Интернет-интервью с С.И. Кругликом,
руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:
"Государственное регулирование в строительной деятельности"

В октябре 2007 года состоялось интервью с заместителем министра регионального развития Российской Федерации  С.И. Кругликом, который возглавлял с 2005 года по октябрь 2007 года Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). Росстрой отвечает за реализацию государственной политики в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. В процессе подготовки к проведению данного интервью Сергей Иванович был назначен Правительством РФ заместителем министра регионального развития Российской Федерации, где он курирует вопросы регулирования градостроительной деятельности и жилищной политики.

Тема интервью: "Государственное регулирование в строительной деятельности". 

В ходе интервью Сергею Ивановичу Круглику корреспондентом компании "Консультант Плюс" были заданы вопросы, касающиеся актуальных проблем обеспечения безопасности строительной отрасли, реформирования ЖКХ, лицензирования строительной деятельности и стратегии развития городов. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

КонсультантПлюс: Строительная отрасль сегодня бурно развивается. Какие основные проблемы волнуют специалистов, работающих в этой отрасли?

3Сергей Иванович: На самом деле их много. Но основные – это доступ к земле, т.е. отсутствие градостроительных решений на этой земле и техническое регулирование. Эти проблемы сегодня являются достаточно серьезным замедляющим фактором в строительстве. С одной стороны, это отсутствие технических регламентов и связанных с этим строительных норм и правил, которые пять лет назад прекратили свое существование. Эти нормы  действовали только лишь в части, которая не противоречит Закону о техническом регулировании, поскольку за пять лет строительная отрасль достаточно далеко ушла вперед в техническом отношении. К примеру, мы раньше в стране почти не строили технически опасные и уникальные объекты – это некоторые серии высотных жилых домов, вантовые мосты,  другие  объекты, проекты которых сегодня даже проектировщику сложно сделать. Но если даже проектировщики по неким другим нормам берутся их делать, то экспертизу таких проектов провести практически невозможно, хотя она и обязательна на федеральном уровне. Хотя многие специалисты признают, что советская система технического регулирования была одной из лучших в мире. Поэтому я думаю, что о ней не стоит забывать, к ней нужно вернуться и трансформировать с учетом рыночных условий. Это достаточно серьезно повлияет на качество выполняемых строительных работ. Уже сейчас ведется работа в этом направлении. В ближайшие месяцы мы определимся с подходом к системе безопасности в строительстве. Со следующей недели начнем публичное обсуждение первого технического регламента, который будет утвержден законодательно. Он будет касаться безопасности в строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. После принятия этого первого техрегламента будем утверждать постановлениями Правительства специальные технические регламенты, связанные с мостами, с высотными зданиями, и по типам и видам строительства - линейным сооружениям и так далее. Различные СНиПы также будут являться составной частью системы технического регулирования. Их существует где-то около 760. Сейчас мы проводим анализ всей существующей базы. Из них по нашим подсчетам где-то порядка 140 будет выбрано и откорректировано. Именно они и будут являться логическим продолжением тех специальных законов, которые будут приниматься по тем или иным видам объектов строительства.

Вторая проблема, которая существует в строительной отрасли, – земельные отношения. В 2004 году мы решили, что с 1 октября 2005 года земли строительного назначения будут реализовываться через аукционную систему. В разных субъектах этот процесс идет по-разному: в тех регионах и городах, где процедура уже отработана, как, например, в Калининградской области, где практически второй год все участки земли идут через аукционную систему, ситуация складывается хорошо. Или в том же Хабаровске, где уже много лет такой отлаженный механизм существует. Но в большинстве субъектов процесс реализации земли посредством аукциона идет крайне сложно. Решить эту проблему можно. Например, предварительно выработать правила землепользования и застройки, провести ряд градостроительных работ. Так, в каждой части города определяются зоны, где можно заниматься промышленным строительством или возводить офисные или жилые здания. И только после этого можно эту землю продавать. Лучше, если при этом будут градостроительные ограничения – по этажности и т.д.  Тогда станет ясно, для каких целей эта земля покупается. Надо вести долгосрочную градостроительную политику, которая выражена в формировании генерального плана и именно таких схем, как схема развития, допустим, коммунальной инфраструктуры, которая рассчитана на 20 - 25 лет, и которая каждый год закладывается в бюджетную, в тарифную политику.  В Советском Союзе во всех городах были генеральные планы. Дело в том, что любой генеральный план – это перспектива на 20 - 25 лет. Но это время уже истекло. А генеральный план как раз и учитывает развитие города. В принципе, то, о чем я говорю, зонирование, - все это было и в Советском Союзе: были промышленные зоны, жилые, административные. Вся новизна территориального планирования заключается в том, что сейчас нужно это все обновить - обновить с рыночной точки зрения. Должна быть система развития коммунальной инфраструктуры. Это значит, что перед тем, как строить какой-либо объект или микрорайон, должна быть продумана его коммунальная составляющая – водо-, энергообеспечение и т.д. То есть вы должны знать, что вот этот конкретный водопровод должен прийти именно в эту часть города к такому-то объекту, чтобы еще перед началом его строительства  было понимание, что воды хватит. А для этого власти нужно вести такую тарифную политику, которую можно четко объяснить потребителю. Сегодня  такая работа еще не носит системный характер, но во многих городах все-таки уже делаются достаточно серьезные попытки в этом направлении.

