Документ не применяется. Подробнее см. Справку

IV. Порядок списания с баланса имущества, пришедшего в негодность, а также долгов, недостач и потерь от порчи товаров, материалов и продукции

IV. Порядок списания с баланса имущества, пришедшего

в негодность, а также долгов, недостач и потерь от порчи

товаров, материалов и продукции

34. Производственные объединения, а также предприятия и организации, на которые распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, имеют право списывать с баланса:

морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструмент, когда восстановление этого имущества невозможно или экономически нецелесообразно и оно не может быть реализовано;

здания и сооружения, снесенные в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов, а также пришедшие в ветхое состояние.

Управления всесоюзных и республиканских промышленных объединений могут списывать со своего баланса указанное имущество и разрешать его списание входящим в их состав предприятиям и организациям, на которые не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

Другие предприятия и организации, на которые не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, списание основных средств производят в порядке, устанавливаемом соответствующими министерствами и ведомствами.

Установленный настоящим Положением порядок списания основных средств не применяется в случаях, когда решениями Совета Министров СССР предусмотрен иной порядок списания.

35. Первоначальная стоимость ликвидированных основных средств и расходы, связанные с их ликвидацией (сносом и разборкой зданий и сооружений, демонтажом оборудования и т.п.), относятся на уменьшение уставного фонда, а сумма начисленного износа на полное восстановление за все время их службы и стоимость поступивших в связи с ликвидацией материальных ценностей в оценке возможного использования или реализации - на увеличение уставного фонда.

36. Убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных средств относятся на результаты хозяйственной деятельности производственных объединений, предприятий и организаций, за исключением случаев, когда решениями Совета Министров СССР установлен иной порядок.

Убытки от ликвидации не полностью амортизированных жилых зданий и других основных средств, по которым амортизация на полное восстановление не начисляется, а также основных средств, ликвидируемых в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов, на результаты хозяйственной деятельности производственных объединений, предприятий и организаций не относятся. По не полностью амортизированным основным средствам, выбывшим вследствие стихийных бедствий, а также реализованным в установленном порядке как излишние и неиспользуемые, убытки не определяются. Остаточная стоимость таких основных средств списывается с балансов на уменьшение уставного фонда.

37. Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

а) убыль ценностей в пределах установленных норм списывается по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций на издержки производства или обращения.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается.

При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

б) недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц.

При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск;

в) недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны производственными объединениями, предприятиями и организациями на издержки производства или обращения в пределах 100 рублей по каждому отдельному случаю недостачи или порчи, с сообщением об этом вышестоящим органам.

Аналогичные недостачи и потери, превышающие по каждому отдельному случаю 100 рублей, списываются на издержки производства или обращения:

государственными производственными объединениями, предприятиями и организациями союзного и республиканского (союзных республик) подчинения на сумму до 500 рублей с разрешения всесоюзных и республиканских промышленных объединений, главных управлений и других органов хозяйственного управления, непосредственно подчиненных министерствам и ведомствам, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения министерств и ведомств;

государственными производственными объединениями, предприятиями и организациями республиканского (АССР) и местного подчинения на сумму до 500 рублей с разрешения министерств и ведомств автономных республик или управлений (отделов) исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения Советов Министров автономных республик или исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных Советов народных депутатов;

предприятиями и организациями потребительской кооперации в порядке, устанавливаемом Центросоюзом;

общественными организациями и их предприятиями на сумму до 500 рублей с разрешения вышестоящих организаций, а на сумму свыше 500 рублей - с разрешения соответствующих союзных и республиканских органов.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, должны быть указаны меры, принятые по предотвращению таких недостач и потерь.

38. Долги по недостачам ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности иска, списываются с баланса по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций на издержки производства или обращения в каждом отдельном случае в пределах 100 рублей, с сообщением вышестоящим органам.

Долги по недостачам ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности иска, в суммах, превышающих в каждом отдельном случае 100 рублей, списываются в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 37 настоящего Положения.

Присужденные долги, по которым возвращены исполнительные документы с утвержденным судом актом о несостоятельности должника и невозможности обращения взыскания на его имущество, и прочие долги, признанные объединениями, предприятиями и организациями безнадежными к получению, могут быть списаны с баланса в убыток по распоряжению их руководителей, с сообщением об этом вышестоящим органам.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается с балансов в убыток по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий и организаций, с сообщением об этом вышестоящим органам.

39. Суммы кредиторской (кроме предусмотренной пунктом 40 настоящего Положения) и депонентской задолженности, по которым срок давности истек, подлежат взносу в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности объединений, предприятий и организаций не позднее 10-го числа месяца, следующего за тем, в котором истек срок давности. За просрочку взноса взыскивается пеня в размере 0,05 процента за каждый просроченный день.

(в ред. Постановления Совмина СССР от 29.07.86 N 889)

40. Суммы кредиторской задолженности по расчетам между кооперативными и общественными предприятиями и организациями, по которым истекли сроки давности, подлежат зачислению в прибыль кооперативных и общественных предприятий и организаций не позднее месяца по истечении указанных сроков.

41. Списание с баланса производственных объединений, предприятий и организаций союзного подчинения затрат по прекращенному строительству и затрат на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству в размере до 100 тыс. рублей по каждой стройке, а также расходов на геолого-разведочные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы производится с разрешения министерств и ведомств СССР. Списание затрат по прекращенному строительству и затрат на проектно - изыскательские работы по неосуществленному строительству в размере свыше 100 тыс. рублей по каждой стройке производится с разрешения Совета Министров СССР.

Списание указанных затрат и расходов с баланса объединений, предприятий и организаций республиканского и местного подчинения производится с разрешения Советов Министров союзных республик или в порядке, ими устанавливаемом.

Управления всесоюзных и республиканских промышленных объединений могут разрешать входящим в их состав производственным объединениям, предприятиям и организациям списывать с баланса затраты по прекращенному строительству, затраты на проектно - изыскательские работы по неосуществленному строительству и расходы на геолого-разведочные, научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы в размерах, устанавливаемых вышестоящим органом в пределах его компетенции.

Предприятия и организации потребительской кооперации списание с баланса указанных затрат и расходов производят в порядке, установленном Центросоюзом.

42. Потери по хозяйственным операциям и потери от стихийных бедствий, за исключением убытков по основным средствам, списываются в убыток отчетного года.

Списание потерь от стихийных бедствий в убыток производится с разрешения вышестоящих органов.

43. Списание с баланса объединений, предприятий и организаций долгов, недостач и потерь может производиться лишь после тщательной, с участием общественных организаций, проверки причин убытков и потерь, выявления виновных в этом лиц и принятия необходимых мер к возмещению причиненного ущерба.