3.1 Оценка исполнения предписания в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований на основании представленных документов и сведений, полученной информации

3.1 Оценка исполнения предписания в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований на основании представленных документов и сведений, полученной информации.

По вопросу о возможности привлечения контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания следует учитывать позицию Минэкономразвития России указанную в письме от 29.01.2024 N Д24и-2375, а также зафиксированную в пункте 5 раздела 1 протокола совещания от 25.07.2023 N 28-Д24 на тему: "О рассмотрении жалоб в рамках механизма досудебного обжалования и об отдельных вопросах контрольной (надзорной) деятельности":

"В соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, отнесенных к предмету видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируемых в том числе Федеральным законом N 248-ФЗ, может быть возбуждено только после проведения КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 указанной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.

Вместе с тем положения статьи 28.1 КоАП РФ не ограничивают возбуждение дел об административном правонарушении, если событие соответствующего правонарушения сопряжено с нарушением контролируемым лицом обязанностей, установленных требованиями законодательства о государственном контроле (надзоре) в том числе неисполнение выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Обращаем внимание, что неисполнение предписания не является нарушением обязательных требований в рамках отраслевого регулирования соответствующей сферы.

С учетом изложенного привлечение контролируемых лиц к административной ответственности за неисполнение предписания допускается без проведения КНМ с взаимодействием при наличии достаточных сведений, позволяющих сделать обоснованный вывод о таком неисполнении."

Налоговые органы имеют возможность в большинстве случаев оценить факт исполнения или неисполнения предписания без проведения КНМ с взаимодействием в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований, например, при установлении факта неприменения ККТ при фактическом отсутствии самой ККТ налоговые органы проверяют исполнение вынесенного предписания на основании сведений о регистрации ККТ и наличия чека коррекции на сумму неприменения.

3.1.1 В случае, если в результате проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований налоговым органом на основании имеющихся сведений и представленных контролируемым лицом документов оценено исполнение предписания и подтверждено исполнение такого предписания, составляется акт наблюдения за соблюдением обязательных требований, в котором отражаются соответствующие сведения.

Форма акта наблюдения за соблюдением обязательных требований прилагается к настоящей директиве.

3.1.2 В случае, если в результате проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований налоговым органов установлено неисполнения предписания, то в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ для дальнейшего направления в судебные органы на рассмотрение.

При этом в случае, если в результате проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований в части исполнения предписания будет установлено неисполнение такого предписания в части дальнейшего непредотвращения контролируемым лицом причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (непринятия мер по соблюдению требований Федерального закона N 54-ФЗ), например, неприменение ККТ или невыдача кассовых чеков при совершении каждого расчета, а также применение ККТ с нарушением установленных требований, то в сопроводительном письме, которым протокол об административном правонарушении направляется в судебные органы целесообразно предложить судебным органам применить в отношении виновных должностных лиц административное наказание в виде дисквалификации.

3.1.3 В случае, если в результате проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований налоговым органом на основании имеющихся сведений и представленных контролируемым лицом документов оценить исполнение предписания и подтвердить исполнение такого предписания не представляется возможным, налоговые органы инициируют проведение КНМ с взаимодействием.