IX. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них

IX. Положения, соблюдение которых является обязательным

в соответствии с настоящей Программой, если такие положения

не предусмотрены актами общего регулирования

или отличаются от них

14. К эксплуатации в опытном районе в рамках экспериментального правового режима допускаются:

а) беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, имеющие уведомление о постановке на государственный учет, выданное в порядке, установленном Правилами государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. N 658 "Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации";

б) беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, имеющие акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима. Акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима оформляется в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, с учетом следующих особенностей:

вместо сертификата летной годности беспилотного гражданского воздушного судна, предусмотренного Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, оформляется акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима по форме согласно приложению N 1;

функции уполномоченного органа, осуществляемые в соответствии с Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов при допуске к эксплуатации беспилотных воздушных судов Федеральным агентством воздушного транспорта, выполняют субъекты экспериментального правового режима - организации, указанные в подпункте "д" пункта 34 настоящей Программы и несущие ответственность за соблюдение порядка допуска беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;

акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима выдается субъектами экспериментального правового режима - организациями, указанными в подпункте "д" пункта 34 настоящей Программы и несущими ответственность за соблюдение порядка выдачи такого акта;

заявителем является субъект экспериментального правового режима (его уполномоченный представитель);

заявитель подает заявку на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в адрес одного из субъектов экспериментального правового режима - организации, указанной в подпункте "д" пункта 34 настоящей Программы. К заявке на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима наряду с документами, указанными в пункте 6 Правил допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, прилагаются:

описание станции внешнего пилота, параметров канала радиосвязи, используемого для управления беспилотным воздушным судном, описание протоколов обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 59519-2021 "Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования" и ГОСТ Р 59520-2021 "Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота", системы, обеспечивающей принудительную посадку при возникновении неисправности беспилотного воздушного судна или потери связи с наземным пунктом управления, и устройств аварийного приземления;

программа проведения работ по оценке соответствия беспилотных воздушных судов установленным требованиям, содержащая описание проверки конструкторской (при ее наличии), эксплуатационной документации беспилотного воздушного судна на предмет ее соответствия установленным требованиям, описание проверки достоверности заявленных физических характеристик (вес, центровка, геометрические размеры), описание проведения детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем, оборудования и маркировок на соответствие характеристикам, установленным конструкторской (при ее наличии) и (или) эксплуатационной документацией беспилотного воздушного судна, описание проведения наземных проверок в объеме, установленном эксплуатационной документацией беспилотного воздушного судна, и контрольных полетов (облетов);

для оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима применяются следующие требования к летной годности и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации:

диапазоны веса и центровки должны обеспечивать управляемость и маневренность на режимах взлета при максимальной взлетной мощности, набора высоты, горизонтального полета, снижения, посадки с работающим и выключенным двигателем, а также при внезапном отказе двигателя;

соответствие всем требованиям к летным характеристикам должно быть подтверждено проверками беспилотных воздушных судов в объеме, определяемом программой проведения работ по оценке соответствия беспилотного воздушного судна установленным требованиям, с учетом заявленных веса, центровки и загрузки, посредством испытаний на предъявленном беспилотном воздушном судне или посредством анализов и расчетов, основанных на результатах испытаний в ожидаемых условиях эксплуатации и в пределах установленных ограничений;

требования к прочности должны быть определены через расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на коэффициенты безопасности);

конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления остаточных деформаций. При всех эксплуатационных нагрузках деформации конструкции не должны влиять на безопасность эксплуатации и работоспособность системы управления;

при отсутствии специальных оговорок нагрузки, возникающие в воздухе, на земле, должны быть уравновешены инерционными силами всех частей беспилотного воздушного судна. Распределение этих нагрузок может быть приближенным, взятым с запасом или должно точно отражать фактические условия. Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления опасных остаточных деформаций. При всех нагрузках, вплоть до предельных эксплуатационных, деформации конструкции не должны влиять на безопасность эксплуатации и работоспособность системы управления;

прочность любого элемента конструкции должна обеспечиваться соответствующими коэффициентами безопасности, методами эксплуатации и ограничениями, указанными в эксплуатационной документации;

