Режим для резидентов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ)

Таблица 21. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Для резидентов АЗРФ действует с 28.08.2020 и до истечения срока в соглашении об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне. Соглашение может предусматривать возможность продления такого срока.

Налоговые льготы режима

-

пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

-

вычет по НДПИ (по ТПИ) применяется с 01.01.2021 по 31.12.2032. Вычет определяется как величина фактически оплаченных сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов ОС и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования.

Количество отраслей в режиме

116

Наличие обязательств

Да (общий объем осуществленных и запланированных капитальных вложений не может быть менее 1 млн руб.).

За период анализа (2020 - 2022 годы) общее количество резидентов <24> АЗРФ составило 452, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 280 <25> резидентов.

--------------------------------

<24> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<25> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (56 резидента), или нулевого значения показателя выручки (116 резидент).

00000040.png

00000041.png

Объем выручки резидентов АЗРФ, вошедших в периметр анализа, с 2020 года по 2022 год вырос в 1,4 раза, количество резидентов - в 1,8 раза, величина капитальных вложений - в 1,6 раза, численность сотрудников - в 1,4 раза. При этом в 2022 году на фоне увеличения численности сотрудников на 24,3% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период вырос на 12,5%.

С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 82,7 млн руб. до 1 446,2 млн руб. (в 17,5 раз) по налоговым льготам.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по добыче и обогащению железных руд (68,2%), рыболовство морское (6,0%), а также деятельность морского грузового транспорта (3,6%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму снизилась по сравнению с анализом за прошлый год с 92,8% до 84,6%.

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль рыболовство морское в целом за период демонстрирует высокую операционную рентабельность и доходность активов, несмотря на отрицательные значения в последние годы.

Таким образом, режим АЗРФ требует "донастройки" в целом.

Таблица 22. ТОП-5 (из 38 ОКВЭД) по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность (справочно)

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*> млрд 00000042.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

07.10

Добыча и обогащение железных руд

198,4

36,2%

28,5%

51,1%

65,9%

03.11

Рыболовство морское

17,5

-22,5%

-2,3%

59,5%

26,9%

50.20

Деятельность морского грузового транспорта

10,4

30,7%

27,5%

23,9%

26,3%

03.21

Рыбоводство морское

5,1

50,6%

47,4%

44,9%

45,7%

33.12

Ремонт машин и оборудования

4,8

19,0%

40,0%

18,5%

40,6%

--------------------------------

<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа

<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа

<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа

Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима АЗРФ (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").

Дополнительно отмечаем, что:

- отсутствует система ответственности (в том числе финансовой) субъектов Российской Федерации и управляющей компании за недостижение показателей, ранее установленных в заключенных соглашениях,

- происходит неэффективное использование средств федерального бюджета ввиду строительства невостребованных объектов инфраструктуры, а также возникают риски для федерального бюджета в части предоставления налоговых льгот для проектов, вероятность успешной реализации которых низкая.