Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общие положения

1. Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) и территориальных органов ФСФР России (далее - РО ФСФР России) при проведении проверок (контрольно-ревизионных мероприятий) организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России.

2. В число организаций, в отношении которых ФСФР России проводятся мероприятия по контролю и надзору за исполнением законодательства Российской Федерации, включены:

1) эмитенты;

2) акционерные инвестиционные фонды;

3) субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;

4) субъекты отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

5) ипотечные агенты, управляющие ипотечным покрытием;

6) специализированные депозитарии ипотечного покрытия;

7) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

8) управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

10) бюро кредитных историй;

11) жилищные накопительные кооперативы;

12) специализированные депозитарии, управляющие компании и брокеры как субъекты отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;

13) саморегулируемые организации организаций, полномочия по контролю и надзору за которыми ФСФР России осуществляет на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (далее - саморегулируемые организации)

(далее - организации).

3. Центральный аппарат ФСФР России вправе проводить проверки любых вышеуказанных организаций.

РО ФСФР России (список РО ФСФР России приведен в приложении N 1 к Административному регламенту) проводят проверки организаций, их обособленных подразделений, а также обособленных подразделений иных организаций, осуществляющих деятельность на подведомственных им территориях.

РО ФСФР России только при получении письменных согласований (поручений) от ФСФР России проводят проверку деятельности следующих организаций:

- профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (в том числе в качестве фондовой биржи), по ведению реестра владельцев ценных бумаг, клиринговую деятельность, депозитарную деятельность в качестве расчетного депозитария;

- профессиональных участников рынка ценных бумаг, информация о финансовом состоянии которых в оперативном порядке должна направляться в ФСФР России (перечень устанавливается приказом ФСФР России);

- специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев ипотечного покрытия;

- акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

- управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

- эмитентов эмиссионных ценных бумаг, являющихся кредитными организациями;

(в ред. Приказа ФСФР РФ от 20.01.2009 N 09-2/пз-н)

(см. текст в предыдущей редакции)

- бюро кредитных историй;

- эмитентов, регистрацию выпусков ценных бумаг которых осуществляет ФСФР России (перечень устанавливается приказом ФСФР России).

4. Предметом контроля и надзора за деятельностью организаций, в отношении которых ФСФР России (РО ФСФР России) проводятся соответствующие мероприятия, являются:

- соблюдение организациями лицензионных требований и условий при осуществлении соответствующей деятельности;

- соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о кредитных историях, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о деятельности жилищных накопительных кооперативов, о деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, о товарных биржах, об ипотечных ценных бумагах и о жилищном обеспечении военнослужащих;

- соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к раскрытию информации о деятельности организации;

- соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к предоставлению отчетности организаций;

- соблюдение требований и условий, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих деятельность по управлению инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, доверительному управлению накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих и доверительному управлению ипотечным покрытием;

- соблюдение требований и условий, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, регулирующих осуществление организациями соответствующих видов деятельности;

- соблюдение субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требований по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- деятельность негосударственных пенсионных фондов по учету пенсионных обязательств негосударственных пенсионных фондов, назначению и выплатам негосударственных пенсий участникам фонда, учету средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, а также по назначению и выплатам накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;

- соответствие собственных средств организаций и иных финансовых показателей нормативам достаточности собственных средств и иным показателям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- соответствие работников организации квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- соответствие работников организации, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

5. Исполнение государственной функции по проведению надзорных мероприятий в отношении организаций, указанных в пункте 2 Административного регламента, осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 27 (ч. II), ст. 2708, 2717; N 46 (ч. I), ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30 (ч. I), ст. 3104; N 30 (ч. II), ст. 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52 (ч. I), ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17 (ч. I), ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31 (ч. I), ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, 25, 29, 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015.

2) исключен. - Приказ ФСФР РФ от 20.01.2009 N 09-2/пз-н;

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<*> Сноска исключена. - Приказ ФСФР РФ от 20.01.2009 N 09-2/пз-н.

