомиться с этой информацией?"

Владимир Викторович: Да, без сомнения, мы проводим такую работу. С помощью специализированной многопараметрической информационно-аналитической системы (МИАС) регулярно проводится мониторинг и анализ мест концентрации ДТП на российских автодорогах. Эта система позволяет нам получать самую полную информацию о проблемной ситуации на том или ином участке дорог, а также оперативно реагировать и минимизировать риски, например путем усиленного патрулирования опасного места, установления дорожных знаков или дополнительного освещения. Что касается статистики дорожно-транспортных происшествий, то она, как я уже говорил, доступна на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России www.gibdd.ru. В целом, если говорить о местах концентрации ДТП, то порядка 16% таких мест зарегистрировано на федеральных автомобильных дорогах, около 14% на территориальных дорогах и 5,8% непосредственно в городах.

КонсультантПлюс: Какие изменения планируется внести в действующую нормативно-правовую базу в сфере дорожного движения в ближайшее время? Например, будет ли наконец введена уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде, ставшее причиной смертельных аварий? Какие еще законодательные и общественные инициативы, на Ваш взгляд, заслуживают того, чтобы их поддержать?

1Владимир Викторович: Проблема управления транспортным средством в нетрезвом виде, к сожалению, по-прежнему остается актуальной. Удельный вес таких ДТП за прошлый год составил 7,5%. Трагедия, которая произошла в 2012 году в Москве на Минской улице по вине пьяного водителя, стала переломным моментом и заставила законодательную власть серьезно задуматься о необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Вы помните, что в сентябре прошлого года вступили в силу поправки в КоАП, которые существенно усилили ответственность за подобные правонарушения. Тогда же был подготовлен и законопроект, предусматривающий уголовную ответственность для нетрезвых водителей. Этот документ был принят Государственной Думой в первом чтении, но его доработка, к сожалению, заняла достаточно длительный период времени. В законопроект было внесено большое количество поправок и сейчас его готовят ко второму чтению. В каком виде он поступит на рассмотрение в Думу в осеннюю сессию, пока трудно сказать, но уже сейчас известно, что в документе предусмотрена уголовная ответственность не только за причинение вреда жизни и здоровью людей, но и за регулярное совершение двух и более административных правонарушений, связанных с управлением в состоянии опьянения, а также с отказом от медицинского освидетельствования. Надеюсь, что после вступления в силу этот закон окажет серьезное профилактическое воздействие на водителей. Хотя, честно говоря, на сегодняшний день можно отметить, что упомянутые мной изменения в КоАП уже сыграли свою положительную роль. И если угроза лишения прав ранее не останавливала водителей и они могли сесть за руль нетрезвыми, то наличие серьезного денежного штрафа с учетом невысокого уровня зарплат по стране для многих стало сдерживающим фактором.

Если продолжить говорить о запланированных изменениях в законодательстве, то, конечно, мы надеемся, что с 2015 года в силу вступит федеральный закон о регистрации транспортных средств. Законопроект уже принят в первом чтении и сейчас готовится ко второму. Этот закон, во-первых, урегулирует на законодательном уровне саму процедуру регистрации отдельных категорий транспортных средств, а также, например, исключит возможность такой коррупционной составляющей, как "покупка" конкретного государственного номера. Предусмотренное законом так называемое аукционное распределение номеров позволит всем желающим официально, внеся дополнительную плату в бюджет, выбрать любой доступный номер себе по вкусу.

КонсультантПлюс: Количество автовладельцев в нашей стране неуклонно растет. Соответственно растет и количество конфликтных ситуаций между участниками дорожного движения. Расскажите, пожалуйста, о новых комплексах фотовидеофиксации, с помощью которых Госавтоинспекция будет осуществлять контроль за соблюдением ПДД и в том числе бороться с такими нарушениями, как непропущенный пешеход.

Владимир Викторович: Система фотовидеофиксации активно начала развиваться в нашей стране с момента внесения изменений в КоАП, когда в соответствии с законом к ответственности стало возможным привлекать не конкретного нарушителя, а непосредственно собственника транспортного средства. На сегодняшний день в эксплуатацию введено почти 7 тысяч комплексов фотовидеофиксации, и с их помощью Госавтоинспекция регистрирует порядка 50% всех правонарушений. Конечно, основная доля нарушений, выявляемая фото- и видеофиксацией ‒ это превышение скоростного режима. Для этих целей мы в основном используем комплексы, которые измеряют мгновенную скорость транспорта в заданной точке. Другой вид комплексов, который, например, используется в Республике Татарстан, измеряет среднюю скорость движения. Активно применяются комплексы, в автоматическом режиме регистрирующие нарушения остановки/стоянки транспортных средств в неположенном месте. Кроме того, разработаны приборы, которые могут фиксировать и иные правонарушения ‒ проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда железнодорожных переездов, пресечение линии "стоп". Сейчас активно ведутся разработки комплекса, который позволил бы фиксировать нарушение, связанное с непредоставлением преимущества движения пешеходу на нерегулируемом переходе. Конечно, будет непросто обеспечить объективность регистрации такого нарушения, но тем не менее технологии не стоят на месте и перед разработчиками поставлена задача подготовить подобное устройство к эксплуатации.