При таком подходе, при отлаженном механизме зонирования, снимается проблема "точечных застроек". И  тогда не будет стоять высотка рядом с трех-, четырехэтажными зданиями. Сейчас уже понастроили и еще понастроят такого, что грустно потом будет всем. Цены на землю бешеные, на рынке спрос большой, и чем больше бизнесмен получит с квадратного метра земли, тем ему выгоднее. А генплан обеспечивает с законодательной точки зрения как дальнейшую нормальную деятельность градостроительства, так и вообще жизнеобеспечение всего города.

КонсультантПлюс: У нас как раз есть вопрос из Екатеринбурга на эту тему: "Когда  законодательно пропишут процедуру согласования предоставления застройщикам возможности строительства инженерных коммуникаций и сделают эту процедуру доступной с указанием сроков, в которые муниципалитет должен принять решение об этом, и указанием на финансовый механизм этой операции? Может, имеет смысл предоставить застройщикам какие-либо государственные льготы и гарантии в отношении этого вопроса, ведь именно это в первую очередь является препятствием для освоения новых земельных участков и увеличивает многократно стоимость жилья?"       

С.И.: Могу ответить, что на самом деле здесь не может быть никаких льгот и гарантий. Я повторяю, здесь самое главное - отработать процедуру, по которой на аукцион выставляется земля по определенной цене, под определенные задачи, с определенными нагрузками. И необходимо учесть при этом, есть ли на границе данного участка столько-то мощности электроэнергии или столько-то воды, столько-то тепла. Если тепла нет, но есть газ, тогда должны сделать автономное тепло.

Дело в том, что все эти льготы были заложены еще в Советском Союзе. Сейчас же у нас рыночная экономика. Сегодня на рынке есть какие-то преференции, но они создаются для тех граждан, которые не могут участвовать в рыночных отношениях, и никоим образом не для  участников самого рынка, не для предпринимателей, потому что  все должны быть равны, иначе мы опять нарушим баланс.

Но если иностранные подрядные организации займут большую долю нашего строительного рынка – вот этого бы не хотелось допустить. Инвесторы – пожалуйста. Президент отметил недавно, отвечая на вопросы, заданные в Интернете, что рост внутреннего валового продукта в России произошел не только за счет нефти и нефтепереработки, но и за счет строительства, которое он поставил на первое место.  Так что система строительства  и связанные с ней отрасли могут действительно стать серьезным стимулом для роста экономики, что сегодня и происходит. А запустив на рынок большое количество зарубежных компаний, мы рискуем потерять многое на наших локальных рынках, поскольку прибыль будет  осаждаться не у нас. У нас в стране осваивается сейчас большое количество территорий, где будет разворачиваться строительство городов. Отработано 22 проекта, которые будут осуществляться либо на землях сельхозугодий, либо уже на используемых землях, причем это проекты  масштабом от трех-пяти миллионов квадратных метров до миллиона, не менее. Очень масштабные проекты. Будут строиться целые города-спутники в Подмосковье, под Екатеринбургом, под Кемерово, во многих других местах.   Строительство уже начинает отходить дальше от центра.

КонсультантПлюс: Стоит ли вносить изменения в Градостроительный кодекс для того, чтобы решить обозначенные проблемы?

