Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7.2. Свод затрат и порядок их списания на отгруженные (реализованные) хлебопродукты (работы, услуги)

7.2. Свод затрат и порядок их списания на отгруженные

(реализованные) хлебопродукты (работы, услуги)

Учет затрат по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг) в бухгалтерском учете ведется на счете 44 "Издержки обращения" (схема бухгалтерских записей приведена ниже). Для ведения учета открывается на каждый месяц "Журнал учета затрат на приемку, обработку, хранение и реализацию хлебопродуктов" в разрезе элементов затрат по прилагаемой форме (табл. 7.1). Структура затрат, входящая в состав затрат каждого элемента, освещена выше.

Затраты включают в себя полный цикл работ с хлебопродуктами (работами, услугами) от их поступления до их реализации, т.е. заключительным фактором работы с хлебопродуктами является их отгрузка (реализация). Поэтому затраты по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг) за месяц списываются на счет 45 "Товары отгруженные" или 90 "Продажи" только в сумме, приходящейся на количество реализованных хлебопродуктов (выполненных работ, услуг) за данный месяц.

Затраты на приемку, обработку, хранение и реализацию хлебопродуктов (работ, услуг), производимые в течение года, не совпадают со временем выполнения работ, а также реализацией хлебопродуктов.

Такие затраты, как износ основных средств, содержание складского хозяйства, административно-управленческие расходы и другие (условно-постоянные расходы) на затраты по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов относятся в основном равными долями в течение всего года. Таким образом, определяя затраты на приемку, обработку, хранение и реализацию хлебопродуктов, реализованных в первые месяцы года, они не включают в себя последующие затраты, которые по логике должны быть также включены в затраты, а поэтому затраты на реализованные хлебопродукты в начале года будут гораздо ниже, чем на реализованные хлебопродукты в последующие месяцы. В результате этого рентабельность предприятий, которые в первые месяцы проводили реализацию хлебопродуктов, будет необъективна, а в отдельные месяцы не исключены и убытки.

Для устранения такой диспропорции рекомендуется списание затрат на приемку, обработку, хранение и реализацию хлебопродуктов со счета 44 "Издержки обращения" в дебет счета 45 "Товары отгруженные" или 90 "Продажи" производить на количество отгруженных (реализованных) хлебопродуктов по разработанным нормативам на одну тонну хлебопродуктов.

Нормативы исчисляются на основе определения всех затрат предприятия на планируемый объем поступления хлебопродуктов в текущем году с учетом переходящих остатков на начало года.

В условиях резкой инфляции годовой норматив списания затрат на реализацию будет колебаться от фактических затрат. В связи с этим возникает необходимость норматив списания затрат на реализацию корректировать.

В приведенном примере (табл. 7.3) производственно-финансовым планом на текущий год предусмотрено закупить 50000 тонн хлебопродуктов с затратами в сумме 13580 т. р. с учетом остатка на начало года 5000 т и затратами 115 т. р., общая сумма затрат составила 13695 тыс. рублей или на одну тонну 0,249 тыс. руб. (13695 / 55000), или 249 рублей.

В практике не исключены случаи, когда в первые месяцы года рассчитанный норматив списания издержек обращения на реализованное зерно окажется выше фактических расходов издержек обращения, что приведет к кредитовому сальдо по счету 44. В этом случае кредитовое сальдо по счету 44 следует перечислить на счет 96 "Резервы предстоящих расходов", а затем до конца года равными долями перечислять их на счет 90 "Продажи".

С ростом инфляции в течение года установленный норматив приходится корректировать несколько раз. Так, в марте инфляция составила 4,8 % и норматив списания скорректирован до 261 руб. Аналогичным образом корректировка проведена в июне (269 руб.), в сентябре (285 руб.), в октябре (294 руб.).

В конце года не исключены отклонения от фактически сложившихся затрат в ту или другую сторону.

В этом случае проводится корректировка, т.е. недосписанные суммы затрат списываются декабрем месяцем, а излишне списанные сторнируются.

По итогам работы за год определяются фактические затраты по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (работ, услуг), которые сопоставляются с суммой затрат, списанных на реализацию, и по выявленным отклонениям делается корректировка: недосписанные суммы дополнительно списываются в дебет счета 90 "Продажи" с кредита счета 44 "Издержки обращения", а излишне списанные суммы сторнируются.

В приведенном примере (табл. 7.3) затраты за год составили 15568,25 тыс. руб., а с учетом остатка на начало года 115 тыс. руб. они оказались 15683,25 тыс. руб.

Остаток хлебопродуктов на начало года был 5000 тонн, и за отчетный год было закуплено 50000 т, а всего 55000 тонн. Таким образом, затраты на одну тонну за отчетный год составили 285,15 руб. (15683,25 / 55000), или 0,28515 тыс. руб.

Затраты на остаток хлебопродуктов на конец года составили 4277,25 тыс. руб. (15000 х 0,28515). Следовательно, на реализацию затрат следовало списать 11406 тыс. руб. (15683,25 - 4277,25) или (40000 т х 0,28515 = 11406).

По нормативу за год списано 11436 тыс. руб. (гр. 7 табл. 7.3), т.е. более чем на 30 тыс. руб., которые в декабре сторнируются.

Для определения общей суммы списания затрат и конкретно по каждому элементу на количество реализованных хлебопродуктов на каждый месяц составляется расчет (табл. 7.2).

Из журнала по учету затрат по приемке, обработке, хранению и реализации хлебопродуктов (табл. 7.1) из графы 3 "Остаток на начало месяца" и из графы 16 "Всего затрат за текущий месяц" в соответствующие графы (3 и 4) расчета (табл. 7.2) переносятся данные об остатках затрат на начало месяца и фактические затраты за текущий месяц по каждому элементу.

В графе 5 проставляется общая сумма затрат по графам 3 и 4. По графе 6 проставляется удельный вес (в процентах) каждого элемента в общей сумме затрат, указанных в графе 5 по строке "Всего". Для этого каждая сумма элемента затрат по графе 5 делится на общую сумму затрат графы 5 и умножается на 100:

2561,74

------- x 100 = 39,7%

6452,25

В графу 7 по строке "Всего" из таблицы 7.3 графы 7 переносятся данные о фактических затратах за текущий месяц, которые затем распределяются по элементам путем умножения общей суммы затрат на процент, указанный в графе 6, и делением произведения на 100 (2175 x 39,7) / 100 = 863,47 т. р., и так по каждой строке.

В нашем примере в декабре по нормативу списано 2205 тыс. руб., а по фактическим затратам за год следовало списать 2175 тыс. руб., т.е. сторнировано 30 тыс. руб.

По итогу графы 7 (табл. 7.2) составляется бухгалтерская проводка по дебету счетов N 45 "Товары отгруженные" и N 90 "Продажи" с кредита счета N 44 "Издержки обращения".

Сумма по графе 7 расчета (табл. 7.2) переносится в "Журнал по учету затрат на приемку, обработку, хранение и реализацию хлебопродуктов" (табл. 7.1) в графу 16.

Графа 17 журнала заполняется на основании графы 17 журнала за прошлый месяц плюс графа 16 текущего месяца.

Графа 18 должна быть равна графам 3 + 15 - 16.

Бухгалтерские проводки по учету затрат на приемку, обработку, хранение и реализацию хлебопродуктов.

Текст

Дебет

Кредит

Сумма

1

2

3

4

Стоимость материальных ценностей, израсходованных на ремонт, обслуживание производственных основных средств, охрану труда и другие нужды производственного назначения

44

10

Акцептованные счета за производственные услуги, связь, информационные услуги и другие

44

60-1

Расходы на оплату труда основному производственному персоналу

44

70

Единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования, пенсионный фонд и фонд медицинского страхования

44

68

Отчисления в дорожный фонд

44

68

Создание резерва на потери зерна, отгруженного, реализованного, за счет улучшения его качества по влажности и сорной примеси

44

96

Амортизационные отчисления на основные средства

44

02

Страховые платежи за имущественное и личное страхование

44

76-1

Проценты за краткосрочные кредиты

44

51

Командировочные расходы

44

71

Работы, выполненные вспомогательными производствами для основного производства

44

23

Списание издержек обращения на количество отгруженного зерна

45

44

Списание издержек обращения на количество реализованного зерна (без предварительного его списания на счет N 45 "Товары отгруженные")

90

44