пригодность и долговечность материалов, использованных для изготовления деталей, поломка которых может отрицательно повлиять на безопасность, должны определяться с учетом опыта их применения в аналогичных конструкциях и (или) соответствовать установленным стандартам либо результатам испытаний, гарантирующим прочность и другие свойства, принятые в расчетных данных;

применяемая технология производства должна обеспечивать надежность, качество изготовления конструкции, сохранения первоначальной прочности в реальных условиях эксплуатации;

должны быть обеспечены проверка и осмотр (включая осмотр основных элементов конструкции и систем управления), ремонт и замена любой составной части, требующей технического обслуживания, регулировки для обеспечения правильной установки и функционирования, смазки и ухода;

установка управляемых поверхностей должна быть выполнена таким образом, чтобы исключалось взаимодействие между любыми поверхностями или их креплениями;

все системы управления должны работать с обеспечением полноты и плавности ходов без рывков и заеданий, а также обеспечивать соответствие прочности материалов и соединений расчетным максимальным нагрузкам;

организация пространства в станции внешнего пилота, ее размер, а также оборудование и его размещение не должны создавать помех внешнему пилоту при управлении беспилотным воздушным судном;

силовая установка должна быть изготовлена, собрана и установлена таким образом, чтобы обеспечивалась безопасная эксплуатация и имелся доступ для необходимых осмотров и технического обслуживания;

заявитель должен обосновать, что каждая комбинация двигателя, выхлопной системы (при наличии) и воздушного винта удовлетворительно функционирует и надежна при эксплуатации с учетом установленных ограничений;

при использовании неавиационного двигателя должны быть установлены соответствующие ограничения по ресурсу, учитывая отклонения от проектных режимов работы для применяемого двигателя;

расчет и конструкция воздушного винта должны обеспечивать сведение к минимуму вероятности его опасного состояния в период между ремонтами;

должны соблюдаться условия эксплуатации и ремонта, установленные разработчиком беспилотных воздушных судов;

каждый вид требуемого оборудования должен быть изготовлен, собран и установлен так, чтобы обеспечивалась безопасная эксплуатация в условиях внешних воздействий, имеющих место на беспилотном воздушном судне в процессе эксплуатации в полете и на земле, в том числе и в случае возможного отказа, и имелся доступ для осмотров и технического обслуживания;

должны быть установлены эксплуатационные ограничения по воздушным скоростям на взлете, в полете, при посадке, с применением механизации и без ее применения, максимальной взлетной и посадочной дистанции, ограничения по встречной, попутной и боковой составляющей ветра, максимальной взлетной массе, предельной центровке, массе пустого беспилотного воздушного судна и другие ограничения, необходимые для безопасной эксплуатации беспилотного воздушного судна;

на беспилотные воздушные суда должны быть нанесены государственный и регистрационный опознавательные знаки в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, установлена огнестойкая табличка, содержащая наименование (обозначение) и идентификационный номер беспилотного воздушного судна (аналогичные обозначения должны дублироваться на корпусе станции внешнего пилота);

в дополнение к требованиям, указанным в настоящем пункте, разработчиками беспилотной авиационной системы могут применяться соответствующие требования к летной годности и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, требования и стандарты, используемые в российской и международной практике (включая государства - члены Евразийского экономического союза), в том числе рекомендации Международной организации гражданской авиации по государственному регулированию применения беспилотных авиационных систем на основе положений Part 101, Part 102, Part 149, а также правила Европейского агентства безопасности полетов, установленные для специальной категории операций беспилотных авиационных систем. Указанные требования могут быть адаптированы в соответствии с конструктивными и функциональными особенностями беспилотной авиационной системы, к которой они применяются;

результаты проведения работ по оценке соответствия беспилотной авиационной системы установленным настоящей Программой требованиям к летной годности и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации отражаются в заключении, составляемом по форме, утверждаемой организациями, указанными в подпункте "д" пункта 34 настоящей Программы, выполняющими работы по оценке годности беспилотных авиационных систем к эксплуатации и выдающими акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима (далее - заключение);

