Основной уровень профориентационного минимума

Прототипом основного уровня профориентационного минимума является проект по профессиональной ориентации "Билет в будущее" (реализуемый в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование").

Цель реализации основного уровня - формирование ГПС обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций.

Задачи основного уровня:

- построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-развивающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;

- систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;

- разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6 - 7, 8 - 9 и 10 - 11 классы);

- разработка плана профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам;

- выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон ГПС у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;

- формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;

- информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;

- формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию у учащихся осознанности и ГПС через прохождение программы ДПО (повышения квалификации);

- повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.

Планируемые результаты основного уровня:

- для обучающихся 6 - 11 классов - развитие всех компонентов ГПС (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;

- для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики РФ;

- для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;

- для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.

Для реализации программы основного уровня в образовательной организации необходимо создать организационные и методические условия для участия обучающихся 6 - 11 классов в профориентационной деятельности, а именно:

- назначить в школе ответственного по профориентации (не ниже заместителя руководителя);

- утвердить план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- определить ответственных специалистов по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.);

- специалистам - пройти подготовку по программе ДПО профориентационной направленности (повышение квалификации, не менее 36 академических часов).

Форматы профориентационной работы на основном уровне профориентационного минимума:

1) урочная деятельность (не менее 9 академических часов в учебный год);

2) внеурочная деятельность: курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 академических часа в учебный год);

3) практико-ориентированный модуль (не менее 12 академических часов в учебный год);

4) взаимодействие с родителями (законными представителями) (не менее 2 часов в учебный год);

5) дополнительное образование (не менее 3 академических часов в учебный год).