Налог на добавленную стоимость

1. Проработка в рамках Евразийской экономической комиссии проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части порядка взимания косвенных налогов при электронной торговле товарами, реализуемыми физическим лицам, в целях урегулирования спорных вопросов, связанных с двойным налогообложением налогом на добавленную стоимость.

Итог рассмотрения:

Данное предложение требует дополнительной проработки и его рассмотрение будет осуществляться также и в 2023 году.

2. Мониторинг мер поддержки налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, в случае их перехода на общую систему налогообложения в связи с ростом объема доходов, и "обеление" данной отрасли.

Итог рассмотрения:

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ с 2022 года налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания (далее - общепит) освобождаются от НДС. Кроме того, указанным федеральным законом в целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства для отрасли общепита увеличено предельное значение среднесписочной численности работников с 250 человек до 1500 человек и предоставлена возможность применения ими пониженных тарифов страховых взносов (15%) (далее - льготы для общепита).

Минфином России совместно с ФНС России проводится мониторинг влияния льгот отдельно для общепита на ключевые показатели отрасли с использованием данных ФНС России и Росстата.

По данным Росстата в 2022 году в отрасли общепита осуществляли деятельность 180,7 тыс. организаций и ИП (к уровню 2021 года прирост на 4,6 тыс. единиц), общая среднесписочная численность работников составила 955,7 тыс. человек (к уровню 2021 года прирост на 13,1 тыс. человек), оборот общественного питания - 2,35 трлн рублей (к уровню 2021 года прирост на 418,7 млн рублей).

По данным ФНС России по 1 099 налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, среднесписочная численность работников в 2022 году составила 88,7 тыс. человек (к уровню 2021 года прирост на 23,7 тыс. человек), фонд оплаты труда - 45,1 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 17,5 млрд рублей), выручка - 204,2 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 80,5 млрд рублей).

Темпы прироста среднесписочной численности, фонда оплаты труда и выручки по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, выше аналогичных показателей по отрасли общепита в целом (Таблица 7).

Таблица 7. Информация по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом

Темпы роста в 2022 году к уровню 2021 года, в %

Среднесписочная численность работников

Фонд оплаты труда

Выручка

Налогоплательщики, применившие льготы для общепита

36%

63%

65%

Отрасль общепита в целом

1%

14%

22%

По данным ФНС России платежи в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиков, применивших льготы для общепита в 2022 году, составили 22,9 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 3,2 млрд рублей), по отрасли общепита в целом - 223,2 млрд рублей (к уровню 2021 года прирост на 8,0 млрд рублей).

По налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, основная часть платежей приходится на страховые взносы (40%), НДФЛ (30%) и налог на прибыль организаций (18%) (Таблица 8).

По отрасли общепита в целом страховые взносы также являются наиболее крупным платежом (34%). При этом, по отрасли в целом платежи по НДФЛ и по налогу на прибыль организаций замещаются платежами по НДС и налогам по специальным режимам.

Вышеуказанные особенности структуры платежей в основном объясняется соотношением режимов общей системы налогообложения (ОСНО) и упрощенной системы налогообложения (УСН) по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита (98% в ОСНО) и по отрасли общепита в целом (основная часть налогоплательщиков в УСН).

Таблица 8. Структура платежей в бюджетную систему по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом

Структура платежей в бюджетную систему РФ в 2022 году, в %

Налогоплательщики, применившие льготы для общепита

Отрасль общепита в целом

ВСЕГО

100%

100%

в т.ч. НДС (уплачено минус возмещено)

7%

19%

НДФЛ

30%

22%

Налог на прибыль организаций

18%

5%

Имущественные налоги

2%

2%

Налоги по спецрежимам

3%

18%

Страховые взносы

40%

34%

Темп роста платежей в бюджетную систему Российской Федерации по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита (16%), значительно превышает аналогичный показатель по отрасли общепита в целом (4%) (Таблица 9).

Таблица 9. Сравнение темпов роста платежей в бюджетную систему по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом

Платежи в бюджетную систему РФ, млрд руб.

2021

2022

Изменения

"+", "-"

в %

Налогоплательщики, применившие льготы для общепита

19,8

22,9

3,2

16%

Отрасль общепита в целом

215,2

223,2

8,0

4%

По налогоплательщикам, применившим льготы для общепита, прирост платежей к уровню 2021 года в сумме 3,2 млрд рублей в основном обеспечен по налогу на прибыль организаций, страховым взносам и НДФЛ при одновременном снижении платежей по НДС и налогов по спецрежимам, что соответствует логике введенных изменений в налоговое законодательство (освобождение от НДС, постепенный переход налогоплательщиков из режима УСН в режим ОСНО) (Таблица 10).

По отрасли общепита в целом прирост платежей к уровню 2021 года в сумме 8,0 млрд рублей получен за счет налогов по спецрежимам и НДФЛ при снижении платежей по НДС и страховым взносам.

Таблица 10. Структура изменения платежей в бюджетную систему по группе налогоплательщиков, применяющих освобождение по НДС по услугам общественного питания в сравнении с отраслью общепита в целом

Изменение платежей в бюджетную систему РФ (2022 к 2021), в млрд руб.

Налогоплательщики, применившие льготы для общепита

Отрасль общепита в целом

ВСЕГО

3,2

8,0

в т.ч. НДС (уплачено минус возмещено)

-4,5

-6,1

НДФЛ

2,9

8,2

Налог на прибыль организаций

3,0

1,3

Имущественные налоги

0,0

0,4

Налоги по спецрежимам

-1,2

8,3

Страховые взносы

2,9

-4,0

Положительный бюджетный эффект от введения налоговых льгот для общепита в 2022 году оценивается в сумме 3,0 млрд рублей (определен с учетом темпа роста платежей в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков, не применивших льготы для общепита).

Вывод: В связи с тем, что темпы роста среднесписочной численности, фонда оплаты труда, выручки, платежей в бюджетную систему Российской Федерации по налогоплательщикам, применившим льготы для общепита выше аналогичных показателей по отрасли общепита в целом влияние изменения налогообложения общепита вышеуказанным показателям отрасли по итогам 2022 года, оценивается положительным.