Таблица 18. Значения площади наветренной поверхности, высоты центра тяжести, коэффициента p для универсальных полувагонов и платформ

Таблица 18

Значения площади наветренной поверхности, высоты центра

тяжести, коэффициента p для универсальных

полувагонов и платформ

┌───────────────────┬────────────┬──────────────────┬────────────┐

│ Тип вагона │ Площадь │ Высота ЦТ │ Значение │

│ │наветренной │ порожнего вагона │коэффициента│

│ │поверхности,│ над уровнем │ p │

│ │ м2 │головки рельса, мм│ │

├───────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤

│Полувагон: │ │ │ │

│ - с объемом кузова│ 34 │ │ │

│ до 76 м3 │ │ │ │

│ - с объемом кузова│ 37 │ 1130 │ 5,61 │

│ до 83 м3 │ │ │ │

├───────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤

│Платформа: │ │ │ │

│ - с закрытыми │ 12 │ │ │

│ бортами │ │ │ │

│ - с открытыми │ 7 │ 800 │ 3,34 │

│ бортами │ │ │ │

└───────────────────┴────────────┴──────────────────┴────────────┘

Поперечная устойчивость вагона с грузом обеспечивается, если удовлетворяется условие:

P + P

ц в

--------- <= 0,55, (20)

P

ст

где: (P + P ) - дополнительная вертикальная нагрузка на

ц в

колесо от действия центробежных сил и ветровой нагрузки, тс;

P - статическая нагрузка от колеса на рельс, тс.

ст

Статическая нагрузка P определяется по следующим формулам:

ст

- при расположении центра тяжести груза на пересечении продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона:

о

Q + Q

т гр

P = ---------, тс; (21)

ст n

к

- при смещении центра тяжести груза только поперек вагона:

b

1 о c

P = ----[Q + Q (1,0 - ----)], тс; (22)

ст n т гр S

к

- при смещении центра тяжести груза только вдоль вагона - для менее нагруженной тележки:

Q l

2 т о с

P = ----[-- + Q (0,5 - ----)], тс; (23)

ст n 2 гр l

к в

- при одновременном смещении центра тяжести груза вдоль и поперек вагона - для менее нагруженной тележки:

Q l b

2 т о с c

Р = ----[-- + Q ](0,5 - ----)(1,0 - ----)], тс; (24)

ст n 2 гр l S

к в

где: n - число колес грузонесущего вагона;

к

S = 790 мм - половина расстояния между кругами катания

колесной пары вагона колеи 1520 мм.

Дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежных сил и ветровой нагрузки определяется по формуле:

l о о

Р + Р = -----[0,075(Q + Q )H + W x h + 1000p], тс, (25)

ц в n S т гр цт n

к

где: W - ветровая нагрузка, действующая на части груза,

n

выступающие за пределы кузова вагона, тс (рассчитывается по

формуле (10) настоящей главы);

p - коэффициент, учитывающий ветровую нагрузку на кузов и

тележки грузонесущих вагонов и поперечное смещение ЦТ груза за

счет деформации рессор (таблица 18 настоящей главы);

h - высота над уровнем головки рельса точки приложения

ветровой нагрузки, мм. Точка приложения ветровой нагрузки

определяется как геометрический центр наветренной поверхности

груза, выступающей за пределы продольных бортов либо боковых стен

вагона.

Особенности проверки устойчивости сцепа вагонов с размещенным на нем длинномерным грузом рассматриваются в разделе 11 настоящей главы.