заключение должно содержать:

сведения об организации, проводившей оценку соответствия беспилотной авиационной системы требованиям к летной годности и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;

реквизиты свидетельства летчика-испытателя экспериментальной авиации или пилота гражданской авиации, определенного организацией, проводившей оценку соответствия беспилотной авиационной системы требованиям к летной годности и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, для выполнения контрольных полетов (облетов);

сведения о владельце беспилотной авиационной системы (заявителе) - полное наименование юридического лица и его адрес, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица и его адрес;

наименование, регистрационные данные беспилотной авиационной системы;

результаты проведения работ по оценке соответствия беспилотной авиационной системы на земле (проверка документации, осмотры конструкции, наземные проверки) согласно программе проведения работ по оценке соответствия беспилотного воздушного судна установленным требованиям;

сведения об устранении замечаний и проведении доработок (при наличии);

подписанные специалистом, осуществившим работы по оценке соответствия беспилотной авиационной системы, сведения о допуске к контрольному полету (облету), дополнительных ограничениях (при наличии);

подписанные пилотом, производившим контрольные полеты (облеты), сведения о программе контрольных полетов (облетов), согласованные специалистом, осуществившим работы по оценке соответствия беспилотного воздушного судна, и результаты выполнения программы контрольных полетов (облетов), замечания по работе материальной части, меры безопасности, указания и рекомендации для внесения в эксплуатационную документацию беспилотного воздушного судна;

заключение должно содержать следующие данные и характеристики беспилотной авиационной системы:

сведения о двигателе (двигателях) (при наличии): вид, марка, мощность, максимальные обороты;

сведения о воздушном винте (винтах) (при наличии): марка, диаметр;

сведения о типе и марке топлива, емкости топливных баков, невырабатываемом остатке;

сведения о марке масла, емкости масляной системы;

сведения о массах (масса пустого снаряженного беспилотного воздушного судна, максимальная взлетная масса беспилотного воздушного судна);

сведения о центровке беспилотного воздушного судна (предельная передняя или задняя в процентах средней аэродинамической хорды);

сведения об ограничениях воздушной скорости (максимально допустимая, максимальная крейсерская, максимальная скорость с выпущенными закрылками (при наличии);

сведения о скорости сваливания (с убранными или выпущенными закрылками при их наличии (по положениям выпуска);

сведения о количественном минимальном составе экипажа;

сведения о станции внешнего пилота;

сведения об эксплуатационных и других ограничениях и запрещениях при эксплуатации;

общее заключение о соответствии либо несоответствии представленной беспилотной авиационной системы требованиям, установленным настоящей Программой, о возможности либо невозможности выдачи акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;

при подтверждении соответствия беспилотной авиационной системы требованиям, указанным в подпункте "б" настоящего пункта, заявителю выдается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима.

15. Субъекты экспериментального правового режима допускаются к выполнению воздушных коммерческих перевозок и авиационных работ и вправе предоставлять функциональные сервисы в рамках экспериментального правового режима при условии включения в реестр эксплуатантов опытного района. Включение субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района осуществляется в случае принятия оператором опытного района положительного решения по результатам оценки субъекта экспериментального правового режима, порядок проведения которой установлен Правилами, определяющими требования к лицам, выполняющим авиационные работы, с учетом следующих особенностей:

а) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, принимает на работу или привлекает для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, имеющих временное свидетельство внешнего пилота (экспериментальный правовой режим), выданное в соответствии с требованиями, указанными в пункте 16 настоящей Программы;

б) функции уполномоченного органа осуществляет оператор опытного района, который несет ответственность за соблюдение порядка допуска эксплуатантов беспилотных авиационных систем к выполнению коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ;

в) сертификат летной годности беспилотного воздушного судна, предусмотренный частью 3 приложения N 2 к Правилам, определяющим требования к лицам, выполняющим авиационные работы, не указывается. В отношении эксплуатантов беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой более 30 килограммов указывается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;

г) оператор опытного района осуществляет ведение реестра эксплуатантов опытного района;

