II. Реформирование системы бухгалтерского учета - обеспечение адекватности изменившимся общественным отношениям, новой гражданско-правовой среде и общему процессу экономических реформ, соответствие современному уровню развития экономических отношений в стране

- обеспечение регулирования сложившейся системы бухгалтерского учета полностью на национальном уровне при помощи системообразующих законодательных актов, решений Правительства Российской Федерации, что обеспечивает информационную независимость и безопасность страны:

- федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в общеустановленном порядке;

- применяемые для составления консолидированной финансовой отчетности МСФО вводятся по результатам установленной Правительством Российской Федерации специальной процедуры признания, включающей, среди прочего, оценку соответствия их национальным интересам;

- обеспечение непротиворечивости национальной системы бухгалтерского учета международно признанной практике, которое способствует повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского бизнеса, успешному участию Российской Федерации в интеграционных процессах в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС и эффективности экономических отношений с экономическими субъектами других дружественных государств.

- применение способов оценки и представления информации, содержащих прогностические элементы, без которых в современной экономике невозможно принимать обоснованные решения по вопросам управления и инвестирования;

- переориентация правил бухгалтерского учета на:

- реализацию потребностей, в первую очередь, широкого круга пользователей бухгалтерской отчетности, формирование реальной картины деятельности экономических субъектов;

- оценку реального положения дел у экономического субъекта, а не соответствие отчетности установленным правилам;

- переход от представления о стоимости активов как суммы средств, потраченных на их приобретение, к стоимости как сумме средств, которые можно получить от их использования;

- оценку всех подлежащих исполнению экономическим субъектом обязательств, а не только их задокументированной части;

- представление информации о результативности и рисках деятельности руководства экономического субъекта.

- обеспечение единства требований к бухгалтерскому учету как основы сопоставимости финансовой информации о деятельности экономических субъектов всех секторов экономики, включая финансовый и бюджетный:

- установление в стандартах минимально необходимых требований к учету независимо от вида экономической деятельности;

- применение международно признанных стандартов как основы разработки всего комплекса национальных стандартов;

- определение в стандартах учета принципов и требований, позволяющих экономическим субъектам адаптировать ведение бухгалтерского учета к масштабам, характеру и условиям своей деятельности;

- установление принципа самостоятельности для экономических субъектов в выборе способов бухгалтерского учета, построении документооборота, в том числе в конструировании форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

- организация обработки учетной информации, ориентированной, в первую очередь, на цифровые технологии.

- обеспечение дифференциации требований для разных категорий экономических субъектов, с целью оптимизации затрат на его ведение и снижения административной нагрузки. Экономический субъект самостоятельно решает, вести ли упрощенный учет вместо полного, и какие конкретно упрощения применять.

- полный комплект требований определяется всей совокупностью федеральных и отраслевых стандартов и действует в отношении отчетности, прежде всего, общественно значимых экономических субъектов, которые также составляют консолидированную финансовую отчетность;

- упрощенный комплект требований определяется сокращенной совокупностью федеральных стандартов, который могут вести субъекты малого предпринимательства (за исключением общественно значимых), социально ориентированные некоммерческие организации. Упрощенный учет предполагает отказ от "сложных" стандартов (например, стандартов учета строительного подряда), от "сложных" требований к учету (например, от капитализации объектов основных средств, аренды, нематериальных активов, применения дисконтирования). По экспертным оценкам, упрощенный учет позволяет сократить объем отчетности на 80% по сравнению с полным учетом.

- установление принципов прозрачности, подотчетности и информационной открытости, вовлеченности широкого круга заинтересованных лиц, которые реализуются через процедуру принятия стандартов, установленную Федеральным законом "О бухгалтерском учете". В рамках этой процедуры:

- разработка и публичное обсуждение проектов стандартов осуществляются, как правило, негосударственными органами регулирования (профессиональные и деловые объединения);

- профессиональная экспертиза проектов стандартов и общественный надзор их качества (проводятся созданным в соответствии с данным Федеральным законом советом по стандартам бухгалтерского учета, 2/3 которого представляют интересы различных заинтересованных сторон и 1/3 - интересы государства);

- обеспечение стабильности правил, предсказуемости и системности развития регулирования бухгалтерского учета:

- федеральные стандарты бухгалтерского учета разрабатываются в соответствии с программой, утверждаемой на пять лет.

- процесс принятия стандарта, включая несколько публичных обсуждений, занимает от одного года до трех лет.

- длительность перехода к обязательному применению новых стандартов составляет в среднем более полутора лет.

- начиная с 2013 г., Федеральный закон "О бухгалтерском учете" действует практически в неизменном состоянии;

- с 2011 г. неизменно количество федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Правила бухгалтерского учета применяются в течение длительного времени (например, "Основные средства" - 21 год, "Аренда" - 25 лет, "Нематериальные активы" - 15 лет). Количество содержательных изменений, вносимых в них, незначительно.