I. Солидарность как конституционный принцип (общая характеристика)

I

Солидарность как конституционный принцип

(общая характеристика)

Становление солидарности в качестве общеправовой категории определялось поиском ценностно приемлемого соотношения индивидуальной свободы и социального долга, равновесия между частными и публичными интересами, между отдельными частными интересами, а также между отдельными публичными интересами.

Как уже было отмечено, задолго до закрепления Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" положений о солидарности соответствующее начало, включая рассматриваемый принцип, присутствовало в конституционном регулировании и в политическом, и в экономическом, и в социальном проявлениях.

Помимо указаний конституционной преамбулы, отражающих утверждение солидарности в российском правопорядке, само принятие Основного Закона на общенародном референдуме стало веским свидетельством существующего консенсуса относительно главных для конституционной государственности ценностей. При этом общенациональным согласием по поводу ценностных оснований политического, социального, экономического устройства не исключается ни политическое (многопартийность), ни идеологическое (плюрализм) многообразие.

Выявление в ходе конституционного нормоконтроля нормативного смысла солидарности и уточнение этого смысла применительно к каждой нормоконтрольной ситуации способствовало разграничению его предметного содержания с иными системно связанными с ним конституционными принципами и ценностями.

Новый этап конституционализации начала солидарности ознаменовала конституционная реформа 2020 года. Обеспечение в Российской Федерации экономической, политической и социальной солидарности получило непосредственное закрепление в Конституции (ст. 75.1). Помимо названных положений общего характера в обновленный конституционный текст было включено также специальное положение, посвященное солидарности поколений (межпоколенческой солидарности), которая в том числе выступает основой пенсионного обеспечения граждан (ч. 6 ст. 75).

Аксиологические и функциональные характеристики солидарности раскрываются в соотношении с другими конституционными принципами и ценностями, а также иными элементами системы конституционного регулирования. Его содержание - как прямо следует из конституционных формулировок - находится в тесной взаимосвязи с нормативным наполнением принципов социального государства, конституционными положениями о недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод, о создании условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантирования защиты достоинства граждан и уважения человека труда, обеспечения сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социального партнерства. Поддержание гражданского мира и согласия выступает в этой связи основным целеполаганием, реализуемым рассматриваемым принципом.

В причинно-следственной связи с принципом солидарности находится, таким образом, целая совокупность конституционных положений. Так, например, цель защиты политической солидарности от различного рода деструктивных воздействий достигается посредством, среди прочего, конституционного запрета разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13, ч. 5), а также требованием согласованного функционирования органов публичной власти (ст. 80 и 132). Конституционно предусмотренные проявления начала солидарности указывают на взаимный характер такого рода обусловленности. В частности, устойчивый рост благосостояния граждан, являясь предпосылкой социальной солидарности, одновременно предполагает проявление солидарности в сфере хозяйствования.

Выступая антиподом не только частному эгоизму, индивидуальному и групповому, но и этатистской абсолютизации публичного в ущерб частному, в тех случаях, когда формальное следование конституционным предписаниям ведет к социально неприемлемым результатам, принцип солидарности способствует нейтрализации злоупотреблений конституционными правами и свободами.

Фундаментальной предпосылкой осуществления принципа солидарности в любой из определенных Конституцией сфер его проявления выступает обращенное ко всем субъектам любых правоотношений конституционное предписание о том, что реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать права и свободы других лиц (ст. 17, ч. 3). В контексте конституционного предназначения солидарности это требование не исключает, помимо прочего, возложение дополнительных обязательств, если таковые не являются несоразмерным обременением. Обращение в ratio decidendi решений Конституционного Суда к принципу солидарности бывает нередко предопределено выявлением в ходе нормоконтроля экстраординарных обстоятельств, не учтенных нормотворцем и обусловливающих необходимость пересмотра, порой самого серьезного, действующего правового регулирования, что, в свою очередь, ведет к существенному изменению статуса участников правоотношений.

