Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Рис. 1. Схема оповещения при возникновении аварийной ситуации с опасными грузами

Перегон,

станция ┌─────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────────────┐

│Начальник│<───────┐ │Локомотивная│ │ ┌───────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ станции │ │ │бригада, │ │ │Аварийно- │ │ │Грузоотправитель,│

└─────────┘ │ │другие ра- │ │ │восстанови-│ ┌───┼─>│грузополучатель, │

│ │ботники │ │┌─>│тельные │ │ │ │владелец подвиж- │

│ └─────┬──────┘ ││ │подразделе-│ │ │ │ного состава │

│ │ ││ │ния │ │ │ └─────────────────┘

│ \/ ││ └───────────┘ │ │

┌───────────────────────────┐ │ ┌────────────┐ ││ ┌───────────────┘ └──────┐

\/ │ └─┤Дежурный по │ ││ │ │

┌────────┐ ┌───────────┐ └───┤ станции, ├─┘│ │┌─────────────────────────┼─────────┐

│Штаб ГО │ │Пожарный и │ │ маневровый │ │ ││ \/ │

│ района │ │восстанови-│<───────┐ │ диспетчер │ │ ││ ┌──────────┐ │

│(города)│ │тельный по-│<──────┐│ └─────┬──────┘ │ │├───────────────────>│ЛУВД-ЛОВД,│ │

└─┬──────┘ │езда │ ││ │ │ ││ │ ОВД │ │

│ └───────────┘ ││ \/ │ ││ └───┬──────┘ │

│ ││ ┌────────────┐ │ ││ ┌───────────────┐ │ \/

│ Отделение┌───────────┐ │└─┤ Поездной ├──┘ ││ │Начальник отде-│ │ ┌─────────────────┐

│ железной │Служба вое-│ │ │ диспетчер │ ││ │ления железной │ │ │Дежурный помощник│

│ дороги │низирован- │<─ ─ ─┐│ └─────┬──────┘ ││┌─>│дороги (началь-│ │ │военного комен- │

│ │ной охраны │ ││ │ │││ │ник железной │ │ │данта железнодо- │

│ └───────────┘ │ │ │││ │дороги) ├┐ │ │рожного участка и│

│ ││ │ │││ └┬──────────────┘│ │ │станции │

│ ┌───────────┐ │ │ │││ │ Председатель │ │ └───────────┬─────┘

│ │Начальник │ ││ │ │││ │ комиссии по │ │ │

│ │отдела гру-│<─ ─┐ │ │ │││ │ ликвидации │ │ │

│ │зовой и │ │ ││ │ │││ │ чрезвычайных │ │ │

│ │коммерче- │ │ \/ │││ │ ситуаций │ │ │

│ │ской работы│ │ ││ ┌────────────┐ │││ └───────────────┘ │ │

│ └───────────┘ └──┤Дежурный по ├────┘││ │ │

\/ │ └─ ─┤отделению ├─────┘│ ┌────────────────┐ │ \/

┌────────┐ ┌───────────┐ │(управлению)├──────┘ │Главный врач │ │ ┌────────┐

│Штаб ГО │ │Ревизор по │ └─ ─ ─┤железной до-├────────>│центра санэпид- │ │ │Дежурный│