С.И.: Понимаете, Градостроительный кодекс очень взвешенно прописан. Когда в 2004 году он был принят и в декабре его подписал Президент России, мы буквально уже  в январе обсуждали это в Государственной Думе с фракцией "Единая Россия" и договорились, что тот жилищный пакет, куда вошел и Градостроительный кодекс, не трогать два года. Вначале отработать, выработать систему, что нужно улучшить, а потом уже хорошо продумать и внести изменения. Десятки поправок, которые все кому ни лень пытаются внести в Градостроительный кодекс, мы уже вылавливали и выбрасывали. У нас всегда винят закон, жизнь, только не собственное безделье. А на самом деле нужно всем просто заниматься реализацией закона и выстраивать свои действия в соответствии с ним. И все было бы уже по-другому. Это касается продажи земли, бесплатной приватизации. Кроме того, что теряем социальный жилищный фонд, ничего не получаем. А почему? Потому что не смогли в крупных городах наладить систему приватизации, чтобы дать людям возможность  приватизировать свою жилплощадь. Вместо этого пытаемся внести поправки в закон. И так практически по каждому моменту. Либо федеральная власть что-то не сделала, либо региональная, либо муниципальная. Проблема не в законе, а в людях, в их желании работать.

КонсультантПлюс: Многие сейчас озадачены вопросом, насколько целесообразным и эффективным окажется одномоментный перевод строительной отрасли на основы саморегулирования? Каким образом отрасль, переводимая на рельсы саморегулирования, сможет избежать дальнейшей монополизации, сохранить открытость и прозрачность?

1С.И.: Вопрос достаточно серьезный, профессиональный. Мы тоже, скажем так, колеблемся, потому что есть два варианта законов по саморегулируемым организациям, в частности в строительстве. И сегодня нам просто страшно отдавать вопросы регулирования на рынок. То есть мы, с одной стороны, хотим, чтобы действительно профессиональное сообщество отвечало и само внутри занималось саморегуляцией этого процесса. А с другой стороны, мы в последнее время имеем печальный опыт того, что любые такие новации фактически проваливаются, становятся даже более неприглядными, нежели чем когда регулирование строительства находится у государства. Все это и вызывает некоторые сомнения. Вряд ли сознательные застройщики смогут отвечать за допущенные нарушения на рынке, за своих членов, которые что-то нарушат, и отвечать не просто морально, а материально. Ситуацию надо оценить с разных позиций. Может быть, стоит применить сегодня некие другие инструменты, такие как страхование рисков и тому подобное. Посмотрите, что получилось с дольщиками. О какой тут можно говорить саморегуляции? Лучше отдать сейчас предпочтение страхованию. Потому что это все-таки внутри, так скажем внутрисистемный процесс, который, в общем-то, не отразится на ценах, поскольку на них влияет больше спрос, нежели чем два-три процента страховки, заложенной в стоимость объекта. Здесь уже другая мера ответственности, потому что появляется действительно согарант в этой системе, такой как страховые компании, банковский бизнес. В целом дискуссия еще не закрыта, и мы ее будем продолжать.

КонсультантПлюс: Сергей Иванович, давайте перейдем к вопросам, касающимся СНиПов.

Хотелось бы узнать Ваш комментарий по поводу действительности СНиП. Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 108, которому Минюстом РФ отказано в регистрации (Письмо Минюста РФ от 15.04.2004 N 07/3893-ЮД), многие строительные нормы и правила признаны утратившими силу. В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Например, СНиП 2.08.02-89, СНиП 31-02-2001 и многие другие. То есть многие нормы просто отсутствуют. - Андрей (г. Елец, Липецкая обл.)

Каково Ваше отношение к деятельности Главгосэкспертизы, составляющей экспертные заключения на основании отмененных СНиП 11-01-95 (хотя действуют СНиП 1.02.01-85) и других СНиП, которым отказано в госрегистрации Минюстом РФ? - Петрович А.И. (Ангарск, Иркутская обл.)

С.И.: Могу сказать, что строительные нормы и правила не подлежат регистрации Минюстом России   по следующим причинам. Указом Президента Российской Федерации  от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрена государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В развитие  Указа Постановлением Правительства Российской Федерации  от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также установлено право Минюста России давать разъяснения о применении указанных  Правил. В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации  приказом Минюста России от 14.06.1999 N 217 были утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В соответствии с подпунктом "г" пункта 15 Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТ, СНиП, СанПиН, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм. Поэтому, на основании вышеизложенного, утвержденные Госстроем России строительные нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, на регистрацию не представлялись. В связи с тем, что ни Госстрой России, ни другие органы исполнительной власти Российской Федерации, руководившие строительным комплексом России, - Минпромэнерго России и Минрегион России - не отменяли постановлений о принятии и введении в действие строительных норм и правил и сводов правил и не инициировали их отмену, следовательно, указанные  документы продолжают действовать.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании" требования, закрепленные в СНиПах и СанПиНах, обязательны к применению вплоть до принятия соответствующих технических регламентов, поскольку установлены в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального  имущества, охраны окружающей среды. Росстрой считает нецелесообразным утверждать 16 СНиПов Постановлением Правительства Российской Федерации в виде временных технических регламентов. Кроме того, письмом от 28.04.2006 N 01/3472-ЕЗ Министерство юстиции Российской Федерации  сообщило, что им принято решение не рассматривать СНиПы на предмет их государственной  регистрации с учетом их нормативно-технического характера и положений Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Таким образом, указанные строительные нормы и правила подлежат обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее и зарегистрированными Минюстом России в установленном порядке, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Необходимо ли проводить государственную экспертизу проектной документации при капитальном ремонте и как определить, затрагивают ли выполняемые в процессе капитального ремонта работы конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства? - Иван (Воркута, Республика Коми)