Чрезвычайно важное для претворения принципа солидарности требование надлежащего осуществления прав и свобод адресовано не только к собственно субъектам соответствующих правоотношений, но и к органам публичной власти, которые обязаны в своей нормотворческой и правоприменительной деятельности устанавливать, поддерживать и при необходимости восстанавливать баланс между интересами индивидов, отдельных групп и общества в целом. Согласование конституционных ценностей в конкретных правоотношениях предполагает поиск их справедливого соотношения, которое, не отдавая безусловного предпочтения ни одной из них и устраняя возможные между ними противоречия, обеспечивало бы полноценное осуществление каждой из ценностей.

Требование учитывать права и законные интересы, рассматриваемое в контексте принципа солидарности, помимо прочего, возлагает на ныне живущее поколение обязательства перед ушедшими и будущими поколениями. Сплочение нации вокруг знаковых исторических событий, символически легитимируя политическое настоящее и создавая образ предпочтительного будущего, оказывает существенный солидаризующий эффект. Благодаря своему темпоральному аспекту начало солидарности поддерживает осмысление коллективного прошлого многонационального народа России, его настоящего и будущего в ценностных координатах конституционной идентичности, сквозь призму тех ценностей, верность которым на протяжении многих поколений обеспечивала выживание и развитие нашей цивилизации.

Темпоральное измерение солидарности, будучи обусловлено самой его природой, подразумевает органичную связь между минувшим, настоящим и грядущим нации. Являясь одной из смыслосозидающих характеристик данного принципа, межпоколенческая солидарность обнаруживает себя в самом широком диапазоне правоотношений, включая систему социальной защиты, механизмы природоохранного права, а также общее требование сохранять общенациональное достояние, то культурное и материальное наследие, которое народ России, приняв от предков, должен передать своим потомкам.

Конфликты конституционно значимых интересов, неизбежно возникая в процессе общественного развития, отражают ситуативные коллизии конституционных ценностей, например личной свободы и публичного блага, социальной справедливости и права частной собственности и т.д. В этих обстоятельствах во всех областях своего конституционно предусмотренного проявления солидарность способствует достижению устойчивого баланса интересов всех участников конкретных правоотношений, устранению противоречий между затронутыми этими правоотношениями конституционными ценностями.

Гражданский мир и согласие, упрочение которых, как следует из преамбулы Конституции, явилось одной из первоочередных причин ее принятия, поныне выступают конституционными приоритетами. Между тем неудовлетворительное согласование законодателем и правоприменителями различных интересов, обладающих равной конституционной значимостью, способно расколоть общество на враждебные и друг другу, и конституционной демократии группы.

В этой связи уже в первых решениях Конституционного Суда отчетливо проявляется стремление обеспечить всесторонний баланс интересов при осуществлении прав и свобод в качестве непременного условия гражданского мира. Показательным в этом отношении является решение, нацеленное на преодоление острого политического кризиса в пределах правового поля, которое было принято по итогам проверки конституционности Постановления Съезда народных депутатов от 29 марта 1993 года N 4684-I "О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума" (Постановление от 21 апреля 1993 года N 8-П). Данный принципиальный подход, обозначенный на заре российского конституционного правосудия, получил развитие в дальнейшей конституционно-судебной практике, в которой и сейчас, как и прежде, применительно к каждой конкретной нормоконтрольной ситуации обретают баланс отдельные публичные интересы, публичные и частные интересы, а также отдельные частные интересы (например, Постановление от 2 июня 2022 года N 23-П; Определение от 16 мая 2023 года N 1032-О и др.). Гармония конституционных ценностей, затрагиваемых в конкретном правоотношении, является сущностным условием такого баланса. Так, например, введение ограничений прав граждан ввиду распространения опасных для жизни и здоровья, а также грозящих тяжелыми социально-экономическими последствиями эпидемических заболеваний потребовало поиска конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан, с одной стороны, и, с другой стороны, правами и свободами конкретного гражданина, в частности установления баланса между жизнью и здоровьем человека как высшим благом и свободой передвижения (Постановление от 25 декабря 2020 года N 49-П, Определение от 20 июля 2021 года N 1680-О).

