10.3. Определение силы трения

10.3. Определение силы трения.

10.3.1. Сила трения, действующая на груз, размещенный на однородной поверхности пола вагона, определяется по формулам:

- в продольном направлении:

пр

F = Q мю, тс; (11)

тр гр

- в поперечном направлении:

п

F = Q мю (l - a ), тс, (12)

тр гр в

где мю - коэффициент трения между контактирующими поверхностями груза и вагона (или подкладок, прокладок).

Значения коэффициента трения между поверхностями, очищенными от грязи, снега, льда, а в зимний период - посыпанными тонким слоем песка, принимаются равными:

- дерево по дереву - 0,45;

- сталь по дереву - 0,40;

- сталь по стали - 0,30;

- пакеты чушек свинца, цинка по дереву - 0,37;

- пакеты отливок алюминия по дереву - 0,38;

- железобетон по дереву - 0,55;

- вертикально устанавливаемые рулоны листовой стали (штрипсы) с неупакованными (открытыми) торцами по дереву - 0,61;

- пачки промасленной листовой стали по дереву - 0,21.

В случае применения прокладок из шлифовальной шкурки на тканевой основе с зерном N 20 - 200, сложенной вдвое абразивным слоем наружу, значение коэффициента трения для дерева по дереву или стали по дереву принимается равным 0,6.

Применение в расчетах иных значений коэффициента трения (для других контактирующих материалов или при особых условиях контактирования) должно быть обосновано в соответствии с требованиями, изложенными в приложении N 7 к настоящей главе.

Особенности определения силы трения, действующей на длинномерный груз при его размещении с применением турникетных опор, рассмотрены в разделе 11 настоящей главы.

10.3.2. Сила трения, действующая на груз, размещенный на платформе с деревометаллическим полом (рис. 28 настоящей главы), определяется по формулам:

- в продольном направлении:

пр пр пр пр

F = F + F , + ... + F , тс, (13)

тр тр1 тр2 трn

пр пр пр

где F , F ... F - силы трения, действующие на участках

тр1 тр2 трn

опирания груза на поверхность пола. Их значения определяются по

формулам:

пр a

F = Q --- мю , тс; (13а)

тр1 гр d 1

Рис. 28. Силы трения, действующие на участках опирания

груза на поверхность деревометаллического пола платформы

(не приводится)

пр b

F = Q --- мю , тс; (13б)

тр2 гр d 2

пр c

F = Q --- мю , тс; (13в)

трn гр d n

где: мю1, мю2 ... мюn - коэффициенты трения части груза о

соответствующие участки поверхности пола;

a/d, b/d, c/d - доли массы груза, которые приходятся на

соответствующие участки поверхности пола;

- в поперечном направлении:

п a b c

F = Q (--- мю + --- мю + ... + --- мю )(l - a ), тс, (14)

тр гр d 1 d 2 d n в

где a - удельная вертикальная инерционная сила, определяемая по

в

формуле (9) настоящей главы.

Груз, расположенный несимметрично относительно продольной

плоскости симметрии платформы (рис. 29 настоящей главы), может

испытывать дополнительное воздействие момента вращения М в

тр

горизонтальной плоскости относительно вертикальной оси, проходящей

через его центр тяжести.

Рис. 29. Схема для расчета дополнительного

крепления груза от разворота

(не приводится)

Момент вращения М определяется по формуле:

тр

пр -3

М = F x r x 10 , тс/м, (15)

тр тр

пр

где r - плечо силы трения F , определяемое как абсолютная

тр

величина разности:

r = |K - K |, мм, (16)

цт Fтр

где K , K - координаты в поперечном направлении

цт Fтр

пр

соответственно центра тяжести груза и силы трения F относительно

тр

края поверхности опирания груза на пол, мм.

` "

F x (b + a/2) + F x b/2

тр тр

K = -----------------------------, мм. (17)

Fтр ` "

F + F

тр тр

При r = 0 момент вращения груза отсутствует, и расчет проводят только для плоскопараллельного движения.

Дополнительные усилия F , которые должны создаваться

доп

элементами крепления для предотвращения разворота груза,

определяют по формуле:

F = 1000М / l , тс, (18)

доп тр а

где l - расстояние между двумя растяжками или упорными

а

брусками, мм.