(см. текст в предыдущей редакции)

2) Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33 (ч. I), ст. 3424; 2002, N 52 (ч. II), ст. 5141; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3225; 2005, N 11, ст. 900; N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5; N 2, ст. 172; N 17 (ч. I), ст. 1780; N 31 (ч. I), ст. 3437; N 43, ст. 4412; 2007, N 1 (ч. I), ст. 45; N 22, ст. 2563; N 41, ст. 4845.

3) Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1163; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 50, ст. 4923; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5; N 31 (ч. I), ст. 3437.

4) Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. I), ст. 41; 2006, N 43, ст. 4412.

5) Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. I), ст. 44; N 30 (ч. II), ст. 3121; 2007, N 31, ст. 4011.

6) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33 (ч. I), ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093; N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 11, ст. 913; N 15, ст. 1343; N 49, ст. 4852; 2005, N 1 (ч. I), ст. 18; 2006, N 1, ст. 5, 19; N 2, ст. 172; N 31 (ч. I), ст. 3437, 3445, 3454; 2007, N 7, ст. 834; N 31, ст. 4016.

7) Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4562; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1780.

8) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2001, N 7, ст. 623; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 2, ст. 166; 2004, N 49, ст. 4854; 2005, N 19, ст. 1755; 2006, N 43, ст. 4412.

9) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3028; 2003, N 1, ст. 13; N 46 (ч. I), ст. 4431; 2004, N 31, ст. 3217; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9; N 19, ст. 1755; 2006, N 6, ст. 636.

10) Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3532; 2006, N 6, ст. 636.

11) Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46 (ч. II), ст. 4448; 2005, N 1 (ч. I), ст. 19; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3440.

12) Федеральный закон от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" <*>;

--------------------------------

<*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 18, ст. 961; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 2002, N 12, ст. 1093; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 52 (ч. II), ст. 5602; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1776.

13) Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2005 N 666 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 46, ст. 4681.

14) Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 N 669 "Об уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 45, ст. 4388; 2006, N 2, ст. 226; 2007, N 12, ст. 1414.

15) Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 N 501 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 33, ст. 3429.

16) Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 190 "Об уполномоченном федеральном органе государственной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений" <*>;

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1288; 2004, N 52 (ч. II), ст. 5522.

18) исключен. - Приказ ФСФР РФ от 20.01.2009 N 09-2/пз-н;

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<*> Сноска исключена. - Приказ ФСФР РФ от 20.01.2009 N 09-2/пз-н.

(см. текст в предыдущей редакции)

17) Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2780; 2005, N 33, ст. 3429; 2006, N 13, ст. 1400; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2007, N 12, ст. 1417.

КонсультантПлюс: примечание.

Порядок проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденный Приказом ФСФР России от 13.09.2007 N 07-94/пз-н, утратил силу с 1 марта 2008 года в связи с изданием Приказа 13.11.2007 N 07-108/пз-н, утвердившего Положение о проведении проверок.

Исполнение государственной функции по проведению надзорных мероприятий осуществляется в соответствии с Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н.

(в ред. Приказа ФСФР РФ от 20.01.2009 N 09-2/пз-н)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<*> Сноска исключена. - Приказ ФСФР РФ от 20.01.2009 N 09-2/пз-н.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Исполнение государственной функции осуществляется ФСФР России, государственными гражданскими служащими Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг (далее - Управление надзора), иных структурных подразделений ФСФР России в соответствии с настоящим Регламентом, РО ФСФР России на подведомственных им территориях.

7. Основания проверок.

7.1. Основанием проведения плановой выездной проверки являются единый план выездных проверок, формируемый на соответствующий квартал и утверждаемый Приказом ФСФР России, и соответствующий приказ ФСФР России (РО ФСФР России) о проведении выездной плановой проверки деятельности конкретной организации.

7.2. Основанием проведения внеплановой выездной проверки является приказ ФСФР России (РО ФСФР России) о проведении выездной внеплановой проверки деятельности конкретной организации, который может быть издан в следующих случаях:

- в целях проверки исполнения организацией предписаний ФСФР России (РО ФСФР России) об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и/или принятии мер, направленных на недопущение совершенных нарушений в дальнейшей деятельности организации;

- в целях проверки исполнения организацией требований законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг;

- в случае поступления информации от органов государственной власти о наличии в деятельности организации нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России;

- в случае получения от физических и/или юридических лиц информации, подтвержденной документами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и/или признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

7.3. Совместной выездной проверкой является плановая или внеплановая выездная проверка деятельности организации группой инспекторов, в состав которой включены по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами уполномоченные ими работники.

