II. Анализ текущего состояния федерального государственного пробирного надзора
2. Предметом федерального государственного пробирного надзора является соблюдение обязательных требований контролируемыми лицами, а именно:
а) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, их использование и обращение, установленных Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований;
б) организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по обработке и (или) деятельность по скупке, лицензионных требований к указанным видам деятельности, установленных Положением о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) и Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 г. N 1418;
в) аффинажными организациями, осуществляющими деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
3. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пробирного надзора, размещен на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Федеральной пробирной палаты в сети "Интернет").
4. Профилактика нарушений обязательных требований включает:
а) анализ текущего уровня развития профилактической деятельности при осуществлении Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами видов профилактических мероприятий;
б) описание текущего состояния осуществления Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами видов контроля (надзора) на плановой и внеплановой основе;
в) характеристику проблем, на решение которых направлена Программа профилактики.
5. На основе анализа текущей структуры нормативного правового регулирования в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных камней, обеспечения государственного контроля (надзора) за деятельностью контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ определены следующие механизмы обеспечения профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного пробирного надзора:
а) соблюдение прав и законных интересов граждан контролируемых лиц, защита их имущества, деловой репутации;
б) осуществление функций по федеральному государственному пробирному надзору;
в) соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
6. В 2023 году Федеральной пробирной палатой и ее территориальными органами проводились следующие профилактические мероприятия при осуществлении федерального государственного пробирного надзора:
а) профилактические визиты - 894;
б) объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований - 3833;
д) обобщение правоприменительной практики.
В рамках проведения обобщения правоприменительной практики по состоянию на 15 декабря 2023 г. должностными лицами Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов были проведены 86 контрольных (надзорных) мероприятия во взаимодействии с контролируемыми лицами, что на 50 мероприятий (104%) больше, чем в 2022 году, и 28085 профилактических мероприятий, что на 10907 мероприятий (63%) больше, чем в 2022 году (приложение к Программе профилактики).
Проведены контрольные (надзорные) мероприятия:
а) 33 плановые проверки, из них:
б) 53 внеплановые проверки, из них:
С увеличением количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемыми лицами одновременно снизилось количество возбужденных дел об административных правонарушениях, по результатам которых наложены штрафы и вынесены предупреждения, общее количество которых по состоянию на 15 декабря 2023 г. составило 105, что на 36% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Причиной увеличения количества контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в 2023 году, послужило, в том числе выявление должностными лицами Федеральной пробирной палаты и ее территориальных органов индикаторов риска нарушения обязательных требований, в результате чего были проведены 24 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятия, то есть 28% от общего количества проведенных в 2023 году контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках мероприятий по контролю на производственных объектах аффинажных организаций, указанных в пункте 1 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1015 "О федеральном государственном пробирном надзоре" (далее - Постановление N 1015), проведены:
40 проверок соблюдения порядка приема подлежащего аффинажу минерального и вторичного сырья, включая контрольное опробование, соблюдения порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа;
40 проверок соблюдения требований к учету и хранению драгоценных металлов и продукции из них, а также выборочно - по ведению соответствующей отчетности при выпуске и отгрузке готовой продукции из драгоценных металлов;
24 проверки производственных подразделений аффинажных организаций, осуществляющих прием, отгрузку, отбор проб, проведение химических анализов, хранение, производство драгоценных металлов, а также продукции технического назначения в соответствии с графиками проведения в 2023 году уполномоченными должностными лицами территориальных органов Федеральной пробирной палаты мероприятий по контролю на производственных объектах организаций, указанных в пункте 1 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1015, утвержденными приказом Федеральной пробирной палаты от 18 ноября 2022 г. N 223 (далее - Приказ N 223);
10 проверок соблюдения требований к проведению инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 1 января 2023 г.;
10 проверок оценки соблюдения требований к проведению инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 1 января 2024 г.;
50 проверок соблюдения требований о согласовании с Федеральной пробирной палатой инструкций и нормативных показателей, разрабатываемых аффинажными организациями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов";
10 проверок соблюдения требований о представлении в Федеральную пробирную палату металлургического баланса драгоценных металлов за 2022 год, а также инструкции по составлению годового металлургического баланса драгоценных металлов, документов оперативного учета движения драгоценных металлов, норм потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам, нормативов возвратных и обратимых отходов драгоценных металлов, полученных в результате аффинажа, нормативов невязок металлургического баланса драгоценных металлов;
проводились проверки продукции на предмет наличия двухмерных штриховых кодов, уникальных идентификационных номеров, нанесенных на паспорта стандартных слитков и на сертификаты мерных слитков, направляемых на отгрузку (реализацию), и их соответствия в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК).
Количество проведенных в 2023 году проверок производственных подразделений аффинажных организаций, осуществляющих прием, отгрузку, отбор проб, проведение химических анализов, хранение, производство драгоценных металлов, а также продукции технического назначения, в соответствии с Приказом N 223 составило 24, что на 1 проверку меньше, чем в 2022 году. МРУ Пробирной палаты России по УФО проведено 1 внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие (внеплановая проверка) на производственных объектах аффинажной организации.
Количество постоянных контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в 2023 году в рамках осуществления постоянного государственного контроля (надзора), составило 110, что соответствует аналогичным мероприятиям, проведенным в 2022 году.
По результатам контрольных мероприятий выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований в сфере осуществления федерального государственного пробирного надзора в разбивке по соответствующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
- часть 1 статьи 15.43 КоАП РФ: ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем федеральный государственный пробирный надзор, если такая постановка является обязательной;
- часть 2 статьи 15.43 КоАП РФ: нарушение установленного срока представления заполненной в личном кабинете в ГИИС ДМДК формы о внесении изменений в карту специального учета;
- часть 1 статьи 15.44 КоАП РФ: незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
- часть 1 статьи 15.46 КоАП РФ: действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы, драгоценные камни и продукцию из них, в том числе их использование в качестве залога, с нарушением установленных законодательством обязательных требований;
- часть 1 статьи 15.47 КоАП РФ: нарушение правил учета драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, непредставление отчетности по установленным законодательством формам о движении драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде, состоянии либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней, или непредставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, в ГИИС ДМДК в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях (например, отсутствие подписей материально-ответственных лиц на оформленных приемных актах (приходных ордерах), несоответствие внутренней инструкции специфике осуществляемой организацией деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями);
- часть 2 статьи 15.47 КоАП РФ: нарушение правил хранения и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них (например, совместное хранение драгоценных металлов и драгоценных камней с другими материалами, отсутствие весоизмерительных приборов).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей