СТРУКТУРНЫЕ МЕРЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

На содействие структурной трансформации будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему.

В целом в налоговой политике акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

Предусмотрены также дальнейшие шаги по донастройке налогообложения нефтегазового сектора - в частности, поэтапное сокращение предельного дисконта для целей налогообложения (с 15 $/барр. в 2024 году до 10 $/барр. в 2025 году и 6 $/барр. в 2026 году), сокращение топливного демпфера и повышение ставки НДПИ на природный газ в эквиваленте повышения тарифов на газ для промышленных потребителей.

Актуальность и надежность традиционных ориентиров экспортных цен на российскую нефть (цена на нефть марки Юралс) несколько снизилась с 2022 года в условиях масштабных изменений структуры рынков сбыта и логистики. Эффективность рентного налогообложения (НДПИ, НДД, экспортная пошлина, обратный акциз) при определении налоговой базы исходя из традиционных ценовых ориентиров, таким образом, также несколько снизилась. Так, соотношение объема рентных налогов к свободному денежному потоку до фискального раздела (EBITDA за вычетом рентных налогов после финансирования капиталовложении) резко снизилось с 2022 года, что в условиях относительно стабильного уровня удельных издержек отражает более высокие, чем подразумевается традиционными ценовыми ориентирами, цены реализации.

00000007.png

В этом контексте, предусматриваемый переход к определению налоговой базы в привязке к актуальным ценовым ориентирам и сокращение предельного дисконта позволит повысить эффективность рентного налогообложения нефтяной отрасли.

Кроме того, в целях смягчения влияния курсовых колебаний на ценовые условия на внутреннем рынке с 1 октября 2023 года временно (до 2025 года) вводится прогрессивная шкала ставок экспортных пошлин на товары ненефтегазового экспорта (кроме машино-технической продукции и товаров с высокой импортной составляющей) в зависимости от уровня валютного курса (4% при курсе $/рубля 80 - 85, 5% при курсе 85 - 90, 5,5% при курсе 90 - 95 и 7% при курсе выше 95). При этом в структуре экспорта данных товаров порядка 80% приходится на продукцию отраслей ГМК, где сохраняется высокий потенциал повышения справедливости распределения рентных доходов (см. врезку "Рентное налогообложение отраслей ГМК").