III. Расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при определении индексов изменения тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки

III. Расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых

при определении индексов изменения тарифов, сборов и платы

на грузовые перевозки

13. Экономически обоснованные затраты, учитываемые при определении индексов изменения тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки, рассчитываются по каждому элементу затрат (за исключением амортизации) на основе данных раздельного учета за последний отчетный период, предшествующий долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с номенклатурой статей расходов по видам деятельности "грузовые перевозки" и "предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок", предусмотренной приложением N 1 к настоящим Методическим указаниям.

13.1. При расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при определении индексов изменения тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки, расходы субъекта регулирования формируются на долгосрочный период регулирования в том числе по центрам финансовой ответственности - филиалам субъекта регулирования в соответствии с целевыми показателями, определенными в отношении субъекта регулирования с учетом настоящих Методических указаний.

(п. 13.1 введен Приказом ФАС России от 13.07.2018 N 997/18)

14. Затраты субъектов регулирования на грузовые перевозки включают в себя производственные расходы, непосредственно связанные с процессом оказания соответствующих услуг, и общехозяйственные расходы (по обслуживанию производства и управлению), включая расходы по содержанию аппарата управления.

14.1. При расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при определении индексов изменения тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки и услуги инфраструктуры учитываются расходы, связанные, в том числе, с приобретением и (или) обслуживанием локомотивного парка.

(пп. 14.1 введен Приказом ФАС России от 13.07.2018 N 997/18)

15. Расчет экономически обоснованных затрат основывается на:

- прогнозных параметрах социально-экономического развития Российской Федерации на текущий и очередной финансовые годы и на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования, в том числе индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке, а также цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий (индексов роста тарифов на электрическую энергию для всех категорий потребителей, за исключением населения);

- налоговом законодательстве Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете;

- прогнозируемом на текущий год и на каждый год долгосрочного периода регулирования изменении объемов работы (грузооборота, вагонооборота);

- долях затрат, зависящих и не зависящих от объемов работы, по каждому элементу затрат (кроме амортизации);

- данных отраслевой и межотраслевой статистической отчетности за предыдущие периоды;

- прогнозных показателях финансового плана и инвестиционной программы субъекта регулирования на соответствующий период.

16. Экономически обоснованные расходы субъекта регулирования в части операционной деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов и услуг по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках группируются по следующим элементам затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты (материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты) и прочие затраты.

17. Расчет затрат на текущий период регулирования и на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования осуществляется по элементам затрат с учетом соответствующих каждому элементу затрат долей расходов, зависящих и не зависящих от объема перевозок. Указанные доли зависящих и независящих расходов принимаются к расчету затрат с учетом данных, представленных в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям.

18. Индекс изменения объемов работ, учитываемый при определении расходов на первый год долгосрочного периода регулирования (00000001.wmz), рассчитывается по следующей формуле:

00000002.wmz (1)

где:

00000003.wmz - объем работы (грузооборот, вагонооборот) субъекта регулирования, прогнозируемый на очередной финансовый год исходя из условия тарификации грузовых железнодорожных перевозок по всей номенклатуре перевозимых грузов на уровне базовых величин тарифов (без учета планируемого изменения объемов работы, связанного с реализацией субъектом регулирования права по изменению уровня тарифов в пределах установленных ценовых пределов);

00000004.wmz - объем работы (грузооборот, вагонооборот) субъекта регулирования, ожидаемый в текущем финансовом году;

00000005.wmz - дополнительный прирост (снижение) объемов работ, ожидаемый в текущем финансовом году, связанный с реализацией субъектом регулирования права по изменению уровня тарифов в рамках установленных ценовых пределов.

В аналогичном порядке определяется индекс изменения объемов работ на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования.

Прогноз объема работ субъекта регулирования на соответствующий финансовый год формируется отдельно при пробеге вагонов в груженом рейсе и пробеге порожних вагонов. При этом грузооборот в части пробега порожних вагонов определяется исходя из объемов вагонокилометровой работы при пробеге порожних вагонов с учетом средней массы тары вагона (устанавливается с учетом расчетного значения средней массы тары за последний отчетный год, предшествующий соответствующему периоду регулирования).

