3. Анализ социально-экономического развития и прогнозирование развития городской агломерации

3. Анализ социально-экономического развития

и прогнозирование развития городской агломерации

3.1. На втором этапе разработки Долгосрочных планов в целях выявления отставаний и дефицитов (в трудовых ресурсах, инфраструктурной обеспеченности) развития городской агломерации целесообразно проводить анализ ее текущего и прогнозного социально-экономического развития. По результатам анализа в Долгосрочном плане устанавливаются значения целевых показателей, на достижение которых направлены мероприятия Долгосрочного плана.

3.2. Для выявления указанных отставаний и дефицитов рекомендуется:

- проанализировать базовые показатели социально-экономического развития городской агломерации (текущие значения и темпы роста за последние 5 лет), в том числе в сравнении с показателями субъекта Российской Федерации, в котором расположена городская агломерация, и среднероссийскими значениями (рекомендуемый перечень базовых показателей социально-экономического развития для анализа содержится в разделе "Базовые показатели СЭР" Расчетной формы, при этом указанный перечень может быть дополнен иными показателями). Целевые показатели могут быть установлены на основании выявленных отставаний по городской агломерации;

- сформировать инерционный и целевой сценарий прогноза показателей, характеризующих экономический рост городской агломерации, в целях выявления разницы (отставаний) между указанными сценариями и установки соответствующих целевых показателей.

В качестве показателей, характеризующих экономический рост, рекомендуется использование следующих показателей, рассчитываемых Росстатом на уровне муниципальных образований:

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (тыс. руб.);

- объем инвестиций в основной капитал, осуществляемых организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства) (тыс. руб.);

- среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) (чел.);

- среднемесячная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) (руб.).

Для повышения точности анализа рекомендуется осуществлять досчет указанных показателей на субъекты малого предпринимательства. Для этого на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации оценивается доля субъектов малого предпринимательства в значении показателя, рассчитанного по полному кругу хозяйствующих субъектов.

Инерционный сценарий прогноза целесообразно формировать с учетом:

- реализуемых (запланированных) и обеспеченных финансированием мероприятий в городской агломерации (инвестиционные, инфраструктурные проекты, в том числе реализуемые за бюджетные средства);

- отраслевой структуры экономики городской агломерации;

- прогноза социально-экономического развития по Российской Федерации;

- региональных и муниципальных прогнозов на среднесрочный и долгосрочный период.

В качестве целевого сценария рекомендуется установить среднероссийские или иные значения (например, значение по субъекту Российской Федерации, в котором расположена городская агломерация, среднее значение по федеральному округу, среднее значение по группе городских агломераций).

Для проведения указанного расчета допускается использовать разделы "Целевые показатели экономического роста" в Расчетной форме.

3.3. В целях выявления дефицитов трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста, рекомендуется составить баланс рынка труда с учетом потребности в трудовых ресурсах и потенциального объема рынка труда в долгосрочном периоде (на срок разработки Долгосрочного плана).

Потенциал рынка труда оценивается с учетом динамики численности трудоспособного населения, возможностей вовлечения неактивной рабочей силы в экономику, снижения уровня безработицы, легализации теневой занятости.

Целесообразно определять потребность в трудовых ресурсах на срок реализации Долгосрочного плана с учетом прогнозной структуры экономики и изменений в уровне производительности труда, который определяется с учетом фактической динамики за последние 5 лет и мероприятий по повышению производительности труда.

00000001.wmz

где:

Чi - численность занятых в i-й отрасли в отчетном году;

МВДС(i) - мультипликатор изменения доли валовой добавленной стоимости (ВДС) i-й отрасли на конец реализации Долгосрочного плана относительно отчетного года. Расчет осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития по Российской Федерации, региональных и муниципальных прогнозов на среднесрочный и долгосрочный период;

Мпр(i) - мультипликатор изменения производительности труда в i-й отрасли на конец реализации Долгосрочного плана относительно отчетного года.

Для проведения указанного расчета рекомендуется использовать разделы "Демографический прогноз" и "Баланс рынка труда" в Расчетной форме.

При выявлении дефицита трудовых ресурсов рекомендуется включить в Долгосрочный план мероприятия, направленные на:

- снижение естественной убыли трудоспособного населения;

- сокращение дефицита социальной инфраструктуры для снижения оттока и стимулирования притока трудоспособного населения;

- реализацию программ трудовой мобильности.

3.4. В целях выявления инфраструктурных ограничений и дефицитов оцениваются текущий и прогнозный уровень обеспеченности населения городской агломерации объектами по следующим направлениям: инженерная инфраструктура, транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура.

По каждому направлению рекомендуется сопоставить текущую и прогнозируемую обеспеченность (с учетом демографического прогноза и прогноза рынка труда) с нормативными или иными значениями, в том числе обозначить наиболее критичные проблемы и недостатки в инфраструктуре.

Нормативные значения целесообразно определять на основе:

- региональных и муниципальных нормативов градостроительного проектирования;

- значений, содержащихся в программах комплексного развития инфраструктуры муниципальных образований.

При определении прогнозного уровня обеспеченности объектами инфраструктуры рекомендуется учитывать запланированные и обеспеченные финансированием инфраструктурные проекты на территории городской агломерации.

Для проведения указанной оценки используется раздел "Обеспеченность объектами" Расчетной формы, при этом перечень показателей может быть дополнен.

3.5. Для оценки целесообразности реализации проектов по строительству жилья в городской агломерации, в том числе в рамках проектов комплексного развития территорий, рекомендуется построить баланс жилья на срок разработки Долгосрочного плана.

Указанный баланс определяет фактические потребности в строительстве жилья и составляется с учетом прогнозной обеспеченности населения жильем (на основании демографического прогноза и прогноза рынка труда), а также прогнозного значения объема аварийного жилищного фонда.