д) к выполнению функциональных сервисов в опытном районе допускаются субъекты экспериментального правового режима, включенные в реестр эксплуатантов опытного района;

е) подтверждение соответствия эксплуатанта экспериментального правового режима установленным требованиям производится оператором опытного района в следующем порядке:

субъект экспериментального правового режима направляет оператору опытного района в бумажном виде заявление на включение в реестр эксплуатантов опытного района с приложением к нему основных данных и документов, предусмотренных приложением N 2 к Правилам, определяющим требования к лицам, выполняющим авиационные работы, подписанное руководителем заявителя;

оператор опытного района рассматривает указанное заявление в течение 10 рабочих дней;

при необходимости подтверждения достоверности представленных заявителем основных данных и определения соответствия заявителя требованиям настоящей Программы представитель оператора опытного района выполняет выездную проверку по месту нахождения (месту фактического осуществления деятельности) заявителя (в случае выполнения выездной проверки срок рассмотрения заявления увеличивается на 5 рабочих дней);

ж) по результатам рассмотрения заявления оператор опытного района принимает одно из следующих решений:

при подтверждении соответствия заявителя установленным требованиям - о внесении эксплуатанта в реестр эксплуатантов опытного района с направлением заявителю уведомления о принятом решении и данных учетной записи в реестре опытного района не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки;

при выявлении несоответствия заявителя установленным требованиям - об отказе во внесении эксплуатанта в реестр эксплуатантов опытного района с направлением заявителю мотивированного отказа не позднее 3 рабочих дней со дня окончания проверки.

16. К эксплуатации беспилотных авиационных систем субъектов экспериментального правового режима могут быть допущены специалисты авиационного персонала, обладающие свидетельством пилота гражданской или экспериментальной авиации (внешнего пилота-испытателя), прошедшие практическую подготовку и проверку практических навыков управления беспилотными авиационными системами, а также лица, не обладающие свидетельствами пилота гражданской или экспериментальной авиации (внешнего пилота-испытателя), прошедшие теоретическую и практическую подготовку, проверку практических навыков управления беспилотными авиационными системами, с учетом следующих особенностей:

а) в части теоретической подготовки лиц, не обладающих свидетельствами пилота гражданской или экспериментальной авиации (внешнего пилота-испытателя) и претендующих на получение временного свидетельства внешнего пилота (экспериментальный правовой режим), применяются требования в объеме требований к частному пилоту, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147;

б) практическая подготовка внешних пилотов проводится на базе организаций - эксплуатантов беспилотных авиационных систем с целью отработки упражнений и получения следующих навыков:

основы пилотирования в различных погодных условиях;

построение маршрута для пилотирования беспилотного воздушного судна;

проведение предполетной подготовки беспилотной авиационной системы и ее элементов;

выбор точки старта;

развертывание беспилотной авиационной системы;

проверка всех узлов управления;

порядок запуска и действий оператора;

облет препятствий, соблюдение высотного режима;

действия при изменении метеоусловий;

рекомендации, изучение схем и правил построения в зависимости от погоды;

полеты в условиях повышенной влажности;

действия при потере связи с беспилотным воздушным судном;

возможные поломки, ремонт и эксплуатация беспилотных авиационных систем;

анализ полетов и ошибок пилотирования;

пилотирование на малых высотах и скоростях для выполнения сельскохозяйственных работ, в том числе химической обработки полей;

в) в ходе практической подготовки внешними пилотами приобретаются следующие навыки с учетом особенностей осваиваемой беспилотной авиационной системы:

выполнение взлета, построение маршрута, полет по кругу, заход, расчет на посадку и посадка;

исправление отклонений в расчете на посадку;

выполнение виражей с креном;

выполнение снижения и набора высоты с заданной вертикальной скоростью с углами тангажа;

взлет, заход на посадку и посадка при встречном и боковом ветре;

пилотирование на малых высотах и скоростях;

г) по результатам прохождения практической подготовки внешний пилот должен уметь (соблюдая установленные ограничения) выполнять:

контроль параметров работы двигателя;

