Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7.1. Общие положения

Учет затрат решает следующие основные задачи:

- контроль за расходами на закупку, обработку, хранение и реализацию хлебопродуктов (работ, услуг);

- предоставление оперативной информации об отклонениях нормального хода производственного процесса с целью их устранения;

- определение фактических затрат, формирование себестоимости и рентабельности работ с хлебопродуктами (работами, услугами);

- оценка эффективности мер по развитию и совершенствованию производства и результатов деятельности структурных подразделений и предприятий в целом.

Данные учета затрат используются при разработке плана-прогноза коммерческой деятельности и анализа его выполнения.

Организация учета затрат по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг) базируется на законах, положениях, нормативах, а также в соответствии с составом затрат на производство, образующих себестоимость продукции (раздел III).

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты", формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями. Затраты, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом предприятия, подлежат включению в соответствующие элементы затрат (затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, материальные затраты и другие).

В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на них установлены особо, сверх цены этого ресурса.

В тех случаях, когда стоимость тары, принятой от поставщика с материальным ресурсом, включена в его цену, из общей суммы затрат на его приобретение исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации (с учетом затрат на ее ремонт в части материалов). Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в затраты на приемку, обработку и реализацию хлебопродуктов, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, материалов, образовавшиеся в процессе обработки хлебопродуктов (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса. Они оцениваются по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования).

Предприятия, образующие резерв средств (ремонтный фонд) для обеспечения равномерного включения затрат на проведение всех видов ремонта основных производственных фондов в затраты по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг), в составе элемента "Прочие затраты" отражают также отчисления в ремонтный фонд, определяемые исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими предприятиями. Во всех других случаях затраты на проведение всех видов ремонта (текущего, среднего, капитального) основных производственных фондов включаются в затраты по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг) по соответствующим элементам затрат (материальным затратам, затратам по оплате труда и другим). В целях равномерного списания затрат по ремонту основных производственных фондов на затраты по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг) допускается включение их в затраты исходя из установленного предприятием норматива, с отражением разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на затраты по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг) в составе расходов будущих периодов.

Затраты на выполнение работ, оказание услуг включаются в затраты по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени предварительной оплаты (арендная плата и т.п.) или последующей (оплата отпусков работников, выплаты вознаграждения за выслугу лет, по итогам года и др.).

Отдельные виды затрат (например, затраты на подготовку и освоение производства, возмещение износа специальных инструментов и приспособлений и т.п.), в отношении которых нельзя точно установить, к какому периоду они относятся, а также затраты сезонных отраслей включаются в затраты в сметно-производственном порядке, определяемом предприятием.

Непроизводительные затраты отражаются в том отчетном месяце, в котором они выявлены.

Затраты, произведенные в иностранной валюте и подлежащие включению в затраты по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг), отражаются в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения операций.

Стоимость потерь зерна от улучшения качества по влажности и сорной примеси отражается в затратах по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов. Списание этих потерь производится не в период их образования, а в последующее время (окончания партии), что приводит к нарушению равномерности формирования затрат на приемку, обработку, хранение и реализацию хлебопродуктов. Для устранения этих недостатков необходимо создавать резерв предстоящих платежей для покрытия потерь от улучшения качества зерна по влажности и сорной примеси. Резерв предстоящих платежей создается на количество отгруженного (реализованного) зерна по расчету (Приложение 19). Исходными данными для составления расчета служат данные о количестве отгруженного (реализованного) зерна и его стоимости по учетным ценам за месяц, показанные в журнале по учету реализации хлебопродуктов и книгах количественно-качественного учета формы N 36 "О средневзвешенном качестве по влажности и сорной примеси поступившего и реализованного зерна", пересчитанного по формуле.

На исчисленную сумму составляется бухгалтерская проводка по дебету счета 44 "Издержки обращения" и кредиту счета 96 "Резерв предстоящих расходов".