Заключение

Раскрывая потенциал ценностного ядра конституционной идентичности, конституционный законодатель закрепил в тексте Основного Закона начало солидарности (2020 г.).

Как следует из изложенного, последовательно обращаясь к данному началу как конституционно значимому с самого своего создания, в том числе на протяжении тридцати лет действия Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд внес во многом решающий вклад в приобщение солидарности в ее ключевых формах и проявлениях к кругу таких основополагающих конституционно-правовых понятий, как гражданский мир, осуществление прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, соразмерность ограничений прав и свобод, сбалансированность прав и обязанностей и т.д.

Начало солидарности в правовых позициях Конституционного Суда наделяется свойствами неотъемлемого элемента системы конституционного регулирования, обретая качества целостного нарратива, объемлющего всю правовую действительность.

Обосновывая органичную сочетаемость общенационального единения - залога социального благополучия, экономического процветания и политической стабильности - с культурной, религиозной, идеологической и любой иной конституционно допустимой дифференциацией, отстаивая равновеликость публичного и частного при первенствующем значении конституционных ценностей, решения Конституционного Суда раскрывают гуманистическую природу солидарности, исключающую как неограниченность публичного вмешательства в частную жизнь и подавление индивидуальной автономии, так и искажение существа основных прав и свобод воинствующим индивидуализмом.

В нормоконтрольной практике Конституционного Суда, равно как и в его публичной аналитике, развивающих укорененное в отечественной традиции восприятие начала солидарности, находят свое отражение все соотносимые с поддержанием солидарности требования, включая гражданское согласие, доверие к действиям публичной власти, следование критерию субсидиарности при определении объема публично-властной компетенции.

Рассматриваемый в настоящей Информации конституционный принцип остается перспективным направлением поступательной конституционализации российского права, совершенствования отраслевого регулирования, а также его судебного и административного применения. При этом верховенство права является той единственной почвой, на которой возможно подлинное утверждение социальной, экономической и политической солидарности.

В отличие от различного рода "спасительных" идеократических и технократических утопий политика, экономика, социальные отношения, основанные на солидарности, принципиально реализуемы. При придании солидарности конституционного долженствования - в том числе в свете несбывшихся надежд, еще недавно возлагаемых на неолиберализм, проявивший себя в качестве способа не столько бытия демократии и права, сколько их упразднения, - были приняты во внимание те возможности солидарности, которые в прошлом уже были продемонстрированы в политической, экономической, социальной жизни многонационального народа России, те духовные смыслы, которые он исповедует, и те материальные ресурсы, которыми он располагает.

Проявляя себя в конституционно предусмотренных сферах, солидарность создает благоприятные условия для общегражданского диалога, поддерживая конструктивные взаимосвязи между социальными группами - носителями разнородных интересов при посредничестве, оказываемом в случае необходимости публично-властными институтами.

В контексте же характеризующих современную Россию многонациональности, поликультурности и поликонфессиональности начало солидарности (как, возможно, никакой иной конституционно значимый концепт) способствует формированию единой гражданской нации и ее самосознания.

Достижение стратегических целей национального развития, обусловивших включение в обновленный текст Конституции статьи 75.1, предполагая реализацию ее положений нормативными и правоприменительными средствами, включая конституционно-юрисдикционные, вместе с тем возлагает ответственность за воплощение принципа солидарности не только на публичную власть, но и на все общество в целом. Лишь в качестве константы коллективного правосознания, лишь при взаимной поддержке государства и гражданского общества, основывающейся на единстве базовых интересов, которые можно отстоять только совместными усилиями и лишь при надежной взаимопомощи граждан и их объединений, возможно действительное претворение названного принципа в жизнь.

Будучи намерен и далее использовать все имеющиеся в его распоряжении полномочия для утверждения начала солидарности в экономике, политике и социальных отношениях, Конституционный Суд исходит из того, что сопутствующие, своевременные и эффективные усилия будут предприняты публично-властными институтами, отдельными лицами и российским обществом в целом.