Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год.

II.4. Реализация денежно-кредитной политики

В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год" увеличение спроса на рублевую денежную массу, соответствующее принятым основным макроэкономическим параметрам, оценивалось в 20 - 32%.

Фактически макроэкономическая ситуация в январе - сентябре текущего года отличалась от исходных предпосылок, заложенных в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год", прежде всего более высокими по сравнению с ранее предполагавшимися мировыми ценами на энергоносители, более сильным платежным балансом, более значительным ростом регулируемых цен и тарифов.

В первые месяцы 2005 года сохранялась тенденция к замедлению годовых темпов прироста денежной массы М2, наблюдавшаяся в течение 2004 года (с 57,4% в январе 2004 года до 29,3% в феврале 2005 года), которая, несмотря на сезонное кратковременное ускорение роста денежной массы в конце 2004 года, не формировала дополнительного давления со стороны монетарной сферы на инфляционные процессы в начале текущего года. Со II квартала 2005 года темпы роста денежной массы ускорились. В целом за январь - сентябрь текущего года прирост рублевой денежной массы (М2) составил 21,3% (за январь - сентябрь 2004 года - 16%). Возросли также по сравнению с прошлым годом и годовые темпы прироста этого денежного агрегата - до 42% в сентябре 2005 года с 35,4% в сентябре 2004 года.

Увеличение темпов роста денежной массы в годовом выражении в течение II и III кварталов не только осложняет достижение цели по инфляции на 2005 год, но может негативно повлиять на условия формирования инфляционных процессов в первом полугодии 2006 года.

В январе - сентябре 2005 года скорость обращения денег М2 продолжала снижаться. Однако на фоне замедления по сравнению с прошлым годом темпов роста ВВП скорость обращения денег М2 снижалась медленнее (по оценкам, на 4,3% за январь - сентябрь 2005 года), чем в соответствующий период прошлого года (на 10%).

Динамика скорости обращения денег в существенной степени находилась под влиянием неустойчивости процесса дедолларизации. Так, в январе - марте текущего года доля депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы в определении денежного обзора была выше, чем в январе - марте 2004 года. В апреле - сентябре наметились тенденции к ее снижению, и в результате на 01.10.2005 она составила 18,1%, то есть была ниже, чем на соответствующую дату 2004 года (19,6%). Объем наличной иностранной валюты вне банков, по предварительным оценкам платежного баланса, за девять месяцев 2005 года сократился на 4,2 млрд. долларов США (за девять месяцев 2004 года этот показатель уменьшился на 1,3 млрд. долларов США).

Кроме того, на снижение скорости обращения денег и динамику инфляционных процессов оказало позитивное влияние увеличение доли низколиквидных компонентов в структуре денежной массы. Удельный вес срочных депозитов в составе рублевой денежной массы на 01.10.2005 составил 36,3% по сравнению с 35,1% на аналогичную дату 2004 года.

Основным источником роста денежной массы, рассчитанной по методологии денежного обзора, в январе - сентябре 2005 года было увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций (на 37,2%). Требования к нефинансовым организациям и населению увеличились за указанный период на 22,6% по сравнению с 27,4% за девять месяцев 2004 года.

Ожидаемые денежно-кредитные показатели на конец 2005 года (прежде всего по денежной массе и денежной базе) наиболее близки к пятому варианту денежной программы, представленному в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год". Однако ожидается более значительный прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом выражении почти в 2 раза больше первоначального прогноза по пятому варианту программы), что обусловлено в основном превышением по сальдо счета текущих операций.

При отсутствии существенных отклонений в прогнозируемой динамике узкой денежной базы это означает, что органам денежно-кредитного регулирования потребуется в большем объеме, чем предполагалось в программе, снизить чистые внутренние активы. В целом за 2005 год их снижение может составить 1,3 трлн. рублей, в основном за счет роста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России.