Общие положения

28. Служебная деятельность военной полиции - это совокупность организованных и согласованных действий органов, воинских частей, подразделений и военнослужащих военной полиции по реализации основных направлений деятельности военной полиции в мирное и военное время.

(в ред. Указа Президента РФ от 24.10.2018 N 597)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Служебная деятельность военной полиции осуществляется следующими органами:

1) центральным органом военной полиции - на территории Российской Федерации;

2) региональными органами военной полиции - на территориях соответствующих военных округов (флотов);

(п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 24.10.2018 N 597)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) территориальными органами военной полиции - на территориях закрепленных районов ответственности;

4) специализированными органами военной полиции - на территориях, перечень которых утверждается начальником центрального органа военной полиции.

(п. 4 введен Указом Президента РФ от 01.03.2024 N 162)

29.1. Служебная деятельность воинских частей военной полиции осуществляется на территориях, на которых расположены соответствующие воинские части, а также в границах местного гарнизона, на территории которого они расположены.

(статья 29.1 введена Указом Президента РФ от 24.10.2018 N 597)

30. Служебная деятельность подразделений военной полиции, входящих в состав соединений и воинских частей, осуществляется на территориях, на которых расположены соответствующие соединения и воинские части, за исключением случаев, указанных в Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил и в настоящем Уставе.

(статья 30 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

30(1). Служебная деятельность органов, воинских частей и подразделений военной полиции при выполнении или участии в выполнении боевых (специальных) задач, а также в других случаях по решению соответствующих вышестоящих командиров (начальников) при необходимости может осуществляться за пределами территорий, указанных в статьях 29 - 30 настоящего Устава.

(статья 30(1) введена Указом Президента РФ от 01.03.2024 N 162)

31. Особенности служебной деятельности органов и (или) подразделений военной полиции на территории иностранного государства устанавливаются международным договором между Российской Федерацией и государством, на территории которого они дислоцируются.

31.1. Статья утратила силу с 24 октября 2018 года. - Указ Президента РФ от 24.10.2018 N 597.

(см. текст в предыдущей редакции)

31.2. Центральный орган военной полиции осуществляет мероприятия по строительству и развитию военной полиции, подготовке личного состава военной полиции, реализации основных направлений деятельности военной полиции, предусмотренных статьей 19 настоящего Устава, обеспечению органов, воинских частей и подразделений военной полиции вооружением, боевой и специальной техникой, экипировкой и специальными средствами по номенклатуре центрального органа военной полиции, а также по методическому руководству военной полицией, согласовывает кандидатуры для назначения на должность начальников и других должностных лиц региональных и территориальных органов военной полиции в порядке, установленном Министром обороны Российской Федерации.

По направлениям деятельности военной полиции начальник центрального органа военной полиции взаимодействует с командующими войсками военных округов (флотов).

(статья 31.2 введена Указом Президента РФ от 24.10.2018 N 597)

31(3). Региональный орган военной полиции осуществляет мероприятия по организации служебной деятельности подчиненных органов и воинских частей военной полиции по направлениям деятельности военной полиции, отнесенным к их компетенции.

(статья 31(3) введена Указом Президента РФ от 01.03.2024 N 162)

32. По направлениям деятельности военной полиции начальник регионального органа военной полиции взаимодействует с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителями иных государственных органов, должностными лицами органов военной прокуратуры и военных следственных органов, общественных объединений и организаций, расположенных на территории военного округа.

(в ред. Указов Президента РФ от 24.10.2018 N 597, от 21.12.2020 N 803, от 26.02.2024 N 141)

(см. текст в предыдущей редакции)

32(1). Территориальный орган военной полиции выполняет на территории закрепленного района ответственности задачи по обеспечению в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, а также в пределах своей компетенции по противодействию преступности, по защите других охраняемых законом правоотношений в области обороны и реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения.