взлет и набор высоты;

развороты на расчетный курс;

построение прямоугольного маршрута;

снижение с заданной вертикальной скоростью;

расчет на посадку и исправление отклонений в расчете на посадку;

выравнивание, выдерживание и приземление;

уход на второй круг;

снижение и набор высоты с заданной вертикальной скоростью;

д) практические навыки внешнего пилота по управлению беспилотным воздушным судном проверяются при выполнении реального полета беспилотного воздушного судна, в ходе которого внешний пилот должен с соблюдением установленных ограничений самостоятельно выполнить подготовку к полету и полет по маршруту, в том числе:

составить план полета беспилотного воздушного судна для последующего его направления в органы обслуживания воздушного движения в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов;

анализировать метеорологическую и аэронавигационную обстановку по маршруту полета и принимать решение на вылет;

выполнить штурманский расчет полета;

выполнить предполетную подготовку в соответствии с руководством по летной эксплуатации, подготовку пилотажно-навигационного оборудования к полету по маршруту;

выполнить выход из района аэродрома (посадочной площадки, геоточки) и подход к аэродрому (посадочной площадке, геоточке);

выполнить взлет, полет, посадку в любое время суток;

выполнить полет на малой высоте и скорости, имитирующий обработку сельскохозяйственных угодий;

е) проверку практических навыков управления беспилотной авиационной системой и выдачу временных свидетельств внешних пилотов (экспериментальный правовой режим) по форме согласно приложению N 2 осуществляют субъекты экспериментального правового режима - организации, выполняющие обучение, аттестацию и допуск к осуществлению деятельности персонала беспилотных авиационных систем (авиационный учебный центр), указанные в подпункте "г" пункта 34 настоящей Программы, которые несут ответственность за соблюдение порядка выдачи таких свидетельств. Проверка практических навыков управления беспилотной авиационной системой проводится только на беспилотных авиационных системах, имеющих уведомление о постановке на государственный учет или акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима либо успешно прошедших этап проведения контрольных полетов (облетов) в соответствии с программой проведения работ по оценке годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима организациями, указанными в подпункте "д" пункта 34 настоящей Программы;

ж) срок действия временного свидетельства внешнего пилота (экспериментальный правовой режим) не может быть больше, чем срок действия экспериментального правового режима, в рамках которого оно выдано.

17. При медицинском освидетельствовании внешних пилотов для допуска к выполнению функций членов экипажа беспилотного воздушного судна подлежат применению Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. N 437.

К выполнению функций членов экипажа беспилотного воздушного судна без прохождения медицинского освидетельствования в соответствии с указанными Федеральными авиационными правилами допускаются лица, имеющие действующее медицинское свидетельство авиационного персонала экспериментальной авиации, полученное в соответствии с приказом Российского авиационно-космического агентства от 24 июня 2003 г. N 80.

18. Субъекты экспериментального правового режима при выполнении коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ с использованием беспилотных авиационных систем обязаны обеспечить наличие на месте размещения станции внешнего пилота документации, требуемой в соответствии с пунктом 1 статьи 66, пунктом 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128.

19. Планирование использования воздушного пространства для применения беспилотных авиационных систем и выполнение полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов осуществляются с учетом следующих особенностей:

а) представление на установление местного режима и план полета беспилотного воздушного судна (тип сообщения SHR) подаются субъектом экспериментального правового режима в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 171 (далее - инструкция), за исключением абзаца четвертого подпункта "в" пункта 10 и абзаца первого пункта 11 инструкции, в сроки, обеспечивающие поступление этого представления в соответствующий зональный (региональный) центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации не позднее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов, принадлежащих субъектам экспериментального правового режима, если для их выполнения планируется использование нижнего воздушного пространства класса G и (или) нижнего воздушного пространства класса C над территорией, в рамках которой установлен экспериментальный правовой режим;

б) представление на установление местного режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов, принадлежащих субъектам экспериментального правового режима, не подлежит рассмотрению, если оно поступило в зональный (региональный) центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации менее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие режима, а также если в нем не содержится информация, необходимая для определения места, времени и высоты установления запрещения использования воздушного пространства в соответствии с пунктом 6 инструкции, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;