Защита конституционных ценностей - благ, поименованных в тексте Основного Закона, а также выявленных при помощи конституционной интерпретации, - путем их балансировки вытекает из самой сути конституционного правосудия.

Аксио-телеологический метод (составной частью которого является прием балансировки), будучи ведущим для конституционного нормоконтроля, предполагает проверку конституционности законоположений сквозь призму конституционных ценностей, затрагиваемых соответствующим нормативным регулированием. Применение названного метода позволяет Конституционному Суду, обнаружив, что ситуативное противоречие между отдельными ценностями, вызванное изъянами нормотворчества либо правоприменения, системно связано с дефектным регулированием, определить способы его преодоления (нормативные, правоприменительные) и достичь равновесия между интересами личности, отдельных социальных групп и всего общества.

Предоставляя возможность оценить допустимость установленных законодателем ограничений прав и свобод, выяснить должное соотношение частных и публичных интересов, а в конечном счете гармонизировать конституционные ценности, вступившие в коллизию в рамках рассматриваемых правоотношений, обращение к аксио-телеологическому методу и в особенности к приему балансировки положительно воздействует на утверждение начала солидарности.

Помимо того, его укреплению способствует последовательная защита принципа справедливости, который, согласно неоднократно выраженной Конституционным Судом правовой позиции, предполагает баланс конституционных ценностей, а также конституционно признанных интересов (частных и публичных, отдельных частных, индивидуальных и коллективных). Соответственно, во всех правоотношениях с участием субъектов, существенно различающихся между собой по критерию фактического равенства, должна быть обеспечена соразмерность возможностей сильной стороны относительно слабой стороны; а в отношениях между фактически равными субъектами должен быть соблюден баланс их прав. С учетом этого требования справедливость, будучи неразрывно связанной со всеми остальными конституционными принципами, не исключая принципа солидарности, воплощается в отраслевом праве, представая, в частности, в уголовном праве соответствием наказания характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, в трудовом праве - правом на справедливые условия труда и на справедливое вознаграждение за труд, в процессуальных отраслях - правом на справедливое судебное разбирательство и т.п. Универсализуясь до понятия справедливости конституционной, отраслевые выражения справедливости могут затем дополняться новыми, упрочивающими солидарность, требованиями, например предоставлением дополнительных гарантий слабой стороне.

Принцип солидарности находится в системной взаимосвязи и с принципом юридического равенства. Конституционно гарантированное равноправие, формирующее, помимо прочего, сознание общенационального единства, может быть достигнуто, помимо прочего, только при условии единообразного применения нормы. Допуская возможность неограниченного правоприменительного усмотрения, двусмысленность содержания нормы ведет к произволу, пагубно сказываясь на поддержании солидарности во всех ее проявлениях. Тем самым требования ясности и непротиворечивости законодательного регулирования, понятности механизма его действия субъектам правоотношений основываются, помимо конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства, также на конституционном принципе солидарности (постановления от 11 ноября 2021 года N 48-П, от 9 ноября 2022 года N 48-П и др.).

Способствуя преодолению коллизий между различными конституционными ценностями, поддержание солидарности в политике, экономике и социальных отношениях не только не умаляет конституционные права и свободы, но, наоборот, усиливает их гарантированность.

Конечной целью общенациональной солидарности, на достижение которой устремлены солидарность социальная, экономическая и политическая, является гражданский мир, невозможный вне доверия граждан к закону и действиям публичной власти. В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда это в том числе требует от законодателя обеспечения правовой определенности, устойчивости правового регулирования, недопущения внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемости законодательной политики, с тем чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в защищенности своего официально признанного статуса и приобретенных прав, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться публичной властью; предоставление гражданам и их объединениям адекватных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям реализации соответствующих прав и свобод, в том числе надлежащее гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае внесения изменений в условия их реализации (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 27 марта 2012 года N 8-П, от 1 июля 2015 года N 18-П, от 31 мая 2022 года N 22-П и др.).