(статья 32(1) введена Указом Президента РФ от 01.03.2024 N 162)

33. Начальник территориального органа военной полиции:

1) является старшим оперативным начальником для всех дислоцированных на территории района ответственности подразделений военной полиции (за исключением подразделений центрального и региональных органов военной полиции, если их военнослужащие не входят в силы, приданные территориальному органу военной полиции в установленном порядке, а также подразделений военной полиции, входящих в состав воинских частей);

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) взаимодействует в установленном порядке с начальниками гарнизонов и командирами воинских частей, дислоцированных в районе ответственности, руководителями структурных подразделений органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, должностными лицами органов военной прокуратуры и военных следственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, расположенных на территории района ответственности;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) координирует в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации деятельность не подчиненных ему подразделений военной полиции, дислоцированных на территории района ответственности.

33.1. Военный комендант гарнизона при выполнении задач гарнизонной службы, отнесенных к компетенции военных комендатур, руководствуется требованиями Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил и настоящего Устава.

(статья 33.1 введена Указом Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

34. Ответственность за состояние служебной деятельности военной полиции возлагается на командиров подразделений военной полиции, начальников территориальных органов военной полиции и всех их прямых начальников.

34(1). Специализированный орган военной полиции, в том числе созданный на временной основе, выполняет задачи по реализации отдельных направлений деятельности военной полиции в части, касающейся обеспечения правопорядка и воинской дисциплины, осуществления полномочий органа дознания в Вооруженных Силах, и иных направлений деятельности, предусмотренных статьей 19 настоящего Устава, и (или) выполняет боевые (специальные) задачи (участвует в их выполнении).

(статья 34(1) введена Указом Президента РФ от 01.03.2024 N 162)

35. Военнослужащие военной полиции привлекаются к несению боевой службы.

36. Боевая служба военной полиции заключается в исполнении обязанностей военной службы с огнестрельным оружием военнослужащими военной полиции в мирное и военное время в составе наряда, патруля, караула, конвоя, группы, подразделения или органа военной полиции при выполнении задач и реализации полномочий, возложенных на военную полицию.

37. К боевой службе военной полиции относятся:

1) обеспечение правопорядка, воинской дисциплины и противодействие преступности среди военнослужащих на территории района ответственности;

2) оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы) с оружием, осужденных, подозреваемых либо обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, скрывшихся от органов предварительного расследования или суда;

3) охрана служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов;

4) охрана и конвоирование военнослужащих;

5) обеспечение личной охраны, охраны жилища и имущества лиц, подлежащих государственной защите;

6) обеспечение БДД на контрольном посту ДПС ВАИ или маршруте патрулирования, а также при обеспечении передвижения войск (сил) по дорогам общего пользования путем регулирования дорожного движения и (или) сопровождения транспортных средств Вооруженных Сил;

7) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и применение мер и временных ограничений, в том числе по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществляемых в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение либо проводится контртеррористическая операция;

8) участие в обеспечении правового режима контртеррористической операции и применение мер и временных ограничений, в том числе по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в зоне чрезвычайной ситуации, при ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий.

38. Направления деятельности, функции и полномочия военной полиции в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Боевым уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации.

39. В каждом территориальном органе военной полиции разрабатываются документы, определяемые настоящим Уставом, Министром обороны Российской Федерации и начальником центрального органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

40. Органы и подразделения военной полиции обеспечиваются транспортными средствами с учетом возложенных на них задач, в том числе для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья военнослужащих и лиц гражданского персонала.

41. Информация о местонахождении территориальных органов и подразделений военной полиции, органов военной прокуратуры, военных следственных органов должна иметься во всех воинских частях и военных комиссариатах, дислоцированных в районе ответственности указанных органов военной полиции, и должна быть доступна для лиц, обращающихся в военную полицию.

42. Начальники территориальных органов военной полиции обязаны представить номера телефонов и адреса органов военной полиции в органы военной прокуратуры, военные следственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные места (театры, дома культуры, кинотеатры, клубы, гостиницы), а также в справочники абонентов телефонной сети.

43. Воинские части, входящие в состав гарнизона, по согласованию с начальником гарнизона привлекаются начальником соответствующего органа военной полиции к оцеплению (блокированию) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов в случае оказания содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть (место несения службы) с оружием.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)