3. Итоги проведения профилактических мероприятий в 2023 году

3. Итоги проведения профилактических мероприятий

в 2023 году

3.1. В 2023 году Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами проводились следующие профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений контролируемыми лицами требований законодательства:

а) анкетирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения требований законодательства при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

В 2023 году проведены 15014 профилактических мероприятий в форме анкетирования, что в 3,4 раза или на 239% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (4421). Анкетирование контролируемых лиц проводилось с помощью онлайн сервиса Yandex Forms. Ссылка на анкетирование была размещена в личных кабинетах контролируемых лиц в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК), а также направлена на электронные почты контролируемых лиц, представленные при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Анкеты включали в себя вопросы о процедуре идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, отнесении клиентов к группам риска, факторах, на основании которых клиент отнесен к группе риска и т.д. Ответы участников анкетирования позволили оценить насколько соблюдаются обязательные требования при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, а также трудности, которые возникают у контролируемых лиц при проведении процедуры идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;

б) взаимодействие с контролируемыми лицами посредством рассмотрения Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами обращений контролируемых лиц по вопросам соблюдения требований законодательства;

в) направление контролируемым лицам информационных сообщений.

В адрес 22653 контролируемого лица Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами доведена информация о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и финансированию распространения оружия массового уничтожения, что на 27% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (17883);

г) проведение обучающих семинаров в целях повышения уровня осведомленности контролируемых лиц о требованиях законодательства.

Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Сибирскому федеральному округу провело совместно с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу вебинар на тему "Правила определения статуса участника операции при подготовке формализованного электронного сообщения, направляемого в Росфинмониторинг".

Кроме того, Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Южному федеральному округу приняло участие в Международном научно-практическом форуме "Обеспечение финансового суверенитета через механизмы развития системы ПОД/ФТ и формирования финансовой культуры общества" на базе Ростовского Государственного Экономического Университета;

д) обобщение правоприменительной практики.

По состоянию на 15 декабря 2023 г. Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами проведены 347 проверок соблюдения контролируемыми лицами требований законодательства (далее - проверки), что в 5 раз больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (69 проверок). Увеличение количества проведенных проверок на 402% обусловлено применением Федеральной пробирной палатой риск-ориентированного подхода согласно Модели оценки рисков несоблюдения контролируемыми лицами требований законодательства (далее - Модель оценки рисков), разработанной Федеральной пробирной палатой в соответствии с Положением.

Алгоритм, заложенный в Модели оценки рисков, позволил отнести деятельность каждого контролируемого лица к определенному уровню риска несоблюдения требований законодательства (далее - уровень риска). По результатам ранжирования деятельности контролируемых лиц более 400 контролируемым лицам присвоены повышенный или высокий уровень риска, что послужило основанием для проведения в отношении них проверок.

С увеличением количества проведенных проверок одновременно увеличилось количество возбужденных дел об административных правонарушениях, по результатам которых наложены штрафы и вынесены предупреждения, общее количество которых по состоянию на 15 декабря 2023 г. составило 281, что на 146% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (114 штрафов и предупреждений).

Также увеличилась сумма наложенных штрафов по сравнению с 2022 годом на 11% с 4,5 млн рублей до 5 млн рублей.

Вместе с тем эффективность проверок по состоянию на 15 декабря 2023 г. снизилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 81% против 91%.

Снижение эффективности проверок на 10% обусловлено тем, что по состоянию на 15 декабря 2023 г. остаются незавершенными более 70 проверок, а также сроками привлечения виновных контролируемых лиц к административной ответственности.

В этой связи прогнозируемая эффективность проверок на 31 декабря 2023 г. будет составлять 85 - 90%, что в целом будет соответствовать эффективности проверок аналогичного периода предыдущего года.

В рамках досудебного обжалования за 2023 год в Федеральную пробирную палату и ее территориальные органы поступила 1 жалоба контролируемого лица на решение территориального органа Федеральной пробирной палаты (в 2022 году жалобы контролируемых лиц в Федеральную пробирную палату и ее территориальные органы не поступали).

По результатам рассмотрения центральным аппаратом Федеральной пробирной палаты жалобы контролируемого лица принято решение об оставлении жалобы без удовлетворения, решение территориального органа Федеральной пробирной палаты признанно законным и обоснованным.

3.2. Для повышения уровня осведомленности контролируемых лиц о требованиях законодательства сотрудниками центрального аппарата Федеральной пробирной палаты совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга записан и размещен на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети "Интернет" обучающий видеоролик на тему "Об основных аспектах исполнения требований законодательства", который освещает основные вопросы соблюдения требований законодательства, порядок постановки на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - специальный учет), регистрации в ГИИС ДМДК, перечень операций, подлежащих обязательному контролю, порядок организации и осуществления внутреннего контроля, ответственность за нарушение требований законодательства.

3.3. В целях оказания методической помощи контролируемым лицам на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети "Интернет" размещены памятки по следующим темам: "Обучение кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "Назначение специального должностного лица", "Разработка правил внутреннего контроля", "Операции с денежными средствами или иным имуществом".

Кроме того, Федеральной пробирной палатой была разработана памятка по работе с ГИИС ДМДК при постановке на специальный учет, снятии со специального учета и внесении изменений в карту специального учета, а также исполнению требований законодательства для контролируемых лиц, зарегистрированных в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях.

3.4. Показатели по итогам проведенных в 2023 году профилактических мероприятий приведены в приложении N 1 к Программе.