Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Утверждены

приказом Министерства транспорта

Российской Федерации

от 29 сентября 2023 г. N 329

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ

К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ

ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ

ОБЪЕКТЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ

И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МОРСКОГО

И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

1. Настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере морского и внутреннего водного транспорта, отнесенным к критически важным объектам в соответствии с критериями отнесения объектов инфраструктуры морского порта, объектов речного порта (причалов), предназначенных для перегрузки нефтегрузов и опасных грузов, всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам и критериями отнесения объектов инфраструктуры внутренних водных путей всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 октября 2021 г. N 364 <1> (далее соответственно - требования, чрезвычайные ситуации, объекты).

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2022 г., регистрационный N 67761.

2. Требования предназначены для обязательного выполнения федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - организации, эксплуатирующие объект).

3. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, включает:

1) для объектов федерального уровня значимости:

осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц, руководителей и работников организации, эксплуатирующей объект, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченные работники), в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (далее - Положение о подготовке) <2>;

--------------------------------

<2> В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации, эксплуатирующей объект (далее - план действий), а также их уточнение <3>;

--------------------------------

<3> Подпункт "а" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), пункт 23 и подпункт "б" пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение N 794).

накопление, использование и поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников организации, эксплуатирующей объект, в порядке, установленном приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (далее - приказ МЧС России N 543) <4>;

--------------------------------

<4> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2015 г., регистрационный N 36320, с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 31 июля 2017 г. N 309 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2017 г., регистрационный N 47944).

2) для объектов регионального уровня значимости:

осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций уполномоченных работников в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;

разработку и утверждение планов действий, а также их уточнение;

накопление, использование и поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников организации, эксплуатирующей объект, в порядке, установленном приказом МЧС России N 543;

3) для объектов муниципального уровня значимости:

осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций уполномоченных работников в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;

разработку и утверждение планов действий, а также их уточнение;

накопление, использование и поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников организации, эксплуатирующей объект, в порядке, установленном приказом МЧС России N 543.

4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, включает:

1) для объектов федерального уровня значимости:

создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект, определяющим создание, размещение, хранение, использование и восполнение указанных резервов <5>;

--------------------------------

<5> Подпункт "ж" части первой статьи 14, статья 25 Федерального закона N 68-ФЗ, пункт 20 и 28 Положения N 794.

издание организацией, эксплуатирующей объект, акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечении их эвакуации в безопасный район, или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <6> об информационном обмене, а также порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах федерального уровня значимости до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, регионального и муниципального уровней <7>;

--------------------------------

<6> Пункт 5 Положения N 794.

<7> Пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ.

проведение объектовых тренировок, в том числе совмещенных с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту нахождения объектов, а также специальных учений или тренировок по противопожарной защите в порядке, установленном в организациях, эксплуатирующих объекты, в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 <8> (далее - Инструкция);

--------------------------------

<8> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580.

введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, эксплуатирующей объект, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при введенном режиме повышенной готовности в соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Положения N 794;

приведение структурных подразделений организации, эксплуатирующей объект, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации при введенном режиме повышенной готовности в соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Положения N 794;

2) для объектов регионального уровня значимости:

создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект, определяющим создание, размещение, хранение, использование и восполнение указанных резервов;

издание организацией, эксплуатирующей объект, акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об информационном обмене, а также порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах регионального уровня значимости до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и муниципального уровней;

проведение объектовых тренировок, в том числе совмещенных с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту нахождения объектов, а также специальных учений или тренировок по противопожарной защите в порядке, установленном в организациях, эксплуатирующих объекты, в соответствии с Инструкцией;

введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, эксплуатирующей объект, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при введенном режиме повышенной готовности в соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Положения N 794;

приведение структурных подразделений организации, эксплуатирующей объект, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации при введенном режиме повышенной готовности в соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Положения N 794;

3) для объектов муниципального уровня значимости:

создание и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект, определяющим создание, размещение, хранение, использование и восполнение указанных резервов;

издание организацией, эксплуатирующей объект, акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об информационном обмене, а также порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального уровня значимости до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня;

проведение объектовых тренировок, в том числе совмещенных с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту нахождения объектов, а также специальных учений или тренировок по противопожарной защите в порядке, установленном в организациях, эксплуатирующих объекты, в соответствии с Инструкцией;

введение круглосуточного дежурства руководителей структурных подразделений организации, эксплуатирующей объект, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при введенном режиме повышенной готовности в соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Положения N 794;

приведение структурных подразделений организации, эксплуатирующей объект, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации при введенном режиме повышенной готовности в соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Положения N 794.

5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, включает:

1) для объектов федерального уровня значимости:

создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <9>;

--------------------------------

<9> Пункт 16 Положения N 794.

организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте в зонах чрезвычайных ситуаций в соответствии с подпунктом "д" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях <10>;

--------------------------------

<10> Подпункт "б" пункта 28 Положения N 794.

2) для объектов регионального уровня значимости:

создание сил и средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;

организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте в зонах чрезвычайных ситуаций в соответствии с подпунктом "д" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ;

3) для объектов муниципального уровня значимости:

создание (привлечение) сил и средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;

организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных работ на объекте в зонах чрезвычайных ситуаций в соответствии с подпунктом "д" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ.

6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих объекты, и жизнедеятельности работников этих организаций в чрезвычайных ситуациях, включает:

1) для объектов федерального уровня значимости:

создание в организации, эксплуатирующей объект, комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях (далее - комиссия) <11> и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации, эксплуатирующей объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей объект, на основании акта организации, эксплуатирующей объект;

--------------------------------

<11> Подпункт 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (М., "Стандартинформ", 2020).

2) для объектов регионального уровня значимости:

создание в организации, эксплуатирующей объект, комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации, эксплуатирующей объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей объект, на основании акта организации, эксплуатирующей объект;

3) для объектов муниципального уровня значимости:

создание в организации, эксплуатирующей объект, комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации, эксплуатирующей объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующей объект, на основании акта организации, эксплуатирующей объект.

7. Оценка готовности организаций, эксплуатирующих объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определение достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих объекты (далее - оценка готовности), осуществляется комиссией, создаваемой в соответствии с пунктом 6 требований.

8. Оценка готовности осуществляется:

а) с периодичностью:

не реже одного раза в год - в отношении организаций, эксплуатирующих объекты федерального уровня значимости;

не реже одного раза в 3 года - в отношении организаций, эксплуатирующих объекты регионального уровня значимости;

не реже одного раза в 5 лет - в отношении организаций, эксплуатирующих объекты муниципального уровня значимости;

б) внепланово - при поступлении в организацию, эксплуатирующую объект, информации от органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <12>, о неготовности владельцев инфраструктуры, являющихся правообладателями объектов любой категории значимости, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

--------------------------------

<12> Пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013.

9. Оценка готовности, предусмотренная пунктом 7 требований, проводится на основании акта организации, эксплуатирующей объект.

10. В акте организации, эксплуатирующей объект, о проведении оценки готовности указываются:

основание для проведения оценки готовности;

решение о создании комиссии и ее составе;

задачи комиссии;

полное наименование организации, эксплуатирующей объект, в отношении которой планируется проведение оценки готовности;

срок проведения оценки готовности;

вопросы организации работы комиссии.

Акт организации, эксплуатирующей объект, о проведении оценки готовности доводится до заинтересованных лиц организации, эксплуатирующей объект, поименованных в указанном акте организации, эксплуатирующей объект, в срок не позднее чем за 15 календарных дней до дня начала оценки готовности способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

11. Вывод о достаточности либо недостаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих объекты, формируется по итогам анализа проведенных в течение года, предшествующего дате проведения оценки готовности, тренировок (учений) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в организации (далее - тренировки (учения), эксплуатирующей объект, с учетом следующих возможных значений:

"достаточно мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект" - при отсутствии недостатков по результатам тренировок (учений) организации, эксплуатирующей объект;

"недостаточно мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект" - при наличии одного или более недостатков по результатам тренировок (учений) организации, эксплуатирующей объект.

12. Вывод о готовности или неготовности организации, эксплуатирующей объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций содержит оценку:

1) "готова к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" - в случае выполнения организацией, эксплуатирующей объект, комплексов мер, предусмотренных пунктами 3 - 5 требований, в полном объеме;

2) "не готова к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" - в случае невыполнения организацией, эксплуатирующей объект, одного и (или) более требований комплексов мер, предусмотренных пунктами 3 - 5 требований.

13. Результаты оценки готовности оформляются актом оценки готовности организаций, эксплуатирующих объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, форма которого утверждается актом организации, эксплуатирующей объект (далее - акт).

В акте отражается вывод о готовности или неготовности организации, эксплуатирующей объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также вывод о достаточности (недостаточности) мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей объект.

В случае возникновения разногласий между членами комиссии решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.

Акт составляется в срок не более 2 рабочих дней после проведения оценки готовности, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии с выводами, указанными в акте, их особое мнение, составленное в письменном виде, прилагается к акту оценки готовности и является его неотъемлемой частью.

Акт хранится в организации, эксплуатирующей объект, в течение 5 лет с даты подписания акта в целях предъявления органу, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

14. В случае, если в акте содержится вывод о неготовности организации, эксплуатирующей объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, то в акте оценки готовности организации, эксплуатирующей объект, указываются недостатки, которые необходимо устранить организации, эксплуатирующей объект.