в) маршрут полета беспилотного воздушного судна должен проходить:

на расстоянии не менее 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок (если операция взлета или посадки не проводится на этих аэродромах и посадочных площадках). По согласованию с оператором аэродрома (вертодрома) или владельцем посадочной площадки субъект экспериментального правового режима может прокладывать маршрут полета беспилотного воздушного судна на расстоянии менее 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок, если взлет или посадка производятся на площадки, расположенные ближе 5 километров от них;

вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации (если операция взлета или посадки не производится на этих аэродромах). Допускается прокладывать маршрут беспилотного воздушного судна в диспетчерской зоне аэродрома, если взлет или посадка производятся на посадочные площадки, расположенные в пределах этой диспетчерской зоны. При выполнении взлета (посадки) с аэродромов гражданской авиации или посадочных площадок, расположенных в пределах диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, планирование полетов осуществляется в том числе в соответствии с разработанными эксплуатантами опытного района и согласованными с органами обслуживания воздушного движения инструкциями по взаимодействию эксплуатантов опытного района с операторами аэродрома (вертодрома) и владельцами посадочной площадки;

за пределами запретных зон, зон ограничения полетов, районов полетов государственной авиации, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране";

г) представление на установление местного режима использования воздушного пространства, подаваемое субъектом экспериментального правового режима в воздушном пространстве районов аэродромов над территорией, в рамках которой установлен экспериментальный правовой режим, должно быть согласовано с оператором такого аэродрома;

д) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, обеспечивает на всех этапах выполнения полета устойчивую связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) по имеющимся каналам (радиосвязь, телефонная линия, спутниковая связь);

е) на период выполнения совместных полетов беспилотных авиационных систем в районе, в котором установлен местный режим, организация обслуживания воздушного движения (управления полетами) возлагается на оператора опытного района;

ж) ответственность за обеспечение безопасности использования воздушного пространства (предотвращение столкновений беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами других пользователей воздушного пространства и (или) другими материальными объектами) лежит на субъектах экспериментального правового режима - эксплуатантах беспилотных авиационных систем, в интересах которых устанавливается экспериментальный правовой режим;

з) в случае если маршрут полета беспилотного воздушного судна проходит над населенными пунктами, а также если посадка (взлет) осуществляется на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, такие полеты выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления;

и) во всех случаях внешний пилот беспилотного воздушного судна информирует орган обслуживания воздушного движения, в зоне ответственности которого проходит полет:

о прохождении беспилотным воздушным судном точек маршрута, указанных в представлении на установление местного режима;

о том, что полет проходит в соответствии с планом. Такое донесение включает информацию о государственном и регистрационном опознавательных знаках беспилотного воздушного судна и слова "полет проходит нормально" и передается в период между 20 и 40 минутами после завершения последнего сеанса связи независимо от цели такого сеанса.

20. Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются с учетом следующих особенностей:

а) выполняемые на территории экспериментального правового режима работы по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров с использованием беспилотных авиационных систем осуществляются на основании решения министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, а по тушению лесных пожаров с использованием беспилотных авиационных систем - по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Самарской области;

б) в целях контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в порядке, установленном Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах", для инструментального замера площади лесного пожара с использованием авиационных средств выбираются лесные пожары вне зависимости от их площади.

21. Проведение авиационно-химических работ по защите сельскохозяйственных культур с использованием беспилотных авиационных систем допускается вне зависимости от возможности применения наземной техники для таких работ с соблюдением соответствующих требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при выполнении авиационных обработок пестицидами и агрохимикатами.

22. Назначение радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, входящих в состав беспилотных авиационных систем, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным решением Государственной комиссии по радиочастотам.

Использование указанных радиоэлектронных средств при отсутствии оформленных в установленном порядке разрешительных документов на право использования радиочастотного спектра для организации каналов управления, контроля и передачи данных в соответствии с положениями Федерального закона "О связи" не допускается.