Территории опережающего социально-экономического развития, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа (ТОР в ДФО)

Таблица 1. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действует с 30.03.2015. ТОР в ДФО создается на 70 лет.

Налоговые льготы режима

- пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

- льготный коэффициент Ктд по НДПИ (общая сумма льготы не может превышать величину капитальных вложений),

- пониженная ставка по налогу на имущество,

- освобождение от уплаты земельного налога,

- пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

159

Наличие обязательств

Да (инвестиции, в том числе капитальные вложения (не менее 500 тыс. руб.) и количество новых рабочих мест).

За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <4> ТОР в ДФО составило 743, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 450 <5> резидентов.

--------------------------------

<4> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<5> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (56 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (237 резидентов).

00000010.png

00000011.png

Объем выручки резидентов ТОР в ДФО, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 3,1 раза, количество резидентов - в 1,8 раза, величина капитальных вложений - в 4,1 раза, численность сотрудников - в 2,2 раза. При этом в 2022 году несмотря на рост числа резидентов и увеличение численности сотрудников на 11,4% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период снизился на 15,8%.

С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 4,4 млрд руб. до 56,4 млрд руб. (в 12,7 раз), в том числе с 2,9 млрд руб. до 23,0 млрд руб. (в 8,0 раз) по налоговым льготам и с 1,5 млрд руб. до 33,4 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки (в 21,6 раз). Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 40,8% и 59,2% соответственно.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по добыче и обогащению угля и антрацита (12,0%), добыче руд прочих цветных металлов (11,7%), а также по производству автотранспортных средств (10,3%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 22,5% до 36,5%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 37 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 2. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*>, млрд 00000012.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

05.10

Добыча и обогащение угля и антрацита

42,8

34,9%

22,9%

29,1%

19,5%

07.29

Добыча руд прочих цветных металлов

41,9

24,0%

13,4%

32,6%

21,6%

71.12

Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проект-я, управления проектами строит-ва, выполнения строит. контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях

9,5

34,7%

22,9%

40,1%

33,3%

10.20

Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков

5,4

16,2%

13,8%

18,5%

16,6%

03.12

Рыболовство пресноводное

4,2

26,2%

26,2%

26,4%

36,9%

--------------------------------

<*> Сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа.

<**> Средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа.

<***> Средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа.

Таким образом, режим ТОР в ДФО требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.

На основе результатов анализа эффективности ИНЛ подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима ТОР в ДФО (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").

Ключевые выводы:

- около 80% заявленных капитальных вложений в ТОР в ДФО приходится на крупные инвестпроекты, с инвестициями свыше 100 млрд руб., применяющих также иные налоговые льготы и неналоговые меры поддержки помимо предусмотренных ТОР (например, вычеты по акцизам для нефтехимии),

- существует низкий уровень взаимодействия региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления с бизнесом в части оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, планируемого к реализации в статусе резидента ТОР,

- отсутствует система ответственности (в том числе финансовой) субъектов Российской Федерации и управляющей компании за недостижение показателей, ранее установленных в заключенных соглашениях,

- не представляется возможным подтвердить источники заемного финансирования по инвестиционным проектам, планируемым к реализации на преференциальном режиме (банковские гарантии предоставляются в случае получения статуса резидента до подписания соответствующего соглашения),

- происходит неэффективное использование средств федерального бюджета ввиду строительства невостребованных объектов инфраструктуры, а также возникают риски для федерального бюджета в части предоставления налоговых льгот для проектов, вероятность успешной реализации которых низкая.