КонсультантПлюс: Владимир Викторович, одна из самых злободневных и острых проблем в столичном мегаполисе и других крупных городах - это пробки. Расскажите, пожалуйста, занимается ли Госавтоинспекция изучением транспортных потоков и может ли как-то влиять на дорожную обстановку?

Владимир Викторович: Дело в том, что непосредственно процесс организации дорожного движения находится в ведении владельцев автомобильных дорог, в данном случае это или федеральные, или муниципальные органы власти. Госавтоинспекция осуществляет исключительно надзорные функции. Тем не менее мы всегда стараемся своевременно реагировать на образование заторов на дороге и с помощью наших сотрудников по возможности разрешать проблемные ситуации. Помимо этого, мы оказываем консультационную поддержку органам власти по вопросам организации дорожного движения.

КонсультантПлюс: Екатерина Васильева из Москвы спрашивает: "Куда необходимо обратиться, для того чтобы сделать регулируемый пешеходный переход ("зебру") напротив новостройки?" Подобные решения также не входят в компетенцию Госавтоинспекции?

Владимир Викторович: Совершенно верно. Как и любой другой вопрос организации дорожного движения, нанесение разметки и установка дополнительного светофора находятся в ведении местных властей. То есть необходимо обратиться в районную администрацию города Москвы.

КонсультантПлюс: Ольга из Санкт-Петербурга задала вопрос: "Столкнулась с проблемой обжалования штрафа из ЦАФАП. Продала автомобиль по договору купли-продажи, новый собственник поставил автомобиль на учет в течение 10 дней, как и положено по закону. Мне пришел штраф за нарушение ПДД, зафиксированное автоматическими камерами уже в то время, когда я не являлась собственником. Обжалование данного постановления в ЦАФАП оказалось безрезультатным. Хотя я лично приносила в ЦАФАП подтверждающие документы. Что предпринимать законопослушным гражданам в таких ситуациях, оказавшимся без вины виноватыми?"

Владимир Викторович: Согласно действующим нормам закона, если гражданин считает, что в отношении него необоснованно вынесено то или иное постановление, он имеет право его обжаловать. В данном случае у гражданина на руках есть договор купли-продажи с указанием конкретной даты, когда он по сути перестал быть владельцем транспортного средства. По его письменному заявлению постановление в отношении него должно быть отменено, а сотрудники ГИБДД в свою очередь обязаны возбудить производство в отношении нового владельца, который совершил правонарушение. В данной ситуации закон на стороне гражданина. Если же в приведенном случае жалоба Ольги по каким-то причинам не была удовлетворена сотрудниками Госавтоинспекции, она может обжаловать постановление и полученное решение по жалобе в суд.

Подскажите, пожалуйста, могу ли я получить водительские права после обучения в автошколе в России, если я являюсь гражданином Украины и имею только временную регистрацию? - Борис (Владимирская область)

Владимир Викторович: Да, как и любой другой гражданин, после прохождения обучения вы можете получить водительское удостоверение Российской Федерации.

Как изменяются правила сдачи экзаменов на права в связи с тем, что приняты новые программы обучения водителей? - Надежда Владимировна (Москва)

Владимир Викторович: Пока говорить о конкретных изменениях все-таки несколько преждевременно. На сегодняшний день новые правила сдачи квалификационных экзаменов подготовлены, но пока находятся на утверждении в Правительстве РФ, хотя и прошли уже этапы согласования и с Министерством образования, и с Министерством юстиции. Планируется, что ГИБДД будет осуществлять прием экзаменов на все категории и подкатегории транспортных средств, определенные законом, в том числе, например, на категорию М ‒ мопеды. При этом сдача экзаменов на получение прав будет возможна только на тех типах транспортных средств, на которых гражданин прошел обучение. Экзамен по-прежнему будет состоять из трех частей: теоретической части, экзамена в условиях закрытой площадки и экзамена в реальных условиях движения. Теоретическая часть будет приниматься только специальными автоматическими комплексами, набор экзаменационных задач в которых будет формироваться в произвольном порядке непосредственно в процессе сдачи экзамена. То есть заранее заучить последовательность ответов не получится. Мы планируем, что до конца года новые правила будут утверждены, учебные учреждения пройдут лицензирование и начнут готовить граждан к сдаче экзаменов.

