Новые рекомендации по реализации профориентационного минимума направлены Письмом Минпросвещения России от 21.02.2024 N АЗ-323/05.

Рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных организациях

Рекомендации по организации профориентационной работы

в образовательных организациях

В целях реализации комплексной профориентационной работы в образовательных организациях РФ необходимо руководствоваться настоящими методическими рекомендациями. Профориентационная работа в образовательных организациях включает в себя комплекс мер по формированию ГПС обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.

Целевая аудитория - обучающиеся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; родители и педагогические работники; представители систем СПО и ВО; организации - работодатели региона.

Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам. возрастные группы соответствуют каждому из классов - с 6-го по 11-й. Все виды активностей и материалов (видео-контент; статьи с описанием профессий, в т.ч. профессий будущего <12>; тематические онлайн-уроки; отраслевые уроки, методы диагностики; мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями ВО; профессиональные пробы на базе Платформы и на базе площадки; статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

--------------------------------

<12> См. раздел для обучающихся на платформе "Билет в будущее": https://bvbinfo.ru/catalog.

Отдельная спецификация - для групп, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с разными нозологиями по возрастам.

Профориентационный минимум предлагает на выбор один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в классе:

- базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 40 академических часов в учебный год);

- основной уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 60 академических часов в учебный год);

- продвинутый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 80 академических часов в учебный год).

Региональный орган исполнительной власти устанавливает уровень реализации профориентационного минимума в зависимости от приоритетов развития и возможностей для каждой из общеобразовательных организаций.

Уровень реализации профориентационного минимума для каждого из классов выбирает общеобразовательная организация.

Одним из элементов организации профориентационной работы является учет в ее содержании федерального и регионального компонентов. Так, федеральный компонент позволяет знакомить обучающихся со стратегией экономического развития страны, приоритетными отраслями экономики, соответствующими потребностями в компетенциях, кадровой политикой РФ. Кроме того, федеральный компонент направлен на формирование ценностных ориентиров, значимых для успешной профессиональной деятельности любого человека (таких как ценность труда, ценность непрерывного образования и самообразования и пр.). Региональный компонент направлен на изучение регионального рынка труда, экономических особенностей региона, специфических потребностей в кадрах и задач экономического развития, характерных для конкретного региона; территориальной образовательной среды, охватывающей профессиональное образование, общее образование, ДО.

Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:

1. Урочная деятельность. Она включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности, а также решение в рамках учебного предмета задач, характерных для профессиональных сфер, где данный предмет является значимым. Урочная деятельность не предполагает проведение дополнительных уроков, т.е. проводится в рамках учебного плана. Она предполагает также проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета "Технология" (в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в т.ч. на базе учебно-производственных комплексов).

Материалы: рекомендуются для использования материалы и разработки, представленные в КИК "Конструктор будущего" <13>, или другие программы.

--------------------------------

<13> См. раздел для зарегистрированных педагогов на платформе "Билет в будущее": https://bvbinfo.ru/auth.

2. Внеурочная деятельность: курс занятий "Россия - мои горизонты". Она подразумевает работу по программе курса внеурочной деятельности "Билет в будущее" (далее - Программа), рассчитанной на 34 академических часа. Программа содержит занятия, содержащие профориентационные диагностики (диагностику склонностей, диагностику ГПС, диагностику способностей, личностных особенностей и др); профориентационные уроки; занятия, посвященные изучению отраслей экономики; рефлексивные занятия, моделирующие онлайн-профпробы в КИК "Конструктор будущего".

Часть занятий (не более 17 ак. часов из 34) может включать региональный компонент. Материалы занятий должны быть утверждены региональным органом исполнительной власти в сфере образования и согласованы с Фондом Гуманитарных Проектов (федеральным оператором реализации профориентационного минимума) и размещены на цифровом ресурсе федерального оператора.

Региональный компонент содержит занятия, посвященные изучению региональной образовательной среды и региональной специфики рынка труда, а также знакомство с работой служб занятости и социальной защиты. Рекомендуется реализовывать в рамках социального партнерства с организациями ВО и профессиональными образовательными организациями, компаниями-работодателями и др.

Программа внеурочной деятельности может быть дополнена вариативным компонентом на усмотрение общеобразовательной организации, включающим: проектную деятельность обучающихся, профориентационное тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные деловые игры; консультации педагога и психолога; конкурсы профориентационной направленности (в т.ч. чемпионаты "Абилимпикс", "Профессионалы" и др.); уроки "Шоу профессий".

3. Практико-ориентированный модуль. Он предполагает участие наставника и пробные погружения обучающихся в реальный профессиональный контекст. Состоит из мероприятий по профессиональному выбору, экскурсий на производство, экскурсий и посещения образовательных организаций ВО и профессиональных образовательных организаций, посещения профориентационной выставки "Лаборатория будущего" или других, участия в профессиональных пробах, образовательных выставках, ярмарках профессий, днях открытых дверей в образовательных организациях ВО и профессиональных образовательных организациях, посещения открытых уроков на базе колледжей, мастер-классов, проектную деятельность обучающихся и др.

4. Дополнительное образование. Оно включает выбор и посещение пробных занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся. Программы дополнительного образования, доступные в конкретном субъекте РФ, можно изучить в региональном "Навигаторе дополнительного образования".

5. Профессиональное обучение. Оно включает мероприятия, помогающие выбрать, а затем - при желании обучающегося - пройти обучение по программам профессионального обучения. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в т.ч. для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями). В рамках такого взаимодействия осуществляется информационное сопровождение родителей обучающихся и проведение тематических родительских собраний. Дополнительно могут проводиться тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в т.ч. о процессе профессионального самоопределения ребенка, тематические курсы (в т.ч. в формате онлайн), а также участие родительского сообщества в профориентационной работе как представителей различных профессий.

7. Профильные предпрофессиональные классы <14>. Это комплекс мероприятий из шести форм, который включает все вышеописанные форматы работы. Он предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями ВО или компаниями-работодателями.

--------------------------------

<14> На платформе "Билет в будущее" в разделе "Для педагогов" выложены описания лучших практик.

Перечень приоритетных профилей предпрофессиональных классов определяется на региональном уровне с учетом запроса экономики. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.

Пример распределения профориентационных мероприятий по направлениям профориентационного минимума с учетом уровня реализации профориентационного минимума и выделяемых часов приведен в Приложении 2.