19. Расчет расходов в части грузовых перевозок на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - финансовый год t+1) осуществляется в следующем порядке:

19.1. По элементу "Затраты на оплату труда" на финансовый год t+1 объем расходов (00000006.wmz) определяется по следующей формуле:

00000007.wmz (2)

где:

00000008.wmz- расходы на оплату труда, ожидаемые в текущем финансовом году;

00000009.wmz - прочие затраты на оплату труда, ожидаемые в текущем финансовом году;

ИПЦ - прогнозное значение индекса потребительских цен, установленного в процентах, на очередной финансовый год (в среднем за период);

00000010.wmz - доля расходов на оплату труда, зависящих от объемов работ субъекта регулирования при осуществлении грузовых железнодорожных перевозок;

00000011.wmz - индекс изменения объемов работ (грузооборота, вагонооборота) субъекта регулирования, прогнозируемых на финансовый год t+1 по сравнению с текущим;

00000012.wmz - прочие затраты на оплату труда, прогнозируемые на финансовый год t+1, в том числе отчисления на добровольное медицинское страхование работников, отчисления в негосударственные пенсионные фонды, выплаты социального характера, расходы на оплату проезда работников железнодорожного транспорта, включаемые в состав расходов на оплату труда в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

00000013.wmz - планируемая на финансовый год t+1 экономия расходов на оплату труда с учетом реализации организационно-технических мероприятий по оптимизации численности производственного персонала субъекта регулирования;

00000014.wmz - планируемый на финансовый год t+1 дополнительный прирост (снижение) расходов на оплату труда, связанный с изменением законодательства Российской Федерации.

19.2. Расходы по элементу "Отчисления на социальные нужды", проектируемые на финансовый год t+1, (Оt+1), рассчитываются по следующей формуле:

00000015.wmz (3)

где:

Кс - тариф страховых взносов, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах;

00000016.wmz - планируемый на финансовый год t+1 дополнительный прирост (снижение) отчислений на социальные нужды, связанный с изменением законодательства Российской Федерации.

19.3. Материальные затраты (МЗ) складываются из расходов на топливо (Т), расходов на электроэнергию (Э), расходов на материалы (М) и прочих материальных затрат (Пмз).

19.3.1. Расходы на топливо на финансовый год t+1 (Тt+1) рассчитываются по формуле:

Тt+1 = Тт,t+1 + Тпн,t+1, (4)

где:

Тт,t+1 - расходы на топливо на тягу поездов, планируемые на финансовый год t+1;

Тпн,t+1 - расходы на топливо на прочие нужды, планируемые на финансовый год t+1.

Расходы на топливо на тягу поездов учитываются только в части локомотивной составляющей затрат и рассчитываются по формуле:

00000017.wmz (5)

где:

Тт,t - ожидаемые в текущем финансовом году расходы на топливо на тягу поездов;

00000018.wmz - прогнозное значение индекса цен на производство нефтепродуктов, установленного в процентах, на финансовый год t+1 (в среднем за период);

00000019.wmz - планируемая на финансовый год t+1 экономия расходов на топливо на тягу поездов за счет применения ресурсосберегающих технологий.

Расходы на топливо на прочие нужды (Тпн,t+1) рассчитываются по следующей формуле:

00000020.wmz, (6)

где:

Тпн,t - ожидаемые в текущем финансовом году расходы на топливо на прочие нужды;

00000021.wmz - доля расходов на топливо на прочие нужды, зависящих от объемов работ субъекта регулирования в части железнодорожных грузовых перевозок;

00000022.wmz - планируемая на финансовый год t+1 экономия расходов на топливо на прочие нужды за счет применения ресурсосберегающих технологий.

При принятии решения об обоснованности затрат на топливо на тягу поездов в финансовом году t+1 регулирующим органом учитывается показатель, характеризующий динамику изменения удельного расхода топлива на тягу поездов в текущем финансовом году по сравнению с предшествующим отчетным годом.

19.3.2. Расходы на электроэнергию, проектируемые на очередной финансовый год (Эt+1), рассчитываются по формуле:

Эt+1 = Эт,t+1 + Эпн,t+1 (7)

где:

Эт,t+1 - расходы на электроэнергию на тягу поездов, планируемые на финансовый год t+1;

Эпн,t+1 - расходы на электроэнергию на прочие нужды, планируемые на финансовый год t+1.

Расходы на электроэнергию на тягу поездов учитываются только в части инфраструктурной составляющей затрат и рассчитываются по формуле:

00000023.wmz (8)

где:

Эт,t - ожидаемые в текущем финансовом году расходы на электроэнергию на тягу поездов;

00000024.wmz - прогнозное значение индекса роста цен на электроэнергию для всех категорий потребителей за исключением населения, выраженный в процентах, на финансовый год t+1;

00000025.wmz - планируемая на финансовый год t+1 экономия расходов на электроэнергию на тягу поездов за счет применения ресурсосберегающих технологий.

