Утвержден

приказом Министерства культуры

Российской Федерации

от 13 июля 2023 г. N 2107

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЦИФР

ПРИЕМА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ

И (ИЛИ) УКРУПНЕННЫМ ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ

ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ ЗА СЧЕТ

БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств (УГСН 50.00.00, 51.00.00, 52.00.00, 53.00.00, 54.00.00, 55.00.00 (за исключением направлений подготовки и специальностей: 51.03.01 Культурология, 54.03.01 Дизайн, 51.04.01 Культурология, 54.04.01 Дизайн) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее соответственно - конкурс, контрольные цифры приема, НПС, УГСН), который включает требования к порядку информирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области искусств (далее - образовательные организации), о процедуре проведения конкурса, требования к объявлению о проведении конкурса и срокам его проведения, показатели деятельности образовательных организаций, по результатам оценки которых принимается решение о распределении контрольных цифр приема, методику проведения конкурса и критерии принятия решения о распределении контрольных цифр приема.

2. Контрольные цифры приема по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ассистентуры-стажировки в области искусств устанавливаются образовательным организациям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования, а также для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования.

3. Контрольные цифры приема по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ассистентуры-стажировки в области искусств устанавливаются для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования только в случае, если государственная аккредитация по указанным образовательным программам ранее не проводилась.

4. В целях информирования образовательных организаций о процедуре проведения конкурса Министерство культуры Российской Федерации публикует объявление о проведении конкурса на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Требования к объявлению о проведении конкурса и сроки его проведения установлены приложением N 1 к настоящему Порядку.

5. Проведение конкурса осуществляется созданной Министерством культуры Российской Федерации конкурсной комиссией на основании заявок образовательных организаций на участие в конкурсе <1> (далее соответственно - конкурсная комиссия, заявка).

--------------------------------

<1> Пункт 20 Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2023 г. N 964 (далее - Правила).

Количество членов конкурсной комиссии должно составлять не менее пяти человек.

6. От одной образовательной организации (филиала) на участие в конкурсе может быть подана только одна заявка.

7. Заявка должна содержать:

а) наименование образовательной организации, сведения о ее организационно-правовой форме, адрес в пределах места нахождения, адрес электронной почты;

б) предложения образовательной организации по установлению контрольных цифр приема, в том числе предложения по максимальным значениям контрольных цифр приема, определяемым с учетом пункта 12 настоящего Порядка, и по минимальным значениям контрольных цифр приема;

в) сведения о наличии у образовательной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим НПС;

г) сведения о наличии у образовательной организации государственной аккредитации по образовательным программам по соответствующим НПС и (или) УГСН;

д) обязательство образовательной организации получить государственную аккредитацию по НПС и (или) УГСН в течение двух лет с момента установления контрольных цифр приема для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования, но не позднее чем до завершения обучения обучающихся, принятых на обучение в пределах установленных контрольных цифр приема (в случае, если заявка содержит предложения по установлению контрольных цифр приема для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования);

е) информацию, необходимую для расчета значений показателей деятельности образовательной организации, по результатам оценки которых принимается решение о распределении контрольных цифр приема, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку (далее - показатели деятельности образовательной организации).

8. Заявка подготавливается на бумажном носителе либо в личном кабинете образовательной организации, открытом на сайте https://kcp.mkrf.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет) с прикреплением сканированных копий документов, перечень которых определяется объявлением о проведении конкурса.

Сформированная в личном кабинете заявка распечатывается для подачи на бумажном носителе.

Заявка направляется на бумажном носителе, прошивается, пронумеровывается, подписывается руководителем образовательной организации или лицом, исполняющим его обязанности, и заверяется печатью образовательной организации (при наличии), представляется в одном экземпляре в запечатанном бумажном конверте. При объеме заявки более 150 листов заявка представляется в нескольких конвертах, которые пронумеровываются.

9. Предложения образовательной организации по установлению контрольных цифр приема представляются только по НПС и (или) УГСН в области искусств, указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.

10. В случае если заявка содержит предложения по установлению контрольных цифр приема для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования, указанные предложения согласовываются с:

государственными органами или органами местного самоуправления, выполняющими функции их учредителей, - для государственных или муниципальных образовательных организаций;

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации - для частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования.

11. Предложения по установлению контрольных цифр приема для обучения по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам ассистентуры-стажировки предоставляются образовательной организацией по субъектам Российской Федерации, на территории которых образовательная организация и ее филиалы (при наличии) осуществляют образовательную деятельность по указанным образовательным программам.

При наличии у образовательной организации в своей структуре филиалов предложения по установлению контрольных цифр приема предоставляются раздельно для образовательной организации без учета ее филиалов (далее - головная организация) и для ее филиалов.

12. Предложения образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальные значения) по НПС и (или) УГСН не могут превышать предельного значения, определяемого по формуле:

00000001.wmz, где:

Зij - предельное значение для предложения i-й образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальные значения) по j-й УГСН (НПС);

КЦ(пр)ij - количество контрольных цифр приема, установленных для i-й образовательной организации по j-й УГСН (НПС) на учебный год, предшествующий учебному году, на который распределяются контрольные цифры приема в рамках конкурса (далее - текущий учебный год).

Для образовательных организаций, реорганизованных в форме слияния или присоединения, значения показателя КЦ(пр)ij определяются как сумма значений показателей КЦ(пр)ij реорганизованных образовательных организаций.

Для УГСН, по которым на текущий учебный год контрольные цифры приема устанавливались по НПС, значения показателя КЦ(пр)ij определяются как сумма значений соответствующих показателей КЦ(пр)ij по НПС, входящим в соответствующую УГСН.

Для НПС, по которым на текущий учебный год контрольные цифры приема устанавливались по УГСН, значения показателя КЦ(пр)ij определяются как значения показателей КЦ(пр)ij по УГСН;

Тj - предельный темп прироста предложений, содержащихся в заявке, принимаемый равным:

0,05 - для УГСН (НПС), по которым общий объем контрольных цифр приема, распределяемых в ходе проведения конкурса, снижается по сравнению с текущим учебным годом;

темпу прироста общего объема контрольных цифр приема по j-й УГСН (НПС), определенному на учебный год, на который распределяются контрольные цифры приема в рамках конкурса, относительно общего объема контрольных цифр приема, распределенных Министерством культуры Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по j-й УГСН (НПС) на текущий учебный год, увеличенному на 0,05, - для прочих УГСН (НПС);

РГj - расчетный размер группы обучающихся для j-й УГСН (НПС), устанавливаемый в объявлении о проведении конкурса в целях расчета предельных значений предложений образовательных организаций по установлению контрольных цифр приема.

По УГСН (НПС), по которым на текущий учебный год контрольные цифры приема не устанавливались ни для одной образовательной организации, предельное значение для предложений образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальное значение) не устанавливается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Предложения образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (минимальные значения) по УГСН (НПС) не могут превышать расчетного размера группы обучающихся по соответствующей УГСН (НПС), устанавливаемого в объявлении о проведении конкурса в целях расчета предельных значений предложений образовательных организаций по установлению контрольных цифр приема.

По УГСН (НПС), по которым на учебный год, предшествующий текущему учебному году (далее - предыдущий учебный год), процент приема в пределах контрольных цифр приема меньше 100 процентов, предельное значение для предложений образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальное значение) определяется по формуле:

00000002.wmz, где:

Зij - предельное значение для предложения i-ой образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальные значения) по j-ой УГСН (НПС);

КЦ(пр)ij - количество контрольных цифр приема, установленных для i-ой образовательной организации по j-ой УГСН (НПС) в рамках конкурса распределения контрольных цифр приема на предыдущий учебный год;

Тj - предельный темп прироста предложений, содержащихся в заявке, принимаемый равным:

0 - для УГСН (НПС), по которым общий объем контрольных цифр приема, распределяемых в ходе проведения конкурса, снижается по сравнению с конкурсом предыдущего года;

темпу прироста общего объема контрольных цифр приема по j-ой УГСН (НПС), определенному на учебный год, на который распределяются контрольные цифры приема в рамках конкурса, относительно общего объема контрольных цифр приема, распределенных Министерством культуры Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по j-ой УГСН (НПС) в предыдущем году, - для прочих УГСН (НПС).

13. Образовательная организация не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе по соответствующим УГСН (НПС) (в целом для образовательной организации либо для ее отдельных филиалов (при наличии), головной организации) в случаях:

а) если заявка поступила после истечения срока подачи заявок, установленного в объявлении о проведении конкурса;

б) если заявка подана с нарушением требований, установленных пунктами 7 и 8 настоящего Порядка;

в) выявления конкурсной комиссией в заявке:

предложений по установлению контрольных цифр приема по НПС, не указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности;

предложений по установлению контрольных цифр приема по НПС и (или) УГСН для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования, по которым государственная аккредитация ранее проводилась;

предложений по установлению контрольных цифр приема по НПС и (или) УСГН для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам, по которым государственная аккредитация ранее не проводилась, не согласованным в порядке, установленном пунктом 10 настоящего Порядка.

г) если показатели деятельности образовательной организации, предусмотренные заявкой, ниже минимальных значений показателей, установленных в объявлении о проведении конкурса.

14. Расчет сводных оценок заявки, расчет предварительного распределения контрольных цифр приема осуществляются, а решение о распределении контрольных цифр приема принимается конкурсной комиссией по результатам оценки показателей деятельности образовательной организации.

Показатели деятельности образовательной организации оцениваются конкурсной комиссией в соответствии с методикой проведения конкурса, приведенной в приложении N 3 к настоящему Порядку (далее - Методика).

При наличии в структуре образовательной организации филиалов показатели деятельности образовательной организации оцениваются раздельно для головной организации и ее филиалов.

15. Распределение контрольных цифр приема осуществляется с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения в соответствии Методикой и критериями принятия решения о распределении контрольных цифр приема, приведенными в приложении N 4 к настоящему Порядку.

Распределение контрольных цифр приема при наличии в структуре образовательной организации филиалов осуществляется раздельно для головной организации и ее филиалов.

16. Министерство культуры Российской Федерации в течение срока, установленного приложением N 1 к настоящему Порядку, размещает в личных кабинетах результаты расчета сводных оценок заявок образовательных организаций и результаты расчета предварительного распределения контрольных цифр приема.

17. Если по результатам предварительного распределения контрольных цифр приема по отдельным УГСН и (или) НПС остаются нераспределенные объемы контрольных цифр приема, конкурсная комиссия вправе принять решение об увеличении указанных в заявках предложений по установлению контрольных цифр приема (максимальных значений) по таким УГСН и (или) НПС (при наличии согласия образовательной организации).

Министерство культуры Российской Федерации информирует образовательные организации о предельных объемах увеличения предложений образовательных организаций по установлению контрольных цифр приема (максимальных значений), определяемых по следующим формулам:

а) при проведении конкурсного отбора по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в отношении образовательных организаций, расположенных на территории города федерального значения Москвы и Московской области, города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее соответственно - Московский регион, Ленинградский регион):

00000003.wmz, где:

ДЗij - предельный объем увеличения предложения i-й образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальных значений) по j-й УГСН (НПС);

ПКЦij - объем контрольных цифр приема для i-й образовательной организации по j-й УГСН (НПС), определенный по результатам предварительного распределения контрольных цифр приема;

ПКЦjl - суммарный объем контрольных цифр приема для образовательных организаций, расположенных на территории l-го региона, по j-й УГСН (НПС), определенный по результатам предварительного распределения контрольных цифр приема;

Sjl - нераспределенный объем контрольных цифр приема по j-й УГСН (НПС) для l-го региона, определяемый по формуле:

00000004.wmz, где:

Sjl - нераспределенный объем контрольных цифр приема по j-й УГСН (НПС);

ПКЦjl - суммарный объем контрольных цифр приема для образовательных организаций, расположенных на территории l-го региона, по j-й УГСН (НПС), определенный по результатам предварительного распределения контрольных цифр приема;

SCjl - разница между общим объемом КПП по j-й УГСН (НПС) для l-го региона и значением ПКЦjl (принимается равной нулю, если значение ПКЦjl равно нулю);

SCj - сумма значений SCjl по Московскому и Ленинградскому регионам;

Sj - нераспределенный объем контрольных цифр приема по j-й УГСН (НПС).

Значения Sjl, определенные по указанной в настоящем пункте формуле, подлежат округлению до целого числа в сторону уменьшения;

б) в остальных случаях:

00000005.wmz, где:

ДЗij - предельный объем увеличения предложения i-й образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальных значений) по j-й УГСН (НПС);

SRj - нераспределенный объем контрольных цифр приема по j-й УГСН (НПС) (при проведении конкурсного отбора по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры - за вычетом нераспределенного объема контрольных цифр приема для Московского и Ленинградского регионов);

ПКЦij - объем контрольных цифр приема для i-й образовательной организации по j-й УГСН (НПС), определенный по результатам предварительного распределения контрольных цифр приема;

ПКЦj - суммарный объем контрольных цифр приема для образовательных организаций (помимо образовательных организаций, расположенных на территории Московского и Ленинградского регионов) по j-й УГСН (НПС), определенный по результатам предварительного распределения контрольных цифр приема.

Значения ДЗij, определенные по указанным в настоящем пункте формулам, подлежат округлению до целого числа в сторону увеличения.

В срок, установленный в объявлении о проведении конкурса, те образовательные организации, в которые направлялись уведомления, направляют согласованные ими предельные объемы увеличения предложений по установлению контрольных цифр приема (максимальных значений) по соответствующим УГСН (НПС), но не более объемов, определенных Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта согласие образовательной организации, в том числе предельные объемы увеличения предложений образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальных значений), оформляется на бумажном носителе, подписывается руководителем образовательной организации или лицом, исполняющим его обязанности, заверяется печатью образовательной организации (при наличии) и направляется в Министерство культуры Российской Федерации.

Конкурсная комиссия увеличивает предложения образовательных организаций по установлению контрольных цифр приема (максимальные значения) в порядке убывания сводных оценок заявок образовательных организаций, при этом:

при проведении конкурсного отбора по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры увеличение предложений осуществляется раздельно для образовательных организаций, расположенных на территории Московского и Ленинградского регионов (в пределах нераспределенных объемов контрольных цифр приема для соответствующего региона), и для всех прочих образовательных организаций;

если остаток нераспределенного объема контрольных цифр приема достаточен для увеличения предложения образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальных значений) в предельном объеме, согласованном образовательной организацией, увеличение осуществляется в предельном объеме, согласованном образовательной организацией;

если остаток нераспределенного объема контрольных цифр приема недостаточен для увеличения предложения образовательной организации по установлению контрольных цифр приема (максимальных значений) в предельном объеме, согласованном образовательной организацией, увеличение осуществляется в размере остатка нераспределенного объема контрольных цифр приема.

Общий объем осуществленного конкурсной комиссией увеличения указанных в заявках предложений по установлению контрольных цифр приема по УГСН (НПС) не может превысить нераспределенный объем контрольных цифр приема, сложившийся в соответствии с предварительным распределением контрольных цифр приема по результатам проведения конкурса по соответствующей УГСН (НПС).

При принятии решений конкурсная комиссия руководствуется расчетными значениями.

18. Конкурсная комиссия ведет следующие протоколы:

а) протокол вскрытия конвертов с заявками, который должен содержать сведения о месте, дате, времени проведения вскрытия конвертов с заявками и перечень образовательных организаций, подавших заявки на конкурс, о присвоении заявкам порядковых номеров в перечне образовательных организаций;

б) протокол рассмотрения заявок, который должен содержать сведения об образовательных организациях, заявки которых были рассмотрены, решение о допуске образовательных организаций к участию в конкурсе или об отказе в допуске образовательных организаций к участию в конкурсе (в целом либо по отдельным НПС, УГСН, в том числе по головным организациям, филиалам образовательных организаций) с обоснованием такого решения;

в) протокол предварительной оценки, который должен содержать сведения об образовательных организациях, которые были допущены к участию в конкурсе, сводные оценки заявок, сведения о предварительном распределении контрольных цифр приема;

г) протокол об увеличении предложений образовательных организаций по установлению контрольных цифр приема (ведется при наличии нераспределенных остатков), который должен содержать перечень образовательных организаций и объемы увеличения предложений по установлению контрольных цифр приема образовательным организациям по соответствующим УГСН (НПС);

д) протокол итоговой оценки, который должен содержать сведения об образовательных организациях, заявки которых были допущены к участию в конкурсе, сводные оценки заявок, сведения о принятом решении о распределении контрольных цифр приема;

е) протокол о распределении остатка контрольных цифр, образовавшегося в результате отказа образовательных организаций от контрольных цифр приема (ведется при образовании указанных остатков).

19. Конкурсная комиссия принимает решения простым большинством голосов. При равном количестве голосов голос председательствующего на заседании конкурсной комиссии является решающим.

Конкурсная комиссия правомочна принимать решения при наличии на заседании конкурсной комиссии не менее половины членов ее состава.

Протоколы заседаний конкурсной комиссии подписываются всеми присутствующими на ее заседании членами конкурсной комиссии.

20. Контрольные цифры приема, распределенные в результате проведения конкурса, устанавливаются приказом Министерства культуры Российской Федерации в срок до 31 декабря года, в котором проводится конкурс.

21. Контрольные цифры приема устанавливаются для образовательной организации, в том числе при наличии в структуре организации филиалов с выделением контрольных цифр приема для головной организации и для ее филиалов, при этом:

а) допускается передача по решению образовательной организации до 25 процентов установленных ей контрольных цифр приема по УГСН (НПС) от головной организации ее филиалам;

б) не допускается передача по решению образовательной организации установленных ей контрольных цифр приема от филиалов образовательной организации головной организации, от филиалов образовательной организации в филиалы образовательной организации;

в) не допускается передача установленных образовательной организации контрольных цифр приема ее филиалам, расположенным за пределами Российской Федерации.

22. В срок до 1 февраля года, следующего за годом, в котором проводится конкурс, образовательная организация вправе отказаться от установленных ей контрольных цифр приема при наличии одной из следующих причин:

а) приостановка государственной аккредитации по образовательным программам высшего образования по УГСН, соответствующим УГСН (НПС), по которым по итогам конкурса были установлены контрольные цифры приема;

б) отзыв лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим НПС (исключение соответствующей НПС из приложения к лицензии);

в) невозможность приема на обучение в связи с внесением изменений в федеральные государственные образовательные стандарты, предусматривающих исключение формы обучения, по которой установлены контрольные цифры приема из числа допустимых форм обучения для соответствующей УГСН (НПС).

Отказ от контрольных цифр приема оформляется на бумажном носителе, подписывается руководителем образовательной организации или лицом, исполняющим его обязанности, заверяется печатью образовательной организации (при наличии), а его электронная копия направляется в Министерство культуры Российской Федерации.

23. При наличии нераспределенного остатка контрольных цифр приема, образовавшегося в результате отказа образовательных организаций от контрольных цифр приема, который может быть перераспределен иным образовательным организациям, Министерство культуры Российской Федерации осуществляет распределение остатка в соответствии с Методикой.

Решение о распределении остатка контрольных цифр, образовавшегося в результате отказа образовательных организаций от контрольных цифр приема, принимается конкурсной комиссией.

В случае если отказ от контрольных цифр приема связан с запретом, указанным в подпункте "в" пункта 22 настоящего Порядка, конкурсная комиссия вправе перераспределить высвободившийся объем контрольных цифр приема на иные направления подготовки и/или укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, в том числе изменив форму обучения.

В срок до 1 марта года, следующего за годом, в котором проводится конкурс, Министерство культуры Российской Федерации издает приказ о внесении изменений в приказ, указанный в пункте 20 настоящего Порядка, в части изменения контрольных цифр приема по итогам распределения остатка контрольных цифр приема, образовавшегося в результате отказа образовательных организаций от контрольных цифр приема.