8.2. Подъемные машины и лебедки

8.2.1. Грузолюдские подъемные машины и лебедки должны иметь электрический привод, оснащенный системой динамического торможения. Система динамического торможения в случае нарушения ее работы должна воздействовать на предохранительный тормоз и иметь обратную электродинамическую связь. Грузолюдские подъемные машины и лебедки должны иметь резервный электродвигатель.

Каждая подъемная машина должна быть оснащена рабочим и предохранительным механическим тормозами с независимым друг от друга включением привода. Указанные виды торможения могут осуществляться одним или двумя тормозными приводами. На подъемных установках должны предусматриваться машины с двумя независимыми тормозными приводами. Предохранительный тормоз должен воздействовать на орган навивки каната.

Тормоза должны быть расположены так, чтобы машинист мог свободно управлять ими, не сходя с рабочего места.

8.2.2. На машинах шахтного подъема, используемых для подъема и спуска людей, допускается только однослойная навивка каната.

При однослойной навивке каната высота реборд барабанов подъемных машин должна быть не менее 1,5 диаметра каната. При навивке более одного слоя каната реборда должна выступать над верхним слоем не менее 2,5 диаметра каната. За участком каната (критическим) длиной в четверть последнего витка нижнего ряда (переход на верхний ряд) должно вестись усиленное наблюдение (учет разорванных в этом месте проволок) и производиться передвижение каната на четверть витка через каждые два месяца.

8.2.3. На наклонных подъемах допускается следующая навивка канатов на барабаны машин:

а) двухслойная - для людских и грузолюдских подъемов по выработкам с углом наклона от 30 до 60°;

б) трехслойная - при подъеме и спуске людей по выработкам с углом наклона до 30°;

в) многослойная (более трех рядов) - для тихоходных грузовых проходческих лебедок со скоростью подъема не выше 0,2 м/с.

8.2.4. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза подъемной машины не должна превышать 0,5 с. Время срабатывания предохранительного тормоза (с учетом времени холостого хода) не должно превышать 0,8 с.

Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза грузовых проходческих лебедок не должна превышать 1,5 с.

8.2.5. Включение предохранительного тормоза должно сопровождаться автоматическим выключением энергии, питающей двигатель подъемной машины. Предохранительный тормоз должен приводиться в действие при срабатывании защиты и от аварийной кнопки машиниста подъема.

8.2.6. На случай регулировки положения барабанов или ремонта тормозного устройства помимо тормоза в каждой подъемной машине должно быть предусмотрено специальное стопорное устройство.

8.2.7. Подъемная машина должна быть обеспечена прибором, показывающим положение сосуда в шахте (указатель глубины), и автоматическим звонком, сигнализирующим машинисту о необходимости начала замедленного движения.

Указатель глубины должен выполняться в масштабе не менее 1 см на 1 м глубины.

Подъемные машины должны иметь контрольные приборы (амперметр, вольтметр, манометры), показывающие соответствующие параметры энергопитания двигателя и давление в тормозной системе, а также самопишущий скоростемер (для машин со скоростью выше 3 м/с).

8.2.8. Каждая подъемная установка должна быть оборудована следующими предохранительными устройствами:

а) подъемные сосуды (противовесы) - концевым выключателем, установленным на копре и предназначенным для включения предохранительного тормоза при подъеме сосуда (противовеса) на 0,5 м выше уровня верхней приемной площадки (уровня нормального положения для разгрузки скипа), и дублирующим концевым выключателем на указателе глубины подъемной машины;

б) аппаратом, автоматически выключающим установку в случае превышения нормальной скорости на 15%;

в) предохранительным устройством (ограничителем скорости или регулятором хода), не допускающим подхода подъемного сосуда к нормальному верхнему положению со скоростью выше 1 м/с. Это требование обязательно для клетевых подъемных установок с максимальной скоростью движения выше 3 м/с;

г) максимальной и нулевой защитами (для электрических подъемных машин), действующими при перегрузке машин и отсутствии напряжения;