10.4.2. Устойчивость груза в вагоне проверяется по величине коэффициента запаса устойчивости, который определяется по формулам:

- в направлении вдоль вагона (рис. 31 настоящей главы):

о

l

пр

эта = --------------; (26)

пр пр

(h - h )

цт у

Рис. 31. Варианты расположения упоров от опрокидывания

груза в продольном направлении

(не приводится)

- в направлении поперек вагона (рис. 32 настоящей главы):

о

Q b

гр п

эта = -----------------------------, (27)

п п п п

F (h - h ) + W (h - h )

п цт у n нп у

о о

где: l , b - кратчайшие расстояния от проекции ЦТ на

пр п гр

горизонтальную плоскость до ребра опрокидывания соответственно

вдоль и поперек вагона, мм;

h - высота ЦТ груза над полом вагона или плоскостью

цт

подкладок, мм;

пр п

h , h - высота соответственно продольного и поперечного

у у

упора от пола вагона или плоскости подкладок, мм;

п

h - высота центра проекции боковой поверхности груза от пола

нп

вагона или плоскости подкладок, мм;

W - ветровая нагрузка, тс (рассчитывается по формуле (10)

n

настоящей главы).

Рис. 32. Варианты расположения упоров от опрокидывания

груза в поперечном направлении

(не приводится)

Груз является устойчивым и не требует дополнительного

закрепления от опрокидывания, если значения ню и ню не менее

пр п

соответственно: при упругом креплении груза - 1,25, при жестком

креплении - 2,0.

Если при упругом креплении груза значение ню либо ню

пр п

составляет менее 1,25, устойчивость груза должна быть обеспечена

соответствующим креплением:

- грузы, значение ню либо ню которых менее 0,8, а также

пр п

грузы, для которых одновременно ню и ню менее 1,25, следует

пр п

перевозить с использованием специальных устройств (металлических

кассет, каркасов и пирамид), конструкция и параметры которых

должны быть обоснованы грузоотправителем расчетами;

- если значение ню либо ню находится в пределах от 0,8 до

пр п

1,0 включительно, то закрепление груза от поступательных

перемещений и от опрокидывания рекомендуется выполнять раздельно,

независимыми средствами крепления. При закреплении груза от

опрокидывания в поперечном направлении растяжками следует

стремиться к их установке таким образом, чтобы проекция растяжки

на пол вагона была перпендикулярна к продольной оси вагона, а

место закрепления растяжки на грузе находилось на максимальной

высоте от уровня пола;

- если значение ню либо ню находится в пределах от 1,01 до

пр п

1,25 включительно, допускается закреплять груз от опрокидывания и

от поступательных перемещений едиными средствами крепления,

воспринимающими как продольные, так и поперечные инерционные силы.

Если при жестком креплении груза значение ню либо ню

пр п

составляет менее 2,0, устройства жесткого крепления должны быть

рассчитаны с учетом дополнительных нагрузок от некомпенсированного

опрокидывающего момента.

10.4.3. При закреплении груза растяжками усилие в растяжках от опрокидывания определяется по формулам:

- в продольном направлении (рис. 33 настоящей главы):

Рис. 33. Углы наклона растяжки для крепления

от опрокидывания груза в продольном направлении

(не приводится)

пр о

nF (h - h ) - Q l

о пр цт у гр пр

R = ----------------------------------------------, тс; (28)

пр пр р

n (h cos альфа cos бета + l sin альфа)

р р пр пр

- в поперечном направлении (рис. 34 настоящей главы):

Рис. 34. Углы наклона растяжки для крепления

от опрокидывания груза в поперечном направлении

(не приводится)

п п п о

n[F (h - h ) + W (h - h )] - Q b

о п цт у n нп у гр п

R = -------------------------------------------, тс, (29)

п пр р

n (h cos альфа cos бета + b sin альфа)

р p п п

где: альфа - угол наклона растяжки к полу вагона;

бета , бета - углы между проекцией растяжки на

пр п

горизонтальную плоскость и соответственно продольной, поперечной

осями вагона;

пр п

n , n - число растяжек, работающих в одном направлении;

р р

l , b - расстояния от точки закрепления растяжки на грузе до

пр п

вертикальных плоскостей, проходящих через ребро опрокидывания

соответственно в продольном, поперечном направлениях, мм;

h - высота точки закрепления растяжки на грузе относительно

р

уровня пола вагона (подкладок), мм;

n - коэффициент запаса, величина которого принимается:

n = 1,0 при ню (ню ) = 1,0 - 1,25; n = 1,25 при ню (ню ) <

пр п п пр

1,0.