2.1. Алгоритм создания

Для создания ЦСП студенческих сборных команд и реализации дополнительных образовательных программ по спортивной подготовке образовательной организации рекомендуется иметь соответствующее материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение, а также целевую группу студентов, соответствующих требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта.

Алгоритм создания ЦСП студенческих сборных команд в образовательной организации высшего образования представлен на рисунке 4.

00000004.png

Рисунок 4. Алгоритм создания ЦСП студенческих сборных

команд в образовательной организации высшего образования

При создании ЦСП студенческих сборных команд важным шагом является определение приоритетной модели деятельности. В целях эффективного организационного и методического обеспечения центров, а также сохранения и совершенствования преемственности системы подготовки спортивного резерва между детско-юношеским, студенческим спортом и спортом высших достижений рекомендуется определение следующих возможных моделей создания и функционирования указанных центров:

1. в виде нового структурного подразделения ООВО;

2. на базе действующего структурного подразделения образовательной организации.

00000005.png

Рисунок 5. Виды организационной формы ЦСП студенческих

сборных команд в ООВО

Для создания необходимых условий деятельности ЦСП студенческих сборных команд, важным является проведение анализа имеющейся материально-технической базы, необходимой для реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки. Оценивается соответствие имеющейся спортивной инфраструктуры федеральным стандартам спортивной подготовки по видам спорта, ее текущее состояние, возможность эксплуатации, оснащенность и доступность для реализации программ спортивной подготовки. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

При реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки и проведения учебно-тренировочных занятий ЦСП студенческих сборных команд рекомендуется использовать объекты спорта, находящиеся в собственности, на праве оперативного управления, хозяйственного ведения.

Кроме того, важным является проведение первичного мониторинга контингента обучающихся образовательной организации, заинтересованных в прохождении обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, а также оценка их соответствия требованиям федеральным стандартам спортивной подготовки и уровня спортивного мастерства по избранному виду спорта.

Особенностью деятельности ЦСП студенческих сборных команд является ориентация на контингент спортсменов старше 18 лет (совершеннолетние), соответствующих учебно-тренировочному этапу (этапу спортивной специализации) и этапам совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

В соответствии с выявленными возможностями объектов спортивной инфраструктуры образовательной организации, а также в соответствии с имеющимся контингентом обучающихся, заинтересованных в прохождении обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки и соответствующих требованиям федерального стандарта спортивной подготовки по избранному виду спорта, руководителем образовательной организации принимается решение об определении и утверждении приоритетных видов спорта, по которым планируется реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, а также определение и утверждение количества мест для зачисления на обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки. В образовательной организации, для функционирования ЦСП студенческих сборных команд важно разработать и утвердить дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по избранным видам спорта, в соответствии с примерными дополнительными образовательными программами спортивной подготовки и требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.

Разработка и утверждение локальных актов для реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки должна осуществляться в соответствии с примерной номенклатурой дел (приложение N 1), а также с учетом специфики образовательной организации.

Разработанная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки должна включать следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:

- сроки реализации этапов спортивной подготовки;

- возрастные границы, а также количество лиц, проходящих спортивную подготовку, в группах на этапах спортивной подготовки;

- объем программы;

- виды и формы обучения;

- годовой учебно-тренировочный план;

- календарный план воспитательной работы, план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

- план инструкторской и судейской практики;

- планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств.

3. Система контроля.

- требования к результатам прохождения программы;

- оценка результатов освоения программы;

- контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки.

4. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине):

- программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки;

- учебно-тематический план.

5. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам.

6. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:

- материально-технические условия;

- кадровые условия реализации (укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками);

- уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников;

- непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей.

7. Информационно-методические условия реализации программы.

Центр при необходимости взаимодействует со всеми структурными подразделениями образовательной организации, в том числе со ССК, а также с иными организациями на территории субъекта Российской Федерации, а также Российской Федерации по вопросам, относящимся к его компетенции.

При определении видов спорта для реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, рекомендуется учитывать наличие вида спорта в перечне базовых видов спорта в субъекте Российской Федерации, наличие студенческой спортивной лиги по виду спорта, а также в целом уровень развития вида спорта в студенческой среде.

Организацию контроля за процессом спортивной подготовки, а также реализацией программ спортивной подготовки рекомендуется осуществлять в соответствии с локальными нормативными актами ООВО, осуществляющей спортивную подготовку, либо нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах своих компетенций.