│области,│<──┤безопаснос-│<─────────┤роги │ │надзора отделе- │ │ │офицер │

│края, │ │ти движения│ └─────┬──────┘ │ния железной │ └────┐ │Управле-│

│респуб- │ │поездов │ │ │дороги │ │ │ния во- │

│лики │ └───┬───────┘ \/ └────┬───────────┘ │ │енных │

└────┬───┘ │ ┌────────────┐ ┌───────────┼──────────────┬─────┼────>│сообще- │

│ │ │Старший де- │ │ │ │ \/ │ний на │

│ Железная │ │журный по- │ │ \/ │ ┌─────┐ │железной│

│ дорога │ │мощник на- ├──┘ ┌───────────────────┐ └─>│УВДТ,│ │дороге │

\/ \/ │чальника │ │Главный врач центра│ │ УВД,│ └───┬────┘

┌─────────┐ ┌───────────┐ │оперативно- ├──────>│санэпиднадзора же- │ │ МВД │ │

│Оператив-│ │Служба без-│<─────────┤распоряди- │ │лезной дороги │ └──┬──┘ │

│ный де- │ │опасности │ │тельного от-│ └─────────────────┬─┘ │ │

│журный │<─┤движения и │ ┌──────┤дела желез- │ │ │ │

│регио- │ │экологии │ │ │ной дороги │ ┌──────────────────┐ │ │ │

│нального │ └───┬───────┘ │ └─────┬───┬──┘ │Территориальные │ │ │ │

│центра │ │ \/ │ └──────>│(центральные) │ │ │ │

│МЧС Рос- │ │ ┌────────────┐ │ │службы по ликви- │ │ │ │

│сии │ │ │Региональные│ │ │дации аварийных │ │ │ \/

└────┬────┘ │ │органы Гос- │ │ │ситуаций (прил. 8)│ │ │ ┌────────┐

│ │ │гортехнадзо-│ │ └──────────────────┘ │ │ │Дежурный│

│ Министер- │ │ра России │ │ │ \/ │офицер │

│ ство │ └────────────┘ │ ┌──────────────────────┼─┐ ┌──────┐ │Цент- │

\/ \/ \/ │ │ ├─>│ГУВДТ │ │рального│

┌─────────┐ ┌───────────┐ ┌──────────────────┐ │ ┌─────────────┐ │ │ │ МВД │ │Управле-│

│Оператив-│ │Управление │ │Дежурный по опера-│ │ │Главный са- │<─────┘ │ │России│ │ния во- │

│ный де- │ │по безопас-│ │тивно-распоряди- ├──┘ │нитарный врач│ │ └──────┘ │енных │

│журный │<─┤ности дви- │<───┤тельному отделу │ │железнодорож-│ └────────────>│сообще- │

│МЧС Рос- │ │жения и │ │Управления перево-├───>│ного транс- │ │ний МО │

│сии │ │экологии │ │зок │ │порта │ │России │

└─────────┘ └───────────┘ └───────────┬──────┘ └─────────────┘ └────────┘

\/

┌─────────────────┐

│Начальники управ-│

│лений МПС России │

└─────────────────┘

───────────── - оповещаются в первую очередь;

─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ - оповещаются во вторую очередь.

Рис. 1. Схема оповещения при возникновении

аварийной ситуации с опасными грузами

Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, содержащиеся в перевозочных документах наименование груза, номер аварийной карточки (номер ООН груза, при наличии), количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрифицированных участках - сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бригада принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на данный опасный груз.

2.2. При получении от машиниста сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в пределах станции дежурный по станции сообщает о случившемся начальнику станции, поездному диспетчеру, в штаб гражданской обороны района (города), после чего принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в соответствующей аварийной карточке.

2.3. При отсутствии перевозочных документов номер аварийной карточки следует установить в соответствии с п. 1.5 настоящих Правил.

2.4. К принятию неотложных мер могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги, при условии обязательного проведения с ними предварительного и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспечения их средствами индивидуальной защиты.

2.5. Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно сообщает об этом дежурному по отделению (управлению) железной дороги и в зависимости от создавшейся ситуации принимает решение о направлении восстановительного и пожарного поездов, других аварийно-восстановительных подразделений, а также регулирует движение поездов в районе места происшествия.

2.6. Дежурный по отделению (управлению) железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, передает сообщение начальнику отделения железной дороги, в случае отсутствия отделения железной дороги - начальнику железной дороги, председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям отделения железной дороги, старшему дежурному помощнику начальника оперативно-распорядительного отдела службы перевозок железной дороги, ревизору по безопасности движения поездов отделения (управления) железной дороги и главному врачу Центра санэпиднадзора (ЦСЭН) отделения (управления) железной дороги.

В случае, когда в зоне аварийной ситуации оказалось большое количество опасного груза (целые вагоны, их группы или большое количество упаковок опасного груза) или возникла чрезвычайная ситуация, дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает об этом местной администрации, которая действует в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

После вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуации дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает о ней начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, руководству службы военизированной охраны железной дороги.

2.7. Начальник отделения железной дороги (начальник железной дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необходимых случаях совместно с представителями местных органов власти, территориальных служб МЧС России, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя (грузополучателя) должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:

а) провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

б) при необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

в) оценить пожарную обстановку;

г) выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

д) разработать план ликвидации аварийной ситуации, в котором предусмотреть следующий порядок действий:

- дать краткую характеристику очага поражения;

- определить угрозу взрыва и пожара для личного состава подразделений и населения, а также угрозу развития пожара;

- определить силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии, и порядок их использования;

- поставить задачи отдельным подразделениям и специализированным формированиям;

- установить динамический контроль содержания химических веществ в окружающей среде;

- установить последовательность аварийно-восстановительных работ;

- организовать регистрацию участников ликвидации последствий аварийной ситуации;

- выбрать способы нейтрализации и дегазации на основе указаний аварийной карточки;

- организовать контроль за полнотой нейтрализации (дегазации, обеззараживания) местности, объектов внешней среды, техники, транспорта, спецодежды;

- организовать медицинское обеспечение;

- предпринять необходимые меры безопасности;

- организовать управление ходом работ и установить порядок представления донесений.

