Раздел 10. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, по дополнительным общеразвивающим программам для детей

Раздел 10. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, по дополнительным общеразвивающим программам для детей.

Индивидуализация образовательного процесса также может быть осуществлена посредством реализации дополнительных программ. Интеграция основного и дополнительного образования обеспечивает продуктивное использование ресурса времени детей, нуждающихся в длительном лечении, и позволяет достигнуть необходимый уровень результатов освоения образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования за счет целостности единого образовательного процесса.

Дети и подростки в условиях длительного лечения в медицинских стационарах испытывают чувство замкнутости, скучают по дому и близким, ощущают давление медицинских вопросов над текущими жизненными целями, страдания и переживания в связи с лечением, изменившимся внешним видом и другими медицинскими факторами. В условиях пониженного эмоционально-мотивационного фона у ребенка именно сфера его интересов является педагогическим инструментом вовлечения в продуктивную посильную образовательную деятельность. Именно сфера дополнительного образования предоставляет в госпитальной школе средства, которые являются путем к освоению основных образовательных программ. Педагог госпитальной школы не имеет другого способа мотивации к обучению, только как быть интересным больному ребенку в период получения терапии. Он должен демонстрировать понимание проблем здоровья обучающегося и создавать дружелюбную атмосферу сотрудничества, создавать условия для построения правильных доверительных стратегий общения. В противном случае ребенок будет быстро терять интерес, уставать и негативно относится к учебной деятельности в период лечения.

Органичное сочетание программ основного образования с разнообразными дополнительными программами создает в госпитальной школе основу для формирования полноценной образовательной среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата, способствующего скорейшему выздоровлению.

Открытая образовательная среда госпитальной школы, формируемая путем интеграции различных образовательных программ, в том числе с участием социальных партнеров школы, нацеленных на благополучие детей, нуждающихся в длительном лечении в детских больницах, позволяет расширить границы образования, творчества и сотрудничества и обеспечить развитие как творческих способностей детей и их познавательных интересов, так и ключевых компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Работа госпитальных школ направлена на создание комфортных условий для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях. Важным направлением в этом является взаимодействие госпитальных школ с социальными партнерами, которое включает в себя партнерство с организациями, занимающимися социальной работой и благотворительностью. Они помогают организовывать совместные программы, направленные на поддержку детей, нуждающихся в длительном лечении, а также членов их семей. Также госпитальная школа взаимодействует с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, детскими общественными и волонтерскими организациями, что дает возможность создания и реализации совместных программ дополнительного образования во время лечения, помогает детям в больницах не терять связь с миром образования, культуры, науки и развивать свои навыки и интересы. Во многих больницах дети могут принимать участие в волонтерской деятельности, такой как помощь другим детям-пациентам и персоналу больницы. Госпитальная школа может помочь детям, нуждающимся в длительном лечении, найти подходящую волонтерскую деятельность и развить свои социальные навыки. В условиях длительной госпитализации дети нуждаются в развитии своих личностных качеств, таких как уверенность в себе, коммуникабельность и других. Общение и совместные события с социальными партнерами госпитальной школы способствуют развитию личности детей-пациентов и помогают им стать более уверенными. Социальное партнерство обеспечивает госпитальным школам поддержку от различных организаций в достижении поставленных целей, помогая детям, нуждающимся в длительном лечении, а также членам их семей.

Объединение ресурсов госпитальной школы и социальных партнеров предполагает проведение как разовых мероприятий, так и реализацию дополнительных образовательных программ различной направленности и форм проведения: онлайн-экскурсии в музеи; фестивали и акции; мастер-классы, семинары, тренинги; сессии предпрофессиональных проб; социально-образовательные проекты, конкурсы и другие.

Часто в силу санитарно-эпидемиологических требований медицинской организации проведение занятий осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных и дистанционных образовательных технологий. При организации мероприятий следует обращать особое внимание как на индивидуальные особенности детей, текущее состояние здоровья на момент занятий, интересы и предпочтения учащихся, так и продолжительность (не более 40 минут) занятий, их динамику, наличие деятельностного компонента. Следует отметить, что посещение медицинских стационаров волонтерами и социальными партнерами госпитальных школ возможно только при согласовании с руководством медицинских организаций.

С целью систематизации направлений и методической поддержки общественных инициатив, направленных на социальное взаимодействие с детьми, нуждающимися в длительном лечении, в рамках проекта госпитальных школ "УчимЗнаем" создан информационно-образовательный портал "Добрые знания" www.добрыезнания.рф. На данном портале все участники социального партнерства с госпитальными школами могут познакомиться с визитными карточками уже успешно реализованных социально-образовательных инициатив, правилами построения коммуникаций с больным ребенком и членами его семьи, получить рекомендации экспертов по такому социальному взаимодействию.