д) защитой от зависания подъемных сосудов в разгрузочных кривых;

е) устройством, подающим сигнал стволовому или машинисту подъема при выдергивании тормозных канатов в месте их крепления в зумпфе;

ж) блокировкой от чрезмерного износа тормозных колодок. Это требование не распространяется на грузовые и проходческие лебедки;

з) блокировкой, позволяющей включить двигатель после переподъема сосуда только в направлении ликвидации переподъема;

и) блокировкой, не допускающей снятия предохранительного тормоза, если рукоятка рабочего тормоза не находится в положении "заторможено", а рукоятка аппарата управления (контроллера) - в нулевом положении;

к) блокировкой, обеспечивающей остановку бадьи при проходке ствола за 5 м до подхода ее к закрытой ляде, рабочему полку, к забою ствола;

л) дуговой блокировкой между контакторами, а также динамического торможения;

м) защитой от провисания струны каната;

н) блокировкой качающихся площадок, посадочных кулаков и ограждающих решеток, включающей сигнал "СТОП" у машиниста при наложенных качающихся площадках, подведенных кулаках и открытых решетках, а рабочая сигнализация - отключаться, за исключением решеток гильотинного типа;

о) дублирующим ограничителем скорости, если основной ограничитель не имеет полного самоконтроля (для людских и грузолюдских подъемов). Сроки оснащения такими ограничителями скорости устанавливаются по согласованию с Госгортехнадзором России.

8.2.9. Проводники перед шкивами должны быть сближены и усилены для заклинивания в них клети на длине, определенной проектом.

8.2.10. В качестве грузовых лебедок разрешается применять лебедки с двумя тормозами при соблюдении требований настоящих Правил.

Осмотр проходческих полков и лебедок должен производиться:

электрослесарем - ежесменно и перед началом каждой спускоподъемной операции;

механиком участка - один раз в неделю;

главным механиком организации - один раз в месяц.

Результаты осмотра должны вноситься в журнал (см. Приложение 4). При обнаружении неисправностей работа лебедок не допускается.

8.2.11. При техническом освидетельствовании лебедок статическое испытание должно осуществляться в соответствии с установленной методикой нагрузкой, превышающей в два раза их рабочую грузоподъемность, а динамическое - нагрузкой, превышающей на 10% ту же грузоподъемность.

8.2.12. Для перемещения проходческого оборудования при проходке стволов должны применяться лебедки, в конструкции которых предусмотрено рабочее и предохранительное торможение с независимым включением привода, а также храповое устройство. Срабатывание предохранительного тормоза должно сопровождаться автоматическим срабатыванием маневрового тормоза. Коэффициент запаса торможения каждого тормоза (отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему статическому моменту нагрузки) должен быть не менее 2. Лебедки с электрическим приводом должны иметь блокировку, автоматически включающую тормоз при отключении двигателя.

Допускается применение ручных лебедок с концевой нагрузкой на канате до 2 т, в конструкциях которых подъем и спуск достигаются вращением рукоятки. Ручные лебедки должны иметь тормоз, стопорное храповое устройство и сдвоенную зубчатую передачу. Рукоятки ручных лебедок после применения должны сниматься, передаваться на хранение машинисту подъемной машины и могут быть выданы только по разрешению лица технического надзора.

8.2.13. Подъемные сосуды, подвесные и прицепные устройства, парашюты, направляющие башмаки, посадочные, загрузочные и разгрузочные устройства, направляющие и отклоняющие шкивы, их футеровка и подшипники, тормозная система и другие элементы подъемной установки, аппаратуры защиты и система сигнализации и управления должны осматриваться и проверяться:

ежесменно, при приемке смены - машинистом подъема, стволовым шахтной поверхности, стволовым и дежурным электрослесарем в объеме должностных обязанностей;

ежесуточно - механиком участка или лицом, назначенным ответственным за состояние и осмотр подъемной установки. Этими же лицами производится ежесуточно осмотр армировки ствола и подъемных канатов;

не реже одного раза в 15 дней - начальником участка с участием главного механика организации. При этом дополнительно производится проверка работы предохранительного тормоза и защитных устройств.

