Ремонт механизма открывания и закрывания разгрузочных люков

Ремонт механизма открывания и закрывания разгрузочных люков.

При ремонте рычажную передачу механизмов полностью разбирают независимо от ее технического состояния. Все детали (рычаги, предохранительную защелку, вал, регулирующую головку штока, вилки поворота) осматривают и, при необходимости, заменяют новыми или ремонтируют. Изношенные поверхности восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой согласно рабочим чертежам. Восстановлению подлежат детали, имеющие износы более 3 мм.

Цилиндры механизма разгрузки подвергают ревизии. Их разбирают, внутреннюю полость очищают от грязи и влаги, поврежденные манжеты поршня и штока заменяют новыми, заменяют также набивку сальника штока (марки ПСД-10 ГОСТ 5152-84). Все узлы и детали цилиндра, а также его внутреннюю поверхность смазывают смазкой ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-80) или ЖТ-72 (ТУ 38.101345-77) и затем собирают. Шарнирные соединения механизма смазывают универсальной смазкой УС2Л ГОСТ 1033-79. Кран управления механизмом разгрузки и разобщительный кран осматривают, при неисправности снимают и разбирают. Пробки кранов притирают по месту, смазывают пластичной смазкой ПВК (ГОСТ 19537-74), затем испытывают. Устраняют утечки воздуха в соединениях трубопроводов системы управления механизмом.

После окончания ремонта кузова, рамы, установки на вагон исправного автосцепного и автотормозного устройств, разгрузочного механизма проводят испытание на открывание и закрывание крышек люков с регулировкой разгрузочного механизма в такой последовательности: пневмосистему заряжают сжатым воздухом под давлением 0,6 МПа; открывают разобщительный кран; отводят в сторону рукоятку предохранительного рычага; тягу разобщительного крана перемещают на себя (при этом происходит отбрасывание защелки и открывание крышек); для закрывания крышек люков ручку крана управления перемещают на себя до упора, при этом предохранительный рычаг автоматически фиксирует ее в этом положении. Характерный звук от удара рычагов о ступицу и входа зубьев блокирующего устройства и зацепление свидетельствует о том, что рычаги перешли "мертвую точку"; разобщительный кран закрывают (рукоятку перемещают от себя).

При неудовлетворительной работе механизма разгрузки ее регулируют. Регулировку выполняют в следующих случаях: при неплотном прилегании крышек к плоскости бункера; в случае, когда рычаги разгрузочных люков при срабатывании механизма не переходят через "мертвую точку"; при поломке какой-либо детали механизма; при отсутствии зацепления зуба защелки и зуба рычага поворота.

Регулировку механизма разгрузки в случае неплотного прилегания крышек люков производят в такой последовательности: выявляют рычаг, который не имеет нормального натяжения, и по зазору неплотности определяют, насколько его необходимо укоротить; крышки люков закрепляют в открытом положении; снимают шайбу специальную 2 (рис. 1) и посредством перестановки прокладок 6 устанавливают необходимую рабочую длину рычага. При значительном изменении рабочей длины разворачивают разноплечий вкладыш 3 на 180 градусов; определяют натяжение рычагов при переходе на "мертвой точке" на 8 - 18 мм (у вагонов для кокса на 8 - 16 мм), которое должно быть равномерным. Ослабленный рычаг определяют пошатыванием рукой. Необходимо полностью смонтировать детали фиксации рабочей длины рычагов: специальную и круглую шайбы и шплинт.

Надежное закрывание крышек люков, исключающее произвольное их открывание, обеспечивается переходом рычагов крышек люков через "мертвую точку". Такой переход регулируют длиной штока 2 (рис. 2) цилиндра 1, уменьшая его навертыванием головки 3. При этом контргайку 9 отводят на 2 - 3 нитки резьбы и после наворачивания головки штока на каждые 1 - 2 нитки проверяют работу механизма до окончания регулировки. В случае выбора запаса резьбы на штоке до перехода рычагов крышек через "мертвую точку" следует заменить рычаги 10 новыми. При замене неисправных рычагов 10 на новые головки штока устанавливаются в исходное (крайнее) положение.

После регулировки механизма проверяют запор между зубом защелки 7 и зубом на ступице поворотного рычага 8, который должен быть в пределах 2 - 3 мм. Разрешается регулировка этого запора приваркой накладок толщиной 2 - 10 мм к зубу защелки. Усилие прижатия защелки к зубу ступицы рычага обеспечивается предварительным сжатием пружины 6, которое должно быть не менее 20 кг.

Правильность регулировки рычажной системы определяется величиной перехода рычагами крышек люков через "мертвую точку" при закрытых люках, которая должна составлять у вагонов для горячих откатышей и агломерата 8 - 18 мм, а у вагонов для кокса 8 - 16 мм. Для контроля этой величины заводом-изготовителем (ДВЗ им. газеты "Правда") предложены два шаблона (рис. 3) - для измерения переходов длинного и короткого рычагов. Однако эти шаблоны, изготовленные из стали ВМСт3, громоздки и неудобны в использовании. Рационализаторами вагонного депо Пятихатки Приднепровской железной дороги предложен оригинальный магнитный шаблон, который представляет собой две магнитные головки (рис. 4), соединенные между собой струной из белой резины. При измерении контролируемой величины одну магнитную головку устанавливают на торец цапфы крышки люка, а другую - на торец валика соединения рычага с вилкой поворота. При этом должно быть обеспечено достаточное натяжение струны шаблона. Величину перехода рычага через "мертвую точку" измеряют по перпендикуляру, опущенному (восстановленному) на плоскость струны и проходящему через центр торца вала поворота. Такой способ измерения позволяет значительно снизить трудоемкость, повысить качество контроля регулировки рычажной системы механизма разгрузки.