Такие мероприятия, как тушение ординарных пожаров, восстановление сквозного движения, расчистку завалов, подъем подвижного состава, разделку вагонов осуществляет железная дорога; оцепление зоны чрезвычайной ситуации, развертывание пунктов управления, организацию связи между подразделениями в месте ликвидации аварийной ситуации, нейтрализацию ядовитых веществ, перекачку жидкостей, сбор и вывоз зараженного грунта, обваловку и засыпку проливов, участие в тушении сложных пожаров (например, при горении ядовитых веществ или при образовании токсичных продуктов горения), организацию действий по ликвидации загрязнений местности и утилизации остатков опасных грузов осуществляют аварийные бригады предприятий, другие подразделения, входящие в территориальную подсистему РСЧС, войска и формирования гражданской обороны.

2.8. Общее руководство безопасным ведением работ осуществляет руководитель работ по ликвидации последствий аварийной ситуации. Ответственность за выполнение установленных руководителем работ мер безопасности работниками подразделений железнодорожного транспорта, а также личным составом привлеченных подразделений несут руководители этих подразделений.

Запрещается приступать к восстановительным работам в зоне аварии с опасными грузами силами подразделений МПС России до прибытия соответствующих аварийных служб, устранения ими угрозы жизни и здоровью людей и получения инструктажа на ведение восстановительных работ.

Если свойства веществ и материалов неизвестны, руководитель работ может принять меры по их выяснению через грузоотправителя (грузополучателя), специализированные научно-исследовательские организации, автоматизированную информационно-справочную систему "Опасные грузы", а в необходимых случаях требовать направления на место аварии соответствующих специалистов грузоотправителя (грузополучателя).

2.9. Старший дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, незамедлительно сообщает о ней руководству железной дороги и соответствующих служб, дежурному по оперативно-распорядительному отделу Управления перевозок МПС России, главному санитарному врачу железной дороги и в территориальные (при их отсутствии - центральную) службы по организации ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами соответствующего министерства, ведомства или организации, включая МЧС России.

2.10. Вагоны с опасными грузами, представляющие опасность (пожары, утечки), должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 200 м от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами или на специально оборудованные пути, определяемые техническо-распорядительным актом станции.

2.11. Проведение работ с вагонами, груженными опасными грузами, при техническом обслуживании, безотцепочном ремонте и текущем отцепочном ремонте производится в соответствии с порядком, установленным МПС России.

2.12. При выявлении случаев соударения вагона с опасными грузами со скоростью, превышающей допустимую, не приведшего к сходу его с пути, необходимо проведение следующих мероприятий: с соблюдением мер безопасности, изложенных в аварийной карточке, с учетом особых предписаний (п. 3.11 настоящих Правил) выполнить технический и коммерческий осмотр вагона и при необходимости отвести его в безопасное место согласно п. 2.10 настоящих Правил.

Если в течение 2 часов после соударения не будет обнаружено признаков утечки, просыпи, возгорания опасного груза, вагон может быть отправлен к месту назначения.

Если в указанный период времени обнаружена утечка, просыпь, возгорание опасного груза, следует действовать согласно аварийной карточке и настоящим Правилам.

2.13. Работники Санэпиднадзора, прибыв к месту аварийной ситуации, обязаны незамедлительно организовать контроль за выполнением предписаний и рекомендаций по безопасному ведению работ, а также контроль эффективности обеззараживания территории, транспортных средств и механизмов.

2.14. На период проведения аварийно-восстановительных работ должно быть организовано круглосуточное дежурство медперсонала и при необходимости развернут стационарный эвакопункт.

2.15. Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных цистерн или тары на грунт, в водоем и т.д. не разрешаются и могут быть допущены только в исключительных случаях при наличии разрешения компетентного органа по перевозке опасных грузов и по согласованию с местными органами власти.

2.16. Возможность возобновления движения поездов и маневровой работы через территорию, подвергшуюся загрязнению в результате аварии, определяется руководителем работ после получения соответствующего заключения органов Санэпиднадзора.

2.17. Работники Санэпиднадзора после проведения работ по обеззараживанию (дегазации) обязаны организовать лабораторный контроль их эффективности; если аварийная ситуация с опасными грузами произошла в зимнее время, лабораторный контроль эффективности обеззараживающих работ необходимо повторить в теплое время года; при необходимости работы по обеззараживанию повторяются.

2.18. При необходимости к выполнению мероприятий, предусмотренных п. п. 2.13, 2.16, 2.17 настоящих Правил, привлекаются специалисты и формирования МЧС России, специальные воинские подразделения, а также территориальные органы здравоохранения.

2.19. Работы по ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами считаются законченными после завершения ликвидации заражения, подтвержденной санитарно-химическим заключением, и обеспечения безопасности движения поездов с составлением комиссионного акта о ликвидации последствий аварийной ситуации.

2.20. Средства индивидуальной защиты, применявшиеся при ликвидации аварийной ситуации, должны быть направлены на проверку с целью установления возможности дальнейшего использования.