Примерная программа проверки акционерных обществ по вопросу своевременности уплаты в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПРОВЕРКИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ПО ВОПРОСУ СВОЕВРЕМЕННОСТИ

УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ ДИВИДЕНДОВ ПО АКЦИЯМ,

ПРИНАДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВУ

При проверке акционерных обществ следует руководствоваться следующими нормативными документами: Положением "О порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям", утвержденным заместителем Министра экономики и финансов Российской Федерации С.В. Горбачевым от 10.01.92; письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.93 N 143/ЮУ-4-15/194н (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 23.12.93 N 441) "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы"; Госпрограммой приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284 (пункт 4.1 и 2.3.20 (страница 19)); письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 25.08.94 N 113/ВЗ-4-15/98н "О налоге на дивиденды по акциям, принадлежащим государству" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 02.09.94 N 679); письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 31.08.94 N 119/ВП-4-15/102н "О порядке направления дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной, государственной собственности субъектов Российской Федерации, на финансирование содержания объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также использования взимаемого на их содержание установленного налога" (зарегистрировано в Минюсте России 19.09.94 N 691); Временными указаниями "О порядке проведения документальных проверок юридических лиц независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы) по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль" (стр. 85), доведенные до госналогинспекций письмом Госналогслужбы России от 30.04.93 N ВГ-6-01/160; Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721.

Проверку следует начинать с проверки правильности и законности отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг), а также прибыли (убытков) от прочей реализации и от внереализационных операций, т.е. необходимо проверить, правильно ли сформирована валовая прибыль.

Далее необходимо проверить правильность расчетов по налогу на прибыль (доход).

В учредительных документах акционерного общества (Устав и др.) ознакомиться с реестром акционеров, в котором должно быть указано количество акций, принадлежащих каждому из них, и доля государства в уставном капитале. Необходимо также определить, кто является временным держателем доли акций, принадлежащей государству.

Проверить наличие протокола общего собрания акционеров, в котором должен быть определен размер дивиденда, приходящегося на одну простую акцию.

Выяснить, соответствуют ли порядок и сроки перечисления акционерными обществами дивидендов в соответствующие бюджеты (по принадлежности объектов собственности), определенные письмом Минфина России N 143 и Госналогслужбы России N ЮУ-4-15/194н от 08.12.93, фактически применяемым акционерным обществом порядку и срокам.

В случае нарушения сроков перечисления акционерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащим государству, невнесенную сумму следует считать недоимкой и взыскивать с начислением пени, которая в соответствии с пунктом 1 приложения 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" по неналоговым платежам определена в размере 0,05%.

Проверить, чтобы сумма дивидендов по акциям, которая подлежит налогообложению согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", была уменьшена на сумму дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и в оставшейся части обложена налогом у источника выплаты этих доходов.

КонсультантПлюс: примечание.

Нормы статьи 10 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. 03.12.1994) соответствуют нормам статьи 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. 05.08.2000).

В случае, когда акционерные общества открытого типа направляют дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, на возмещение расходов по содержанию объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения, не включенных в состав приватизированного имущества предприятия, они составляют справку (отчет) о размере начисленных дивидендов и их расходовании (использовании) по форме, прилагаемой к письму Минфина России и Госналогслужбы России от 31.08.94 N 119/ВП-4-15/102н, которую и надлежит проверить.

Следует иметь в виду, что дивиденды по акциям, принадлежащим государству, могут не перечисляться в бюджет и оставаться в распоряжении акционерных обществ или направляться в специализированные фонды только в исключительных и законодательно утвержденных случаях, а именно при наличии Указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации.

Проверки проводятся по состоянию на 01.01.95. По результатам каждой проверки составляется акт. Необходимые меры по реализации материалов проверок принимаются на месте в установленном порядке.

Информация о результатах проведенных проверок с указанием конкретных нарушений и недостатков представляется в Управление поступлений в государственные внебюджетные фонды и доходов от приватизации в произвольной форме и должна содержать следующие данные:

- Произведено проверок в ____ акционерных обществах;

- Начислено дивидендов в бюджеты ____ млн. рублей;

- Перечислено дивидендов с бюджеты ____ млн. рублей;

- Доначислено платежей в бюджеты ____ млн. рублей;

- Начислена пеня ____ млн. рублей.

Заместитель начальника Управления

поступлений в государственные

внебюджетные фонды и доходов от

приватизации

И.А.ТАРАСОВ