2Интересует проблема эвакуации и утилизации старых брошенных автомобилей. Машина стоит у нашего подъезда на одном месте несколько лет, госномера нет. Тем не менее владелец известен, это один из жителей нашего дома. Как можно разрешить конфликт и освободить парковочное место? - Василий Михайлович (Московская область)

Владимир Викторович: Существующие на сегодняшний день программы утилизации брошенных автомобилей находятся в ведении местных властей. Они проводят проверку принадлежности транспортного средства конкретному владельцу, в зависимости от ситуации предъявляют ему претензии и после этого принимают решение о принудительном перемещении или утилизации такого автомобиля. 

Если водителя останавливает автопатруль ДПС в лесном массиве в вечернее время суток, можно ли не останавливаться? И какие правовые последствия для водителя наступят? Существует ли какой-либо регламент на этот счет или правила поведения водителя? Можно ли в ответ попросить у сотрудника ДПС, помимо служебного удостоверения, путевой лист патрулирования (или как называется та бумага, согласно которой патруль несет службу в конкретном месте)? Зачастую "сомнительные патрули" в лесах Подмосковья, и не только Подмосковья, на дорогах с мизерным трафиком движения вызывают, как минимум, сомнения в их стремлении обеспечить безопасность дорожного движения... А заканчивается это, как правило, предложением "давайте решим все на месте"... Иногда кажется просто опасным останавливаться в малолюдном месте. - Лариса Николаевна (Москва)

Владимир Викторович: Если говорить в целом, то сотрудник Госавтоинспекции в установленных случаях вправе остановить любое транспортное средство. При этом согласно ПДД водитель обязан выполнить требование об остановке и передать сотруднику ГИБДД свои документы. Более того, несоблюдение водителем этих требований влечет за собой весьма серьезные последствия, вплоть до применения сотрудником полиции оружия.

Естественно, что со своей стороны сотрудник Госавтоинспекции должен строго следовать закону: представиться, озвучить причину остановки и только после этого попросить ваши документы. Что касается мест патрулирования, то наши сотрудники осуществляют его строго на предписанном им участке. И в случае если у водителя возникают какие-либо сомнения, он всегда может или позвонить по указанному на бортах служебной машины номеру телефона, или набрать экстренный номер полиции ‒ 102. Никаких других документов, кроме служебного удостоверения, согласно закону сотрудник Госавтоинспекции предъявлять не обязан.

Скажите, пожалуйста, как правильно трактовать требование Правил дорожного движения РФ касательно остановки и стоянки на так называемых "островках безопасности" (направляющих островках), которые часто встречаются на перекрестках. Насколько можно судить исходя из текста правил, остановка и стоянка в этих местах напрямую не запрещена. - Ветров Александр Константинович (Химки, Московская область)

Владимир Викторович: "Островки безопасности" даже исходя из их названия не предназначены для парковки автомобилей. Более того, как известно, стоянка автомобиля на линиях разметки запрещена. Согласно пунктам 12.1 и 12.2 ПДД ставить транспортное средство разрешается на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части параллельно ее краю в один ряд, и островки безопасности никоим образом не подходят под это описание.

Что изменилось за 25 лет существования данной службы? Меняется только система штрафов, которые увеличиваются, происходит лоббирование чьих-то интересов. А ведь ГИБДД - это универсальная служба, но пока она не будет заниматься только целенаправленной работой на улучшение безопасности дорожного движения, ничего не изменится в лучшую сторону. - Олег Романов (Ногинск)

Владимир Викторович: Я бы хотел немного поправить автора. Наша служба отметила уже 78 лет со дня своего образования. Конечно, с 3 июля 1936 года Госавтоинспекция претерпела существенные изменения, особенно в части объема выполняемых ею задач. Сфера нашей деятельности очень обширна и регламентирована Указом Президента РФ N 711 от 15.06.1998. И это не только надзор за движением в лице инспекторов ДПС. Мы осуществляем и надзорную деятельность за техническим состоянием транспортных средств, регистрационную и экзаменационную деятельность, контроль за состоянием автомобильных дорог, работу с автотранспортными предприятиями и пропагандистскую деятельность. Но весь спектр наших обязанностей в конечном счете служит одной цели - сделать дороги более безопасными.

КонсультантПлюс: Владимир Викторович, благодарим Вас за то, что нашли время ответить на наши вопросы.


Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой.
Фото - Т. Тверецкий

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: