4. Методологическая основа и принципы, применяемые при развитии сети ПППК

4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПРИНЦИПЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

ПРИ РАЗВИТИИ СЕТИ ПППК

Методологической основой развития сети ПППК являются системно-деятельностный и практико-ориентированный подходы.

Системно-деятельностный подход предполагает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Практико-ориентированный подход означает практическую направленность всего процесса обучения, его связь с реальной действительностью, понимание социального контекста и рисков, связанных с вопросами образования и воспитания в современном мире. Важнейшим средством реализации данного подхода является организация социально-педагогической практики обучающихся, цель которой - выявление и проверка склонностей к педагогической деятельности, развитие мотивации, интереса к профессии, приобретение обучающимися педагогических, организаторских навыков, умений, необходимых для будущей профессии, а также освоение опыта самостоятельной организаторской, коммуникативной деятельности.

Развитие сети ПППК основывается на следующих принципах.

Принцип системности состоит в том, что профильное обучение в ПППК органично включено в традиционный образовательный процесс и строится в соответствии с его структурой; что в этом процессе задействованы и имеют свою определенную функцию все виды доступных ресурсов, в том числе ресурсы социальных партнеров; что обучающий процесс содержит все виды взаимодополняющих этапов - теоретическую подготовку, отработку навыков, разработку собственного образовательного продукта.

Принцип последовательности заключается в постепенном наращивании необходимых компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью и формируемых на основе трехступенчатой модели: от когнитивного компонента к деятельностному (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).

Принцип научности предполагает опору на современное научное знание; использование исключительно компетентных и достоверных источников при отборе образовательного контента и выборе технологий обучения.

Принцип современности подразумевает опору на современный социально-профессиональный контекст, прогрессивные технологии в образовании, актуальные коммуникации, формирование навыков, позволяющих эффективно адаптироваться в новом цифровом мире и соответствовать вновь возникающим вызовам общества.

Принцип продуктивности предусматривает получение конкретного продукта по итогам проявления разнообразных активностей ученика (олимпиады, профессиональные пробы, учебные проекты, социальная деятельность, волонтерская деятельность и т.д.).

Принцип гуманистической направленности обучения предполагает формирование человекоцентрированной позиции; использование средств и методов, направленных на субъект-субъектное взаимодействие; развитие навыка работы в команде, понимания других людей и учет их интересов.

Принцип добровольности заключается в предоставлении школьнику реального выбора на всех этапах обучения в ПППК, включая формат занятий, практик и других образовательных мероприятий. Опыт самостоятельного проектирования своего образовательного маршрута в данном контексте выступает одним из инструментов освоения новой парадигмы образования, когда ученик берет на себя ответственность за результаты своего образования и становится его реальным субъектом.

Принцип персонализации обучения предполагает развитие субъектности ученика на основе вариативности выбора форм и способов самообразования, построения индивидуального образовательного маршрута и его реализации с учетом его индивидуальных целей и ценностей, в том числе при выборе профессии.