При применении документа следует учитывать, что Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ.

1. Общая часть

1.1. Настоящая методика разработана в соответствии с Законом РСФСР "О налогах на имущество физических лиц", Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О налогах на имущество физических лиц" от 11 августа 1994 г., во исполнение статьи 11 Закона "О федеральном бюджете на 1994 г.", как дополнительный документ к "Порядку оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", утвержденному Приказом Минстроя России N 87 от 4 апреля 1992 г., и предназначена для применения на территории Республики (края, области) только для целей налогообложения строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности по состоянию на 1 января 1995 г.

1.2. Строения, помещения и сооружения, находящиеся во владении и пользовании граждан, право собственности на которые не признано в установленном порядке (самовольное строительство, объекты, не принятые в эксплуатацию, но эксплуатируемые по неопределенному назначению, и др.), не могут являться объектами налогообложения.

Фискальные действия по отношению к недобросовестным владельцам (взыскание штрафов, неустоек и др.) должны производиться в соответствии с административным законодательством.

1.3. Переоценка строений, помещений и сооружений, оценка которых определена ранее по результатам первичной или текущей инвентаризации, должна производиться по состоянию на 1 января 1995 г. в соответствии с Приказом Минстроя России N 87 от 4 апреля 1992 г. по результатам последней инвентаризации, с повышающим коэффициентом к сметным ценам 1969 г. в размере (Примечание для утверждающего органа: указать размер коэффициента, но не более рассчитанного по методике БТИ).

1.4. Непроинвентаризированные строения и сооружения, расположенные на территории сельских населенных пунктов и зарегистрированные за физическими лицами в делопроизводстве сельской администрации, похозяйственных книгах и подворных списках, считать принадлежащими гражданам на праве собственности, признанном в административном порядке.

Оценка данных строений должна производиться в соответствии с разделом 2 данной методики.

1.5. Строения и сооружения в садовых товариществах на земельных участках, находящихся в собственности граждан, оцениваются как принадлежности земельного участка (главной вещи) в соответствии с разделом 3 данной методики.

Строения и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных в собственность граждан для целей сельскохозяйственного использования (ведение подсобного хозяйства и др.), и используемые по данному назначению вне зависимости от стадии готовности и технического состояния, также оцениваются как принадлежности земельного участка (см. раздел 3).

Строения и сооружения на земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам в пользование или аренду, оцениваются в соответствии с разделом 2 данной методики, если право собственности на эти строения признано в административном порядке, и в соответствии с разделом 3, если право собственности не признано, но владелец строения является добросовестным (т.е. не проявил самовольных действий по захвату земельного участка, по строительству не предусмотренных планом или договором объектов).

1.6. Право собственности физических лиц на строения и сооружения нежилого (в т.ч. производственного) назначения, расположенные в городах и рабочих поселках на участках, предоставленных гражданам в постоянное пользование, аренду, собственность для обслуживания и эксплуатации данных строений и сооружений конкретного назначения, впредь, до вступления в силу законодательства о регистрации прав на такие строения и сооружения, подлежит первичному признанию в административном порядке и регистрации в особом делопроизводстве административных органов (Реестр строений и собственников).

Обязать местные БТИ вести реестры строений нежилого назначения (в т.ч. производственного) в соответствии с действующими "Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения".

Споры о праве собственности, признанном в административном порядке, решаются претендентами на данное право самостоятельно, в том числе путем признания и защиты права в судебном порядке.

Оценку строений и сооружений, поименованных в данном пункте, производить по цене их приобретения у прежнего собственника, но не ниже кратной нормативной цены земельного участка, расположенного непосредственно под строением (пятно застройки).

1.7. Строения гаражно - строительных кооперативов, числящиеся на балансе юридических лиц, не являются объектами налогообложения для физических лиц.

1.8. Строения гаражно - строительных товариществ, не являющихся юридическими лицами (полных товариществ), облагаются налогом в части долей физических лиц, указанных в учредительном договоре полного товарищества, зарегистрированном в местной администрации.

При отсутствии зарегистрированного договора, а также в случае если доли физических лиц не определены, на лицо, которому поручено ведение общих дел полного товарищества, в административном порядке налагается штраф в размере суммы налога на строение в целом.

1.9. Отдельно стоящие гаражные строения (индивидуальные постройки), право собственности на которые признано в административном порядке, оцениваются по укрупненным показателям восстановительной стоимости в соответствии с Приказом Минстроя России N 87 от 4 апреля 1992 г. с применением повышающего коэффициента, указанного в пункте 1.3 данной методики.

1.10. Финансирование работ по оценке и переоценке строений производится за счет средств местных бюджетов, пропорционально сумме налоговых поступлений.

1.11. Определение предстоящих объемов работ по оценке и переоценке строений и сооружений, находящихся в сельской местности, должно производиться по имеющимся материалам аэрофотосъемки в масштабе 1:10000.