С.И.: Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Частью 2 статьи определено, что проектная документация представляет собой документацию для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. По мнению Росстроя, при капитальном ремонте всегда затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. В этой связи подготовлены соответствующие поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Таким образом, нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации равнозначно применяются в отношении проектной документации, предназначенной для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Специалисты в области пожарной безопасности одного из ведомств, ранее работающие в пожарной охране МВД СССР и имеющие опыт и квалификацию, хотели аттестоваться в Вашей структуре на право проведения экспертизы проектной документации и выдачи заключений о соответствии проекта нормам по пожарной безопасности. Это возможно? - Дмитрий (Москва)

7С.И.: Полномочиями по проведению государственной экспертизы проектной документации и подготовке заключений государственной экспертизы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности обладают уполномоченные органы государственной власти или подведомственные таким органам государственные учреждения (бюджетные или автономные). Государственными экспертами проводится оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и подготовка соответствующих выводов выдачи заключений государственной экспертизы. В настоящее время не установлены квалификационные требования к государственным экспертам и порядок их аттестации.

Уважаемый Сергей Иванович! Прошу Вас разъяснить правомерность  участия работников государственного пожарного надзора МЧС России в приемке, обследовании и выдаче обязательных для исполнения предписаний по объектам строительства в России. Ведь ссылки на СНиП в соответствии с Законом "О техническом регулировании" носят рекомендательный характер. - Дмитрий (Москва)

С.И.: Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определен статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляет орган государственной власти или местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство. При этом согласно части 4.1 статьи 55 Кодекса не разрешается требовать документы, в том числе заключения (предписания) государственного пожарного надзора, не предусмотренные частями 3 и 4 указанной статьи.

С признанием Госстроем в 2003 году утратившим силу Постановления от 19.05.1994 N 18-38 о введении в действие СНиП 10-01-94 система нормативных документов в строительстве "канула в Лету". Однако Росстрой продолжает одобрять некие своды правил, причисляя их к упраздненной системе нормативных документов. Поскольку Положение о Росстрое не предусматривает принятие этим агентством нормативных документов, то каков статус таких одобряемых сводов правил? - А.Т. Малышев (Уфа)

С.И.: Своды правил, которые разрабатывались в составе Системы нормативных документов в строительстве, одобрялись Госстроем России для применения в качестве нормативных документов по проектированию и строительству рекомендательного характера. После отмены СНиП 10-01-094 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", что было связано с введением в действие ФЗ "О техническом регулировании", одобренные ранее Госстроем своды правил России продолжали действовать в качестве рекомендуемых. Вновь разработанные несколько полезных для проектировщиков и строителей документов в форме сводов правил были одобрены Росстроем для издания в качестве актов рекомендательного характера в соответствии с пунктом 3 статьи 4 указанного Закона.

Федеральным законом от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ в Закон "О техническом регулировании" внесены изменения, позволяющие федеральным органам исполнительной власти разрабатывать и утверждать своды правил в пределах своих полномочий и в порядке, который должен быть определен Правительством Российской Федерации на основе пунктов  3 - 6 статьи 16 Закона. Дальнейшая разработка и утверждение сводов правил с учетом этих новых положений должны осуществляться после установления указанного порядка и предоставления министерствам или агентствам соответствующих полномочий. При этом независимо от времени и порядка разработки, одобрения и утверждения все своды правил имеют статус рекомендательных документов (по формулировке Закона – применяемых на добровольной основе).

Какими действующими, именно действующими, нормативными документами руководствоваться при определении порядка сдачи в эксплуатацию готового строительством объекта. Сохранили ли свою силу соответствующие СНиП от 1987 года? - Яненко Василий Владимирович (Иркутск)

С.И.: Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определен статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании" со дня вступления в силу указанного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Сергей Иванович, как Вы относитесь к созданию организаций, управляющих жилым фондом, в форме ООО? Ведь они собирают и аккумулируют у себя денежные средства граждан, которые предназначены не только для погашения "текущих" расходов по содержанию жилья, но и для использования потом, например, на ремонт домов. Суммы это немалые, а мы хорошо знаем, как легко пропадают потом различные ООО и куда деваются деньги, собранные ими. В настоящее время этот вопрос не только не решен, но и, скорее всего, сознательно замалчивается. Что Вы думаете предпринять по этому поводу? Не считаете ли Вы, что необходимо ООО, имеющие такие намерения, лишить даже мечты об этом и не создавать еще одну социально взрывоопасную ситуацию по таким больным для граждан вопросам, как жилье. Дома не вечны, имеют свойство разрушаться быстрее, если их не ремонтировать. Что Вы думаете по этому поводу? - Ольга А. (Екатеринбург)

С.И.: В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управляющей организацией может быть  как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуальный предприниматель. На сегодня доля частных управляющих организаций – более 56%. Право присутствия той или иной управляющей организации на рынке жилищно-коммунальных услуг определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме  или результатами конкурсного отбора управляющих организаций, который будет проводиться  органами местного самоуправлении в случае, если собственники многоквартирного дома в установленный срок  не выберут способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не реализовано.

Минрегионом России подготовлен проект  федерального закона о страховании деятельности частных управляющих компаний, который будет передан в Правительство Российской Федерации, а затем в Государственную Думу. Если управляющая компания не выполнит условия договора, допустит финансовые нарушения, - ответит за это своим имуществом, заработной платой сотрудников. А жители не только получат возможность расторгнуть с ней договорные обязательства, им выплатят и материальную компенсацию.

Здравый смысл говорит, что глупо заключать договор с заведомо мошеннической организацией, какой является управляющая компания. Поставщика услуг (гор. вода, хол. вода и т.д.) из-за этого посредника не достать. При этом горячая вода никогда не бывает горячей, но управляющая компания требует оплату как за горячую. Пока не будет прямого договора с поставщиком, не стоит заключать договор с посредником-жуликом. Нет же проблем с поставкой и оплатой электроэнергии, которая осуществляется напрямую. Почему люди должны заключать договора с посредником? - Бобков Валерий (Н. Тагил)

9С.И.: Управление многоквартирным домом осуществляется на основе письменного договора управления со сроком от одного до пяти лет и может продлеваться на эти сроки. Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления должен быть отражен порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Условия договора управления устанавливаются по обоюдному согласию собственников помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией. Пунктом 4 статьи 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N 307.

Когда будет пересмотрен вопрос по оплате за лифт и мы будем платить за количество людей, проживающих в квартире и пользующихся лифтом, а не за количество метров в квартире, которая им не пользуется? Такая же ситуация и с вывозом мусора, уборкой лестничных клеток, обслуживанием домофона и т.д. – все это производные жизнедеятельности человека, а не кв.м. в квартире. Так почему же мы платим за балконы, туалеты, ванные и жилые комнаты, которые не пользуются лифтом, не ходят по лестничной площадке и не производят мусор? - Антонина  Ивановна Солодовникова (Санкт-Петербург)

С.И.: В соответствии со статьей 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

Согласно статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Пропорционально этой доле собственник помещения несет обязательные расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 39). Соответственно размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (включая сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов,  обслуживание лифта, лифтовых и иных шахт) определяется  исходя из общей площади жилого помещения.

Из норм ЖК РФ следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей и собственников жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое ими жилое помещение. Согласно статье 158 ЖК РФ оплата расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, включая лифтовое хозяйство, срок начала ремонтных работ, порядок финансирования и пр. определяются на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Есть ли федеральный закон, запрещающий установку газового котла автономного отопления в собственной квартире многоэтажного жилого дома на 10 этаже с удовлетворительными техническими условиями? - Ольга (Саратов)

С.И.: Федерального закона, запрещающего, как сформулировано в вопросе, "установку газового котла автономного отопления в собственной квартире многоэтажного жилого дома на 10 этаже с удовлетворительными техническими условиями", не существует. Правила установки газовых котлов для автономного отопления в многоэтажных жилых зданиях установлены в утвержденных Госстроем России СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" и СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование". Этими документами разрешается устройство  индивидуальных систем отопления с установкой в квартирах жилых зданий, в т.ч. на 10 этаже, теплогенераторов на природном газе с закрытыми камерами сгорания при соблюдении определенных требований по безопасности. Все эти требования являются обязательными в соответствии со статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании".

