Новые рекомендации по реализации профориентационного минимума направлены Письмом Минпросвещения России от 21.02.2024 N АЗ-323/05.

Воспитательный потенциал профориентационной деятельности

Самоопределение каждого человека, как профессиональное, так и личностное, определяет не только индивидуальную жизнь этого человека, но и жизнь окружающих людей: как ближнего круга, семьи, близких, так и региона, а далее всей страны и даже мира. Из множества выборов каждого человека в итоге складывается жизнь общества: если молодой человек интересуется профессиональным делом, которое он выбрал, совершенствуется в нем, ответственно относится к результатам своего труда, есть основания предполагать, что у этого человека выше профессиональные результаты, выше его жизненная удовлетворенность, благосостояние, выше и качество того профессионального продукта, который он создает <9>. Верным может быть и обратное: если большинство людей выбрали дело в жизни, профессию, к которой они не испытывают никакого интереса, это сказывается в итоге на других людях (приводя к услугам и продуктам труда низкого качества, несбалансированному рынку труда, низкой производительности труда).

--------------------------------

<9> Дакворт А. Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей. - М.: Эксмо, 2017. - 352 с.

Таким образом, общество, которое стратегически планирует свое развитие, не может не заботить то, как именно будет совершаться выбор профессионального направления молодежью, готовы ли молодые люди брать на себя ответственность за то пространство (здесь имеется в виду и территория, и среда, социальное окружение), в котором выросли, знают ли и гордятся ли теми достижениями, которые совершили представители родного края.

Общеобразовательная организация является тем единственным, по сути, институтом социализации, где у общественных институтов и органов власти есть возможность, в сотрудничестве с семьей, системно влиять на воспитание ценностных ориентиров молодых людей. В связи с этим, необходимо с ответственностью относиться к содержательному наполнению такого влияния.

Следует согласиться с профориентологами в том, что сопровождение профессионального самоопределения - это относительно самостоятельное направление деятельности, наряду с обучением и воспитанием. Тем не менее, можно говорить о "воспитательном потенциале профориентационной деятельности" <10>. Такой потенциал может быть реализован в воспитании ценностных ориентиров, важных для развития общества.

--------------------------------

<10> Пронькин В.Н., Махотин Д.А., Кинелева В.В., Родичев Н.Ф. Воспитательный потенциал профориентации: взгляд нового поколения//Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - N 3 (50). - С. 97 - 114.

Существуют исследования, посвященные связи благосостояния общества и ценности труда у его членов. Можно наблюдать, что ценность труда непосредственно влияет на благосостояние, и те общества, которые транслируют эту ценность, имеют более развитую экономику и технологии. Таким образом, воспитание уважения к труду видится важной задачей. Вместе с тем, послушание не должно быть абсолютной ценностью: более успешны те сообщества, которые не требуют от детей жесткого повиновения <11>.

--------------------------------

<11> Аузан А.А. Лекция "Как связаны экономический успех и религия" из цикла лекций "Культурные коды экономики: почему страны живут по-разному": https://www.forbes.ru/forbeslife/441929-kul-turnye-kody-ekonomiki-kak-religia-vliaet-na-ekonomiceskij-uspeh (дата обращения: 20.05.2023).

Есть и еще одно наблюдение: население РФ является стареющим, на рынок труда попадают все меньше молодых людей из-за демографической ситуации, и для сохранения уровня жизни необходимо повышение производительности труда - а это, в свою очередь, означает повышение ценности образования, причем не как однократного акта, а как деятельности, сопровождающей всю профессиональную жизнь.

Влияние на формирование такого рода ориентиров можно реализовать в самых разных видах профориентационной работы:

- в учебной деятельности (обсуждение значимости учебного предмета в профессиональной деятельности и важности образования вообще);

- в деятельности мастеров и наставников (в профессиональных пробах передается не только профессиональное мастерство, но и отношение к данной профессиональной деятельности, понимание ее значимости для общества, перспектив, задач, которые необходимо решить);

- при посещении профориентационных выставок, где обучающиеся смогли бы увидеть и достижения, и приоритеты развития, которые ставит перед собой Российская Федерация.