ФСФР России (РО ФСФР России) может проводить выездные проверки совместно со Счетной Палатой Российской Федерации и следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами):

- Министерство внутренних дел Российской Федерации;

- Министерство обороны Российской Федерации;

- Министерство регионального развития Российской Федерации;

- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- Федеральная служба безопасности;

- Федеральная служба по финансовому мониторингу;

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная антимонопольная служба.

Основанием для проведения совместной выездной плановой или внеплановой проверки является приказ ФСФР России (РО ФСФР России).

Приказ ФСФР России (РО ФСФР России) о проведении совместной выездной плановой или внеплановой проверки издается в случае, если имеются основания полагать, что в процессе проведения проверки деятельности организации могут быть выявлены нарушения требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию ФСФР России.

Порядок включения в состав группы инспекторов уполномоченных работников федеральных органов исполнительной власти устанавливается соглашением о взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти. В случае если такое соглашение не заключено между ФСФР России и каким-либо из федеральных органов исполнительной власти, то уполномоченные работники такого федерального органа исполнительной власти включаются в состав группы инспекторов по согласованию между ФСФР России и этим органом власти непосредственно перед проведением проверки. Согласование осуществляется в соответствии с пунктом 15.3 Административного регламента.

Совместная выездная проверка проводится в соответствии с пунктом 19 Административного регламента.

7.4. Камеральной проверкой организации и/или сведений, изложенных в поступившем в ФСФР России (РО ФСФР России) заявлении, обращении или жалобе, является проверка без выезда по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, которая проводится по месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) путем рассмотрения документов и сведений, имеющихся у ФСФР России (РО ФСФР России), документов и сведений, поступающих от проверяемой организации, запрашиваемых и получаемых у данной организации, у органов государственной власти, иных организаций (лиц) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для проведения камеральной проверки является поручение руководителя ФСФР России (РО ФСФР России) или заместителя руководителя ФСФР России в соответствии с распределением обязанностей.

7.5. Основанием проведения наблюдения является приказ ФСФР России (РО ФСФР России), который может быть издан в следующих случаях:

- для проверки исполнения эмитентом требований законодательства об акционерных обществах при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров, законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг;

- поступление информации от органов государственной власти о наличии в деятельности эмитента при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль, надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России (РО ФСФР России);

- получение от физических и/или юридических лиц информации, подтвержденной документами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и/или признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации со стороны эмитента при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров.

7.6. Основанием для проведения отдельных надзорных мероприятий ФСФР России (РО ФСФР России), а именно проверки сведений, изложенных в поступающих в ФСФР России (РО ФСФР России) жалобах и обращениях физических и юридических лиц, о возможном нарушении поднадзорными ФСФР России организациями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в сфере ее деятельности, является поступление в ФСФР России (РО ФСФР России) жалоб и обращений физических и юридических лиц, для рассмотрения которых не требуется назначение выездной или камеральной проверки. В ходе проведения отдельных надзорных мероприятий ФСФР России (РО ФСФР России) затребует у организаций необходимые документы предписанием о предоставлении документов (Приложение N 3 к Административному регламенту). По результатам проведения отдельных надзорных мероприятий ФСФР России (РО ФСФР России) может быть принято решение о направлении в адрес поднадзорной ФСФР России организации предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (Приложение N 7 к Административному регламенту) или предписания, запрещающего или ограничивающего проводимые профессиональным участником рынка ценных бумаг отдельные операции на рынке ценных бумаг (Приложение N 9 к Административному регламенту).

7.7. В случае направления в соответствующий надзорный орган материалов о выявленных нарушениях, относящихся к компетенции этого надзорного органа, полученных ФСФР России (РО ФСФР России) при проведении проверки организации, порядок оформления сопроводительного письма к направляемым материалам аналогичен порядку оформления писем о согласовании совместных выездных проверок (пункт 15.3 Административного регламента).

(п. 7 в ред. Приказа ФСФР РФ от 20.01.2009 N 09-2/пз-н)

(см. текст в предыдущей редакции)