Все виды осмотров должны проводиться согласно графику, разработанному главным механиком и утвержденному главным инженером организации.

Результаты проверок заносятся в соответствующие книги подъемной установки (см. Приложения 12, 13, 14).

При обнаружении неисправностей и отклонений от установленных норм работы элементов подъемной установки, проводников и армировки ствола подъем и спуск должны быть немедленно прекращены до полного устранения обнаруженных нарушений. Результаты осмотра неисправностей и принятые меры должны быть занесены механиком участка в книгу (см. Приложение 12).

Инструментальная проверка правильности положения копра подъемной установки, направляющих шкивов, зазоров между подъемными сосудами и крепью ствола, проводниками и другими элементами на соответствие проекту и требованиям настоящих Правил должна производиться маркшейдером участка не реже двух раз в год. По результатам проверки составляется акт.

8.2.14. Все вновь монтируемые и реконструируемые шахтные подъемные установки независимо от их типа, назначения и места установки перед вводом в эксплуатацию должны быть подвергнуты ревизии, наладке и испытанию специализированной наладочной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России, с участием представителей электромеханической службы организации в объеме, предусмотренном руководством по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок.

Ревизия, наладка и испытания эксплуатируемых подъемных установок производятся специализированной организацией один раз в год. Это требование не распространяется на вспомогательные грузовые лебедки, предназначенные для спуска и подъема оборудования и материалов.

При ревизии тормозных устройств и валов, вновь монтируемых подъемных установок необходимо производить их дефектоскопию специализированной организацией. В дальнейшем дефектоскопия должна производиться один раз в три года. Одновременно с ревизией и наладкой выполняются маркшейдерская проверка правильности установки подъемной машины, копровых шкивов и копра, проверка износа проводников. Результаты замеров оформляются актами.

После ревизии и наладки подъемной установки главный механик организации, эксплуатирующей установку, с участием наладочной бригады производит ее контрольные испытания. Результаты испытания оформляются протоколом.

Через шесть месяцев после ревизии и наладки подъемная установка должна подвергаться техническому осмотру и испытаниям с участием главного механика организации. Объем технического осмотра и испытания определяются инструкциями заводов-изготовителей и соответствующими инструкциями по техническому осмотру и испытанию эксплуатационных и проходческих подъемных установок. Результаты осмотра оформляются актом, результаты испытаний - протоколом контрольных испытаний.

Подъемные установки с истекшим сроком эксплуатации, гарантированным заводом-изготовителем, должны ежегодно подвергаться комиссионному обследованию и дефектоскопии под председательством представителя специализированной наладочной организации.

Применяемые только для спуска и подъема грузов при проходке вертикальных и наклонных шахтных стволов глубиной до 20 м лебедки, лифты и краны перед вводом в эксплуатацию должны быть подвергнуты техническому осмотру (освидетельствованию) и испытанию при участии главного механика эксплуатирующей организации. Результаты освидетельствования и испытаний оформляются актом.

8.2.15. После замены элементов тормозной системы (колодки, тяги, цилиндры и др.) необходимо провести ее испытание. Результаты испытаний должны быть оформлены актом.

8.2.16. Все вновь создаваемые защитные и предохранительные средства (тормозные, парашютные, подвесные устройства), аппаратура (концевые выключатели, ограничители скорости, регуляторы давления и др.) и системы управления подъемными установками допускаются к применению в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

8.2.17. В стволах, где расположено несколько подъемных установок, должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность одновременной работы двух подъемных установок при спуске и подъеме людей.

8.2.18. На лебедки, служащие для спуска и подъема людей в клетях и вагонетках по наклонным выработкам, распространяются все требования, предъявляемые к подъемным установкам.