Расходы на электроэнергию на прочие нужды (Тпн,t+1) рассчитываются по формуле:

00000026.wmz (9)

где:

Эпн,t - ожидаемые в текущем финансовом году расходы на электроэнергию на прочие нужды поездов;

00000027.wmz - доля расходов на электроэнергию на прочие нужды, зависящих от объемов работ субъекта регулирования в части железнодорожных грузовых перевозок;

00000028.wmz - планируемая на финансовый год t+1 экономия расходов на электроэнергию на прочие нужды за счет применения ресурсосберегающих технологий.

При расчете затрат на электроэнергию на тягу поездов в финансовом году t+1 регулирующим органом учитывается показатель, характеризующий динамику изменения удельного расхода электроэнергии на тягу поездов в текущем финансовом году по сравнению с предшествующим отчетным годом.

19.3.3. Расходы на материалы, планируемые на финансовый год t+1 (Мt+1), рассчитываются по формуле:

00000029.wmz (10)

где:

Мt - ожидаемые в текущем финансовом году расходы на материалы;

00000030.wmz - прогнозное значение индекса цен производителей промышленной продукции без продукции топливо-энергетического комплекса, установленного в процентах, на финансовый год t+1;

00000031.wmz - доля расходов на материалы, зависящих от объемов работ субъекта регулирования в части железнодорожных грузовых перевозок;

00000032.wmz - планируемая на финансовый год t+1 экономия расходов на материалы за счет применения ресурсосберегающих технологий.

19.3.4. Прочие материальные затраты, проектируемые на финансовый год t+1 (Пмз,t+1, рассчитываются по формуле:

00000033.wmz (11)

где:

Пмз,t - ожидаемые в текущем финансовом году прочие материальные затраты;

ИПЦ - прогнозное значение индекса потребительских цен, установленного в процентах, на финансовый год t+1 (в среднем за период);

Дпмз - доля прочих материальных затрат, зависящих от объемов работы субъекта регулирования в части железнодорожных грузовых перевозок;

Рподр,t - ожидаемые в текущем финансовом году расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава, выполняемый сторонними организациями (подрядным способом);

Рподр,t+1 - размер расходов на ремонт железнодорожного подвижного состава подрядным способом, планируемый на финансовый год t+1 с учетом программы плановых видов ремонта и ставок платы за ремонт на единицу работы.

Епмз - планируемая на финансовый год t+1 экономия прочих материальных затрат.

19.4. Расходы по элементу "Прочие затраты", планируемые на финансовый год t+1 (Пt+1), рассчитываются по формуле:

00000034.wmz (12)

где:

Пt - ожидаемый в текущем финансовом году размер прочих расходов;

Нt - ожидаемый в текущем финансовом году объем расходов по уплате налогов и иных обязательных платежей и сборов, учитываемых в составе расходов по обычным видам деятельности;

Аt - ожидаемая в текущем финансовом году сумма расходов на аренду;

Лt - ожидаемая в текущем финансовом году сумма расходов на лизинг;

Дпр - доля прочих расходов, зависящих от объемов перевозок;

Нt+1 - налоги и иные обязательные платежи и сборы, прогнозируемые на финансовый год t+1;

Аt+1 - расходы на аренду, прогнозируемые на финансовый год t+1 с учетом ставок аренды в текущем году, планируемых на очередной финансовый год объемов арендуемых основных средств и ожидаемого изменения арендных ставок;

Лt+1 - расходы на лизинг, прогнозируемые на финансовый год t+1 на основании условий заключенных субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров;

Еп - планируемая на финансовый год t+1 экономия прочих расходов;

00000035.wmz - планируемый на финансовый год t+1 дополнительный прирост (снижение) прочих расходов, связанный с изменением законодательства Российской Федерации.

20. На основе результатов расчета операционных расходов по каждому элементу затрат на финансовый год t+1 в соответствии с пунктом 19 Методических указаний определяется совокупный размер экономически обоснованных расходов по операционной деятельности субъекта регулирования в части оказания услуг по перевозке грузов и услуг по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках (00000036.wmz), рассчитываемый по следующей формуле:

00000037.wmz (13)

21. Размер расходов, планируемых на каждый последующий финансовый год долгосрочного периода регулирования, определяется по соответствующим элементам затрат в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 19 Методических указаний, на базе расходов субъекта регулирования по грузовым железнодорожным перевозкам, рассчитанных на предшествующий год.