Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Особенности проведения таможенного контроля целевого использования безвозмездной помощи

1. Особенности проведения таможенного контроля

целевого использования безвозмездной помощи

20. Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" определены следующие понятия.

Безвозмездная помощь (содействие) - средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Удостоверение - документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения.

Техническая помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 N 1046 утратил силу с 1 января 2009 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1044. Нормам утратившего силу пункта 17 документа соответствуют нормы пункта 2.1 Постановления Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046.

21. В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 г. N 1046 "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием" оборудование и другие материально-технические средства, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи, должны использоваться исключительно для целей технической помощи, предназначенной конкретным получателям, и не могут быть переданы третьим лицам, не являющимся участниками данного проекта или программы технической помощи, проданы или сданы в аренду.

22. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации" под гуманитарной помощью (содействием) понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально не защищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).

Не могут относиться к гуманитарной помощи (содействию) подакцизные товары (продукция), за исключением предназначенных для финансируемых из бюджетов всех уровней государственных и муниципальных организаций автомобилей специального назначения для оказания скорой медицинской помощи, а также передвижных диагностических лабораторий, оснащенных специальным медицинским оборудованием, получаемых лечебными учреждениями для собственных нужд; автомобилей легковых, предназначенных для перевозки 10 человек и более, ввозимых для домов ребенка, детских домов, домов престарелых и инвалидов; автомобилей легковых, оборудованных подъемниками для инвалидных колясок, ввозимых для центров реабилитации инвалидов, мясо и мясопродукты, которые по условиям ввоза предназначены только для промышленной переработки, полуфабрикаты, мясной и рыбный фарш, мясо механической обвалки, а также бывшие в употреблении одежда, обувь и постельные принадлежности, за исключением одежды, обуви и постельных принадлежностей, направляемых в адрес государственных и муниципальных организаций и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, уголовно-исполнительной системы, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней.

При ввозе товаров, относящихся к гуманитарной помощи, на таможенную территорию Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации обеспечивают их первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождают указанные товары в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания таможенных сборов за таможенное оформление.

Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия), не распространяются на товары, ввозимые в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами), предусматривающими оплату этих товаров российскими юридическими и физическими лицами.

Все органы и организации, получающие гуманитарную помощь (содействие), обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию).

Учет и хранение этих товаров осуществляются отдельно от коммерческих товаров.

23. В соответствии с совместным Постановлением Госкомстата России и Минфина России от 03.04.2001 N 21/29н "Об утверждении единой формы бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) N ГП-1 и указаний по ее заполнению" единая форма бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) N ГП-1 применяется для учета товарно-материальных ценностей, относящихся к гуманитарной помощи (содействию), на всех этапах ее движения.

Форма N ГП-1 состоит из двух разделов.

Раздел 1 содержит сведения информационно-справочного характера, необходимые для учета приема и движения товарно-материальных ценностей, относящихся к гуманитарной помощи, поступивших от организации, предоставившей гуманитарную помощь.

Раздел 2 отражает учет операции приема-передачи товарно-материальных ценностей, относящихся к гуманитарной помощи, российским грузоотправителем российскому грузополучателю.

24. Основные направления проверки целевого использования гуманитарной помощи:

- оприходование товаров и постановка их на баланс организаций, полнота и достоверность отражения совершаемых хозяйственных операций;

- порядок учета и хранения гуманитарной помощи;

- анализ документов, представленных получателем в таможенные органы для подтверждения целевого использования товаров;

- проверка соответствия квоты, указанной в удостоверении Комиссии, данным, указанным в таможенных документах;

- обобщение всех материалов о проверяемом получателе товаров, относящихся к гуманитарной помощи, имеющихся в таможенных органах и подлежащих проверке, включая информацию, поступившую из правоохранительных и иных контролирующих органов;

- анализ соответствия представленных документов законодательным и иным нормативным правовым актам о порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с поступлением и дальнейшим использованием условно выпущенных товаров;

- использование товара по целевому назначению;

- установление фактов возможной реализации условно выпущенных товаров;

- порядок использования и наличие предметов длительного пользования (медицинское оборудование, школьный инвентарь и т.д.);

- порядок распределения материальных средств (одежда, продукты питания и т.д.) физическим лицам (если таковое распределение производилось);

- движение средств на соответствующих счетах, перевод денежных средств. Особое внимание следует обратить на тот факт, по каким контрактам и в счет оплаты каких операций перечислены денежные средства;

- подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц;

- наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текстов.

25. Поступление безвозмездной помощи у организации, ее получившей, может отражаться следующими бухгалтерскими проводками.

В соответствии с Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" безвозмездно полученная в собственность гуманитарная помощь для незащищенных категорий россиян должна быть оприходована по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 87 "Добавочный капитал", субсчет 3 "Безвозмездно полученные ценности". При безвозмездной передаче малоимущим категориям граждан имущества по назначению стоимость его списывается с кредита счета 10 "Материалы" в корреспонденции с дебетом счета 48 "Реализация прочих активов" и одновременно в кредит счета 48 "Реализация прочих активов" относится аналогичная сумма с дебета счета 87 "Добавочный капитал". В случае реализации имущества, предназначенного для гуманитарной помощи, бухгалтерский учет должен быть организован в общеустановленном порядке на счетах реализации с выявлением финансовых результатов и принятием их для целей налогообложения.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств поступление безвозмездной помощи у организации, ее получившей, может отражаться следующими бухгалтерскими проводками:

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│ Дебет │ Кредит │

├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│01 "Основные средства" │86 "Целевое финансирование" │

├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│07 "Оборудование к установке" │98 "Доходы будущих периодов" │

├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│08 "Вложения во внеоборотные │ │

│активы" │ │

├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│10 "Материалы" │ │

└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘

Использование (распределение) безвозмездной помощи отражается:

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│ Дебет │ Кредит │

├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│86 "Целевое финансирование" │20 "Основное производство" │

├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│98 "Доходы будущих периодов" │26 "Общехозяйственные расходы" │

└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘

Отражение операций при ведении бюджетного учета бюджетными учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0, бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

26. При таможенном контроле целевого использования полученной лицом гуманитарной помощи необходимо установить полноту и своевременность ее отражения на соответствующих счетах бухгалтерского учета и подтверждения первичными учетными документами организации, получившей помощь.

27. Получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему таможенные и другие льготы, в случаях нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

28. В соответствии с письмом ГТК России от 02.12.2003 N 01-06/47172 "О таможенном оформлении товаров в качестве гуманитарной помощи (содействия)" в случае расхождения стоимостей, указанных в решении Комиссии, товаросопроводительных документах и таможенной стоимости, определенной таможенным органом, более чем на 20% должно быть представлено новое подтверждение (удостоверение) Комиссии об отнесении товаров к гуманитарной помощи (содействию) с указанием новой стоимости.