Ограничивается ли участие иностранных фирм в реализации крупных строительных проектов? - Ховес Валерий Вениаминович (Москва)

С.И.: В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказов для государственных нужд в строительстве применяется национальный режим, предусматривающий, что работы, услуги, выполняемые, оказываемые иностранными лицами, допускаются на равных условиях с работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.

КонсультантПлюс: Много вопросов поступило к нам на сайт относительно лицензирования в строительной деятельности.  По порядку озвучу некоторые из них по заданной тематике.

Ирина из Тюмени спрашивает, какие должны быть действия предприятий, которые на сегодняшний день имеют строительную лицензию, срок действия которой истекает в ближайшее время.  Будут ли вноситься какие-либо изменения в законодательство в области строительного лицензирования? 

Второй вопрос из Ельца (Липецкая область) от Белых Веры Игоревны, работающей в проектном отделе  строительной фирмы. Требуется ли открывать новую лицензию в связи с отменой лицензирования 1 июля 2008 г,  если срок действия лицензии на проектирование заканчивается 31 марта 2008 года?

В скором времени будет принят закон "О саморегулируемых организациях", в связи с чем право на выдачу лицензии по строительству зданий и сооружений будет у этих организаций. Людмилу из Ханты-Мансийска  интересует, считаете ли Вы это целесообразным? Что это дает? В чем преимущества? Почему государство предоставляет им такую возможность? Кто будет осуществлять контроль за правильностью и корректностью выдачи лицензий, а также контроль за осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности строительных организаций?

Сергей из города Клин уточняет, что речь об отмене лицензирования строительной деятельности велась очень долго, в результате законодательная отмена намечалась в июле 2007 года. Однако действие данного положения соответствующего закона было приостановлено. До какой даты? Когда можно ожидать отмены лицензирования строительной деятельности? Каким будет механизм подтверждения квалификации специалистов?

5С.И.: Могу сказать, что Федеральным законом от 19.07.2007 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" по вопросам лицензирования строительной деятельности" лицензирование деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства продлено до 1 июля 2008 года. Указанный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования (25 июля 2007 года).

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Соответствующая информация о внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" или принятии решения о переходе к иным методам регулирования строительной деятельности будет опубликована в установленном порядке.

Как я уже говорил, соответствующая информация о внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" или принятии решения о переходе к иным методам регулирования строительной деятельности будет опубликована в установленном порядке.

КонсультантПлюс: Николай из Москвы пишет: "20 лет занимаюсь ремонтом кровель. Знаю о нем практически всё. Так почему же при получении лицензии мне нужен главный инженер или высшее образование? По моему мнению, они нужны при проведении сложных инженерных работ и строительстве объектов и сооружений. Всё это касается и таких работ, как штукатурка, малярка, плотницкая работа. Качество по таким работам определяется только мастерством работника. Если бригада работников создаст своё ООО, то получится еще одно малое предприятие, имеющее право работать на субподряде. Такие ООО при низкой себестоимости работ (упрощенное налогообложение, низкие затраты на инфраструктуру) могут выигрывать тендерный конкурс. Предлагаю лицензии оставить проектировщикам, строителям, потому что красить подъезды можно без высшего образования".

С.И.: Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" установлены лицензионные требования и условия, в частности наличие у юридического лица руководителей и специалистов с высшим или средним профессиональным образованием по профилю работ. При этом не менее 50% штатной численности руководителей и специалистов юридического лица должны иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы по специальности не менее 3 лет (для специалистов с высшим профессиональным образованием) и не менее 5 лет (для специалистов со средним профессиональным образованием), наличие у индивидуального предпринимателя соответствующего высшего или среднего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Согласно Положению о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений на выполнение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ по капитальному ремонту зданий и сооружений необходимо получение лицензии Росстроя на строительство зданий и сооружений.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельности по видам работ, относящихся к текущему ремонту зданий и сооружений, не предусмотрено.

КонсультантПлюс: Сергей Иванович, благодарим Вас  за интервью и поздравляем с новым назначением.


Интервью с С.И. Кругликом провела специальный корреспондент, редактор сайта КонсультантПлюс Н.А. Лашкина.
Фото - Т.М. Тверецкий.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: